Многие стартапы в какой-то момент сталкиваются с необходимостью привлечь в проект инвестора. И не только для вливания в него денег на развитие, но и для менторской поддержки. Казанский стартап Interactive Platform за два года получил в инвесторы двух крупных предпринимателей, а в качестве партнёра – режиссёра Тимура Бекмамбетова. О том, как заинтересовать своим продуктом серьёзных инвесторов, порталу Biz360.ru рассказали основатели проекта Interactive Platform Александр Смирнов и Фанис Садыков.
Александр Смирнов (28 лет), Фанис Садыков (28 лет), основатели проекта
Interactive Platform. Александр по образованию - программист, окончил Поволжский технологический университет. Фанис окончил Казанский федеральный университет по специальности «государство и муниципальные финансы». Познакомились в 2013 году – и стали совместно развивать стартап Александра – досуговое приложение RelaxUp. В 2014 году запустили студию по производству интерактивного видео. Концепция проекта изменилась после прихода инвестора – руководителя группы компаний Fix Дмитрия Еремеева.
Фанис Садыков из Казани и Александр Смирнов из Йошкар-Олы в студенческие годы пробовали заниматься бизнесом. Александр с друзьями создавал и продавал сайты, мобильные приложения, казуальные игры (компьютерные игры с простыми правилами, вроде пасьянса «Косынка» - прим. редакции). Фанис занимался продажами, чтобы полученный опыт затем применить в каком-нибудь своём проекте.
Друг с другом они познакомились в одном из молодёжных лагерей в 2013 году. А уже через полгода Александр предложил Фанису деловое сотрудничество. В то время он развивал свой стартап RelaxUp - мобильное приложение с афишей актуальных мероприятий в Йошкар-Оле. Александр хотел выйти на рынок Казани, стал думать, есть ли у него знакомые из этого города - и вспомнил про Фаниса.
Договорились о сотрудничестве, поработали вместе, но проект пришлось закрыть. «Хотя у приложения набралось много пользователей за 1,5 года его существования, экономика проекта не билась. Мы не видели смысла поддерживать его дальше», - рассказывает Александр Смирнов.
После этого компаньоны решили заняться чем-то другим. Так как оба видели перспективы в сфере IT, стали думать над проектом в этой области. Фанис и Александр обратили внимание, что современная молодёжь активно потребляет видеоконтент. Идти в нишу видео решили с необычной идеей – созданием интерактивного видеоконтента, которым может активно управлять зритель. При условии, что ролик он смотрит на смартфоне, планшете или компьютере.
«Нам показалось, что это будет следующим шагом в эволюции контента. С одной стороны, зритель может управлять происходящим на экране во время просмотра. С другой, любой рекламный ролик можно будет подстраивать под интересы зрителя в зависимости от его пола, возраста, интереса. Так лучше удерживать внимание аудитории и более точечно продавать ту или иную услугу», - рассказывает Александр Смирнов.
Изначально компаньоны думали о том, чтобы самим создавать интерактивные ролики для заказчиков. Они хотели делать продукт на стыке видео, IT-технологий, маркетинга, digital и PR. Чтобы продемонстрировать возможности интерактивного видео потенциальной аудитории, решили снять за свой счёт пробный ролик. Возникла мысль сделать его о продукции Adidas, и заодно попробовать продать его этой компании.
Ролик представлял из себя рекламу кроссовок. Тот, кто просматривал видео, оказывался в компании бегущих людей и должен был оторваться от них. Видео длилось 6 минут, его производство обошлось в 120 тысяч рублей. Часть этих денег вложили Фанис и Александр, но большую часть суммы дали их друзья. На старте договорились, что если видео получится продать в Adidas, то всем инвесторам вернут деньги с большим процентом. Если ничего не выгорит, то потраченные суммы никому не жалко потерять.
«Мы начинали с простого звонка в московский офис Adidas. Прошли сто кругов ада, пока не попали на встречу к маркетологам компании. Показали им демо нашего продукта, они сильно удивились – так можно было? Потом изучили нашу презентацию, спросили, сколько денег нужно на полнометражное видео, и сказали, что этот вопрос им надо согласовать с главным офисом в Германии. Переговоры и встречи с Adidas велись на протяжении трёх месяцев, но в конечном итоге нам так никто и не перезвонил», - вспоминает Александр.
Фанис Садыков считает, что в этом не было ничего необычного. «Это и понятно: на тот момент у нас не было ни имени, ни статуса в бизнесе».
Молодые люди стали искать компанию, более заинтересованную в их технологиях. Договорились разработать для казанского IT-парка продукт, ориентированный на стартаперов. Его демонстрировали во время двухдневного мероприятия Kazan Startup Weekend в 2015 году. В ролике главный герой, он же зритель, запускает собственный бизнес. Он берёт деньги у сомнительного инвестора, спускает их за неделю совсем не на развитие проекта, а потом убегает и прячется от инвестора. Догонялки с инвестором происходят в стенах казанского IT-парка.
