Многие владельцы бизнеса стараются глубоко не вникать в работу бухгалтеров, считая, что, раз они их наняли, то все вопросы по расчёту налогов и подаче отчётности лежат на них. Но при этом предприниматель должен быть уверен, что бухгалтер своими действиями не навредит бизнесу. А для такой уверенности необходимо в числе прочего знать, что можно говорить и предоставлять ФНС, а чего делать не стоит. О том, как бухгалтеру взаимодействовать с налоговыми органами, порталу Biz360.ru рассказала Карина Кочисова, управляющий партнёр компании Prof Consult Garant.
Карина Кочисова – управляющий партнёр консалтинговой компании по ведению финансовых и бухгалтерских задач Prof Consult Garant. Имеет высшее экономическое и юридическое образование. Опыт работы главным бухгалтером более 10 лет, финансовым директором – более 5 лет.
Я не раз замечала, что представители ИФНС нарушают регламент истребования информации и документов, хотя обязаны придерживаться ст. 93 Налогового кодекса. Так они пытаются найти основания для выявления большего числа скрытых фактов или недоплат.
У инспекторов есть эффективные инструменты налогового контроля. Но, пользуясь неосведомлённостью налогоплательщиков, они запрашивают даже документы, которые не имеют прямого отношения к проверяемой сделке или периоду. В результате эти бумаги становятся поводом для более детального аудита, и зачастую, действительно, находятся налоговые нарушения.
Например, был случай из практики, когда инспектор запросил вне рамок налоговой проверки за 2022-2023 годы расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, а вместе с ней ИНН контрагентов с подтверждающими документами, расшифровку показателей бухгалтерского баланса и строк налоговой декларации по налогу на прибыль, налоговые регистры расходов и доходов. Причём доходы нужно было разбить на прямые, косвенные, прочие, внереализационные по статьям затрат и доходов. Потребовалось даже штатное расписание. Однако такой внушительный список документов противоречит пп 1,2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, так как не относится к конкретной сделке или контрагенту.
Вне рамок налоговой проверки налоговыми органами не могут быть истребованы следующие документы:
-
карточки счетов;
-
расшифровки счетов;
-
главные книги;
-
оборотно-сальдовые ведомости по счетам;
-
аналитические регистры бухгалтерского и налогового учёта;
-
журналы регистрации выданных/полученных счетов-фактур;
-
контракты с другими контрагентами, не охваченными проверкой;
-
другие внутренние документы, никак не связанные с проверяемой сделкой.
Бухгалтеру необходимо чётко понимать границы своей компетенции и знать, на какие вопросы проверяющих он может давать ответы, а на какие – не обязан. Важно, чтобы и собственник компании владел этими знаниями и мог их донести до бухгалтера при необходимости.
Не следует отвечать на вопросы, которые выходят за пределы компетенции бухгалтера или касаются исключительно управленческих решений руководства компании, например, такие:
-
Почему руководство приняло решение о приобретении того или иного актива?
-
Какие стратегические планы у компании на следующий год?
Контролирующим органам необходима объективная информация. Личные мнения или предположения бухгалтера не являются официальной позицией компании, поэтому не должны предоставляться как ответ:
-
Считает ли бухгалтер данное решение целесообразным?
-
Каковы перспективы роста компании, по мнению бухгалтера?
Некоторые сведения могут быть конфиденциальными и требовать специального разрешения для раскрытия. Бухгалтер не должен предоставлять их без соответствующего указания со стороны руководства:
-
договорные условия с ключевыми партнёрами;
-
специфика коммерческих соглашений;
-
внутренняя политика компании относительно зарплат сотрудников.
Можно отвечать на вопросы контролирующих органов, которые связаны с отчётностью, декларациями, бухучётом.
Состав отчётности
Эти вопросы включают разъяснение форматов отчётов, объяснение отдельных показателей и принципов их формирования:
-
Как был рассчитан показатель «чистая прибыль»?
-
Какие расходы включены в статью «общехозяйственные расходы»?
-
Каковы основные источники доходов компании за отчётный период?
Порядок ведения бухгалтерского учёта
Бухгалтер обязан предоставить информацию о методах учёта и используемых принципах:
-
Какие методы амортизации используются для основных средств?
-
Как осуществляется учёт дебиторской задолженности?
-
Каким образом учитываются резервы и обязательства?
Представление документов по запросу
Бухгалтер обязан показать бухгалтерскую отчётность, налоговые декларации, первичные учётные документы.
Порядок формирования налоговых деклараций
Допустимо давать объяснения по поводу используемых методов расчёта налогов и сборов, а также предоставлять информацию о применяемых налоговых режимах:
-
Как был рассчитан налог на прибыль?
-
Какие льготы были применены при расчёте налога на имущество?
-
Какие расходы были учтены при формировании базы для НДС?
При получении запросов или требований от контролирующих органов бухгалтер должен их тщательно изучить. Пропуск деталей или некорректная интерпретация требований вызовет дополнительные вопросы или даже может обернуться штрафами. Для предотвращения проблем собственнику следует создать в компании внутренний процесс для быстрого реагирования на запросы, определить ответственных лиц за их анализ.
Одна из распространённых ошибок – предоставление неполной или неточной информации, что вызывает подозрения и провоцирует дополнительные проверки. Поэтому бухгалтер должен убедиться, что все данные тщательно проверены перед отправкой. Если какие-то сведения отсутствуют или вызывают сомнения, лучше сразу это указать в ответе с объяснением причин.
Если бухгалтер не уверен в правильности своих действий, целесообразно проконсультироваться с юристом или другим компетентным специалистом. Некоторым бухгалтерам кажется, что они могут обойтись без правовой поддержки, но тем самым они могут затянуть проверку и доставить проблемы предпринимателю.
В рамках взаимодействия с контролирующими органами не лишним будет проведение внутренних аудитов и регулярных проверочных мероприятий в компании. Это позволит своевременно выявить и устранить возможные нарушения, значительно снизив риск негативных последствий при внешних проверках.
Кроме того, бухгалтеру следует поддерживать профессиональную квалификацию. Он должен систематически обновлять свои знания в области законодательства, посещать профильные семинары и курсы повышения квалификации, всегда быть в курсе нововведений и изменений в налоговой, бухгалтерской и корпоративной сферах.
IT-решения для бухгалтерии позволяют автоматизировать рутинные операции, что значительно снижает вероятность ошибок и экономит время сотрудников. А интеграция с банковскими системами даёт возможность автоматического импортирования данных о транзакциях, упрощая процесс их учёта.
Грамотное взаимодействие бухгалтера с контролирующими органами требует высокой профессиональной подготовки этих специалистов, соблюдения ими правил делового этикета и умения оперативно реагировать на возникающие требования и запросы. А чтобы минимизировать риски в рамках проверок налоговой службы, предпринимателю целесообразно привлекать внешних экспертов для проведения регулярного аудита.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».