С компьютером на «ты»: как заработать на обучении детей программированию

Прочтёте за 10 мин.

«Любому ребёнку прикольно написать игру, которую можно всем показывать»

IT-инструменты, которые использует КодКласс

  • AmoCRM
  • 1С:Предприятие
  • Microsoft Office
  • YouTube
  • Там-Там

Программист – одна из самых востребованных профессий на рынке труда, а умение писать код, создавать сайты и программы – серьёзная заявка для молодых людей на интересную и высокооплачиваемую работу. При этом качество преподавания информатики и программирования в школах и многих вузах оставляет желать лучшего. Такое положение дел стало основой для бизнеса Игоря Закоморного и Ксении Котельниковой, развивающих сеть детских школ программирования «КодКласс». О том, как открыть 30 школ за 2 года и как решать проблемы, возникающие при быстром росте, порталу Biz360.ru рассказал Игорь Закоморный.

Досье

Игорь Закоморный, 23 года, предприниматель из Москвы, сооснователь проекта  «КодКласс». Окончил МГТУ имени Баумана по специальности «энергетическое машиностроение». Ещё будучи студентом, открыл интернет-магазин детских игрушек. В 2016 году вместе с Ксенией Котельниковой основал школу программирования для детей «КодКласс». Вложения в проект на старте составили 150 тысяч рублей.

Игорь Закоморный

Как всё начиналось

Свой первый бизнес москвич Игорь Закоморный открыл в 19 лет – запустил интернет-магазин детских игрушек. Объём продаж составлял около миллиона рублей в месяц. Параллельно он изучал программирование в МГТУ имени Баумана. Как признаётся сам Игорь, успехи в учёбе были «так себе». Причину этого он видел в огромной разнице между своими «школьными» знаниями в сфере программирования и требованиями университетов.

По словам Игоря, за последние 20 лет в школьном обучении этому предмету мало что поменялось. Подростки всё так же изучают язык Basic, которым уже давно никто не пользуется. На уроках дети преимущественно пишут коды, которые нигде нельзя применить. Фактически школьная программа по информатике не имеет ничего общего с реальным программированием.

«То, что у меня не получалось в вузе, сильно раздражало и демотивировало. И в какой-то момент я подумал: если бы я, будучи школьником, изучал программирование самостоятельно, мне было бы сильно проще», - говорит Игорь Закоморный.

В 2016 году он понял, что отсталость школьной программы по информатике может стать основой для бизнеса – школы программирования для детей. В России подобных предложений на тот момент, по словам Игоря, было мало. Анализ мирового рынка показал, что на Западе (особенно в США) это направление серьёзно растёт. Школы программирования открывают как небольшие, так и крупные сетевые компании. Основным способом обучения в них стала проектная деятельность. Ученики создают собственные компьютерные и мобильные игры, сайты, приложения.

«Любому ребёнку прикольно в 12 лет написать игру, которую можно всем показывать! Но чтобы создать игру, надо выучить конкретные навыки и языки программирования, а также «прокачать» свой уровень логики. Таких предложений в России было очень мало. Для меня было очевидно, что его надо пробовать сделать», - рассказывает Игорь.

Быстрый старт

Желание открыть собственную школу программирования окончательно «созрело» у Игоря Закоморного ближе к осени 2016 года. Примерно в то же время он познакомился со своим будущим бизнес-партнёром Ксенией Котельниковой. У неё был большой опыт в организации и проведении детских занятий.

Партнёры решили стартовать в максимально короткие сроки, чтобы как можно быстрее проверить идею школы программирования для детей на практике. По их мнению, только так можно было получить реальную обратную связь от рынка. За месяц они набрали три первые учебные группы – около 30-40 учеников. Их нашли с помощью интернет-маркетинга – для этого воспользовались услугами специалистов. Все полученные заявки основатели проекта обрабатывали сами. Параллельно Ксения занималась подбором педагогов и составлением методики преподавания.

Игорь Закоморный и Ксения Котельникова

В ноябре 2016 года открылись первые две точки в Москве под брендом «КодКласс». Помещения для занятий удалось найти довольно быстро – их брали в почасовую аренду.