Участники делового мероприятия должны были сесть за компьютер, к которому подключен интерактивный видеопроектор. Они не просто просматривали ролик, но и пытались убежать от инвестора. Происходящее в видео транслировалось на большой экран в холле IT-парка и за ним могли наблюдать все желающие.
«Это событие стало переломным для нашего проекта. Мы собрали позитивный фидбэк от участников мероприятия. Вовлечённость в это промо-видео была очень высокой», - констатирует Фанис Садыков.
Кроме того ролик увидело много людей, представляющихся инвесторами. Это вселило в создателей Interactive Platform надежду: они тоже смогут найти тех, кто поможет им развивать свой проект. Последовала череда деловых встреч, которая ни к чему не привела.
«К нам стали обращаться люди, которые говорили: «Вы очень крутые, мы вложим в вас миллионы долларов». Некоторые личности говорили, что занимаются поставкой алмазов, строят особые экономические зоны в Лаосе, снимают фильмы в Голливуде. Они предлагали сотрудничество, утверждая, что состыкуют нас с крупнейшими компаниями, например, с КАМАЗом. После этого просили сделать презентацию для условного КАМАЗа. Мы её готовим, усиленно делаем разные расчёты, и на этом всё заканчивается. Мы тратили много сил, но результат отсутствовал, - замечает Фанис.
В то время компаньоны уже почти отчаялись. Они стучались во все двери, но развитию их проекта это никак не помогало. На одной из встреч знакомая посоветовала обратиться к Дмитрию Еремееву, предпринимателю из Казани, основателю группы компаний FIX.
Фанис нашёл адрес электронной почты помощницы Дмитрия, отправил ей письмо с информацией о себе и вопросом о возможной встрече. Ответ пришёл через 10 минут: стартаперам предложили приехать на встречу через 2 часа.
«Мы прибежали к Дмитрию Еремееву и стали рассказывать, какие мы крутые, что мы всё можем. Это типичная ошибка всех, кто хочет привлечь инвестора. Потом мы решили показать ему демо. Запускаем наш сайт, а он не открывается, потому что не оплачен хостинг. Показываем видео с компьютера, постоянно что-то не работает. Это был просто ужас», - говорит Александр Смирнов.
Фанис и Александр в итоге не попросили инвестиций, а предложили Дмитрию снять интерактивное видео для его компании FIX. Вместо этого услышали в ответ примерно следующее: «Парни, вы можете заработать таким образом несколько миллионов рублей и купить себе по Mercedes. Но если вы продолжите позиционироваться, как сейчас, то так и останетесь всего лишь производителями контента. А это низшая ступень. Вам надо выстраивать свою платформу с инструментами для создания интерактивного видео».
Разговор перетёк в такое русло, по окончании которого Дмитрий Еремеев стал наставником и инвестором Interactive Platform. Он активно участвует в развитии проекта, но сумма его вложений не раскрывается.
Дмитрий Еремеев, по словам Фаниса и Александра, объяснил им, что занимаясь производством интерактивного видеоконтента, они рассчитывают только на заказчиков в виде крупных компаний. Когда же они предложат платформу с инструментами для создания таких роликов, то их аудитория автоматически расширится – до компаний из сферы киноиндустрии, мелких фирм, которые хотят сами снимать ролики о себе и для себя, агентств, обычных блогеров и школьников.
«В тот же день мы осознали, что Дмитрий прав. Если проанализировать, на создание каждого ролика у нас уходило бы много времени. Мы работали 3 месяца, чтобы снять хронометраж в 6 минут для Adidas. Если бы взялись за один большой продукт, то делали бы его, наверное, год. Если же создать платформу, то мы будем обслуживать, по сути, неограниченное количество пользователей, самостоятельно создающих интерактивное видео», - говорит Александр Смирнов.
Появление инвестора позволило не только поменять концепцию проекта, но и спокойно работать над новым продуктом – без спешки и необходимости искать средства на развитие.
Чтобы продемонстрировать возможности интерактивного видео, команда решила снять «суперкрутой демонстрационный фильм». Параллельно этой работе предполагалось создать и запустить платформу с доступными инструментами для производства видео, а также мобильное приложение для их просмотра (подобие онлайн-кинотеатра).
Первый промо-ролик должен был продемонстрировать, какие особенности даёт интерактивное видео, если соединить в нём приёмы из компьютерных игр. Для этого решили снять ролик с элементами боевика. Съёмки длились 18 дней. Не имея опыта в киноиндустрии, Фанис и Александр самостоятельно организовали весь цикл кинопроизводства, но это далось им нелегко.
«Надо понимать, что мы не Голливуд, и у нас не было его бюджета. Дмитрий выделил нам 6-7 миллионов – на съёмки, продакшн и постпродакшн. Мы рассчитывали сделать ролик за 3 месяца, в итоге работали год. Мы думали, что работы по графике или звуку быстро выполняются, но оказалось, что всё не так легко», - вспоминает Фанис Садыков.