Вложения в запуск проекта составили около 150 000 рублей. Они потребовались на продвижение и поиск клиентов. Все остальные расходы (аренда, зарплата и т.п.) покрывались выручкой от каждого занятия.

Поиск инвестора для масштабирования

Первые два месяца работы основатели школы «КодКласс» считают «тестом рынка и аудитории». Этот тест показал, что продукт востребован. «Первая реакция от детей и родителей была очень позитивная. Дети ничего подобного в преподавании программирования ещё не видели – им очень нравился наш подход. Родителям тоже было в новинку. При этом всем было очевидно, зачем это нужно и в чём польза от занятий», - рассказывает Игорь.

В январе 2017 года компаньоны решили масштабировать проект. Для этого потребовались новые вложения. Их источником стали деньги, заработанные Игорем Закоморным на интернет-торговле в его параллельном проекте. Уже в середине января «КодКласс» вырос до пяти школ и 150 учеников.

КодКласс

Весной 2017 года стало понятно, что бизнес приносит хороший доход. Компаньоны задумались об открытии новых 20 школ. Но для этого требовались серьёзные средства, которых у основателей проекта не было. Тогда они решили привлечь инвестиции. Поиск инвестора занял около двух месяцев. За это время Игорь и Ксения проводили по две-три встречи в день с потенциальными инвесторами. К маю 2017 года они получили три принципиальных согласия на инвестирование - и выбрали одно из этих предложений. Инвестор в обмен на вложения получил долю в проекте.

Инвесторов искали в основном через Facebook. Компаньоны просили своих знакомых предпринимателей оставить контакты инвесторов, которых они знают. Также смотрели информацию в интернете – как правило, изучая данные о последних крупных сделках по покупке бизнеса. Найденные таким образом компании и частные инвесторы обзванивались «вхолодную». Кроме этого, «КодКласс» регулярно участвовал в обучающих сессиях и других мероприятиях, которые посещают представители инвестиционного сообщества.


«Мы подходили к этим людям, спрашивали, занимаются ли они инвестициями. Если да, то просили визитку и предлагали провести встречу. На встрече рассказывали потенциальным инвесторам о проекте, показывали презентацию и делали акцент на бизнес-модели и плане. Пытались наглядно показать, какую прибыль принесёт наш проект через определённый промежуток времени. Инвесторы, как правило, довольно открыто реагировали на предложения о встрече. Большинство из них сами заинтересованы в том, чтобы найти стоящий проект», - вспоминает Игорь Закоморный.

Сложности роста

В сентябре 2017 года «КодКласс» принимал учеников в 25 школ программирования в Москве, из которых 20 открывались впервые. Количество учеников выросло со 100 до 700-800. С набором детей основатели проекта успешно справились: ни одна новая «точка» не пустовала.

Гораздо сложнее оказалось масштабировать качество продукта и сервис. Внутренние процессы в компании были отлажены только для пяти школ – для 25 они уже не работали. К примеру, клиентов могли не уведомить о переносе занятия. В этот период компания получала много негатива от родителей.

Вторая проблема роста была связана с качеством проведения занятий. Когда сеть состояла из пяти школ, найти для проекта качественных преподавателей было не так сложно. Подобрать персонал для 25 школ оказалось куда более трудной задачей.

КодКласс

«Мы не смогли на прежнем уровне выдержать качество рекрутинга. И до конца не понимали, какой человек должен работать в нашей школе, как его обучать. Мы проводили обучение, но оно было не того уровня, как сейчас», - признаётся Игорь.

Следствием всех этих проблем стало снижение процента продлений занятий. В 2016-2017 учебном году 95% учеников «КодКласса» продлевали свои абонементы и продолжали заниматься из месяца в месяц. После расширения сети осенью 2017 года этот показатель упал примерно на 20%.

«Стоимость привлечения клиента в Москве высокая. Она сопоставима с ценой нашего месячного абонемента. И весь смысл этого бизнеса состоит в том, чтобы ученики оставались с нами надолго», - резюмирует Игорь Закоморный.