Когда первый интерактивный ролик был готов, Дмитрий Еремеев познакомил основателей Interactive Platform с командой пиарщиков. Просмотрев созданный интерактивный боевик, они вынесли неутешительный вердикт – в нём много крови и насилия. Продвигать с его помощью платформу по созданию интерактивного видео будет тяжело. Можно получить обратный эффект – отторжение нового проекта у потенциальной аудитории.
Сначала Александр и Фанис не согласились с этой точкой зрения, но потом признали её правоту. «Глупо было спорить, что в видео много насилия. Потому что мы изначально хотели сделать безумный экшн с перестрелками, драками, взрывами и т.д.», - признаёт Александр.
После общения с PR-специалистами, основатели проекта стали думать, как им быстро снять другое демо-видео, которое бы заинтересовало потенциальную аудиторию. Действовать нужно было быстро. Дмитрий Еремеев обещал в ближайшее время познакомить Фаниса и Александра с людьми из киноиндустрии. К этой встрече необходимо было подготовить концепцию будущего проекта.
Рассуждая о том, какие темы не оставляют равнодушными пользователей интернета, сошлись на теме котиков и женской груди. Ролик, в котором не было демонстрации голых частей тела, сняли за три вечера. Постпродакшн занял примерно столько же времени.
Это видео многих эмоционально впечатлило, в том числе и Сергея Солонина, генерального директора Qiwi (на фото), уверяют Александр и Фанис. Вскоре он тоже стал инвестором Interactive Platform (по данным vc.ru, сумма инвестиций составила $0,5 долларов). После его прихода команда погрузилась в создание MVP будущей платформы, доступной широкому кругу пользователей.
Сейчас все созданные на платформе проекты представлены в собственном маркетплейсе Movika, который является онлайн-кинотеатром. С апреля этого года Movika доступна на устройствах с системами iOS и Android. Те, кто увидят демонстрационные ролики, по замыслу создателей проекта, лучше поймут, как работает такое видео. А если они решат создать интерактивный контент своими силами, то смогут воспользоваться инструментами, которые предлагает Interactive Platform. Платформа позволяет не только создавать ролик, но и помогает с его публикацией в магазинах дистрибуции контента.
На VKfest (мероприятии, организованным соцсетью «ВКонтакте» - примечание редакции) Дмитрий Еремеев организовал для Александра и Фаниса встречу с режиссёром Тимуром Бекмамбетовым. С тех пор он является партнёром проекта и консультантом по интерактивному контенту.
В настоящее время в приложении Movika можно бесплатно увидеть семь интерактивных роликов. Это обучающее видео, проект ТНТ «Предварительные ласки», собственные фильмы и ролики от других авторов.
В ближайшее время команда Interactive Platform займётся аналитикой. Предстоит изучить аудиторию, потребляющую интерактивный контент, метрики отдельных проектов, методы монетизации.
«Мы поймём, какие способы монетизации возможны: подписка на фильмы, рекламные возможности, платные проекты. Так как мы стартап, то будем подстраиваться под условия рынка. И мы, и наши инвесторы ожидаем, что к концу 2020 года проект выйдет на самоокупаемость», - замечает Александр Смирнов.
рекомендации Александра Смирнова и Фаниса Садыкова
Следует искать инвесторов, которые интересуются сферой, в которой вы создаёте свой бизнес, и разбираются в ней. Наши инвесторы понимают все тонкости IT-сферы, поэтому нам легко с ними общаться и многое даже не надо объяснять. Например, мы планировали выпустить релиз мобильного приложения Movika в декабре прошлого года, но сделали это только в апреле. Частично из-за долгой проверки в AppStore. Наши инвесторы понимают, что в планах возможны сдвиги, и не всегда по нашей вине.
Ошибочно думать, что деньги инвестора решат все проблемы начинающего проекта. Они могут испортить стартап и первоначальную идею.
Думая об инвесторе, ищите не просто деньги - те связи, которые может дать хороший инвестор, могут быть ценнее денег. Сотрудничество с Дмитрием Еремеевым открывало нам двери к очень нужным и правильным людям. Он рассказывал о нас топ-менеджерам из различных сфер, чтобы мы нашли с ними какие-то точки соприкосновения. Давал нам их контакты и говорил: «Дальше сами». При таком подходе, когда потенциальным партнёрам о нас уже рассказал известный предприниматель, отношение к стартапу другое, чем когда его основатели сами стучатся во все двери.
Важно найти близкого по духу инвестора. Тогда и сотрудничество с ним будет комфортным, честным и открытым. Мы много общались с нашими инвесторами в неформальной обстановке, у нас одинаковое видение проекта. Мы не строим заоблачных планов, каждый месяц отчитываемся о проделанной работе и потраченных средствах. Нам не приходится что-то пририсовывать в этих отчётах или приукрашать – рассказываем всё, как есть.
- Все упомянутые в материале видеоролики можно посмотреть в приложении Movika – на сайте проекта и его YouTube-канале они не опубликованы.
Читайте также:
Бизнес без границ: как небольшой компании выйти на западные рынки.
Как digital-студия из региона работает с крупными федеральными клиентами.
Размер имеет значение: как IT-студия перешла на работу с крупными заказчиками.