Рекрутинг через симуляцию

Чтобы решить проблемы с сервисом, основатели проекта прописали все процессы, разработали регламенты и инструкции, наняли новый административный персонал. Сейчас у каждого клиента есть персональный менеджер, который предупреждает его об изменениях в расписании и помогает по всем вопросам.

В это же время компаньоны начали оценивать каждого преподавателя. Ключевой показатель – «рейтинг возвратности клиентов». Вскоре основателям школы стало понятно, от кого из педагогов уходит больше всего детей. Преподавателей, не пользующихся популярностью, постепенно заменили на новых. Это принесло результаты: количество постоянных клиентов увеличилось.

Параллельно Игорь Закороморный и Ксения Котельникова начали отстраивать систему массового рекрутинга преподавателей, которой они пользуются и сейчас. Интерес кандидатов вызывала, в том числе, и зарплата: работая только по выходным, преподаватели зарабатывают до 30 000 рублей в месяц.

КодКласс

Преподаватели проходят трехэтапную систему отбора. На каждом этапе их оценивают по определённым параметрам. Подходящих кандидатов приглашают на обучение, которое длится около 60 часов. На каждом его этапе, а также на итоговом зачёте соискатели получают оценки. Преподаватели, набравшие требуемую сумму баллов, допускаются к работе с детьми.

«Обучение построено на практической работе. В основном она проходит в формате симуляции, когда взрослые играют роли детей. В группе 15 человек, один из них – преподаватель, остальные – «дети», у каждого из которых есть своя роль. Один отличник, другому не нравится учиться, третий не может усидеть на месте и т.д. Люди настолько вживаются в роль, что провести такой урок намного сложнее, чем с настоящими детьми», - говорит Игорь Закоморный.

Кодкоины вместо оценок

Занятия в школах «КодКласса» проходят для учеников от 5 до 15 лет. Среди них трудно выделить преобладающий возраст: в каждой категории детей примерно поровну. Девочек в школе программирования «КодКласс» не так много, как хотелось бы её основателям.

«В России всё ещё силён стереотип о чисто «мужских» и «женских» занятиях. Потому родители с неохотой отдают девочек на программирование. В плане обучения пол ребёнка не играет никой роли. Всё зависит от интереса и мотивированности ребёнка», - считает Игорь.

Записаться в «КодКласс» можно в течение всего учебного года. Но начинать обучение можно только со старта нового модуля, чтобы новичок с первого урока понимал, о чём идёт речь на занятии.

КодКласс

Программа построена в формате годового курса. Он состоит из 32 занятий, которые проводятся раз в неделю с октября по май, в основном - по выходным. Каждый из курсов разбит на три-четыре блока, посвящённых определённой теме. В конце каждого курса ученики создают свой собственный проект и представляют его родителям.

Дети осваивают программирование на основе игр и приложений: учатся работать в них и самостоятельно создавать игры. Младшие школьники в возрасте 7-8 лет составляют программы для робота в игровой среде Minecraft, делают 3D-игры и анимацию в обучающей среде Scratch. Ребята чуть постарше создают полноценные игры в Scratch, игры и приложения на Android, делают flash-игры на полупрофессиональном игровом движке Stencyl.

10-летние программисты создают свои первые браузерные игры на языке JavaScript. Ребята в возрасте 12-14 лет продолжают осваивать язык Java, создают игры и приложения под Android в профессиональной среде разработки Android Studio, а также создают собственные сайты.

За регулярные посещения занятий и успехи в образовании учеников «КодКласса» поощряют внутренней валютой клуба – кодкоинами. Их также начисляют за каждого нового клиента, который записался по рекомендации ученика или его родителей. В конце учебного года накопленные кодкоины можно обменять на призы, среди которых – нетбук и гироскутер.

КодКласс

Своих клиентов «КодКласс» ищет в основном в соцсетях. Основной период поиска клиентов приходится на начало учебного года. Поэтому с августа по октябрь проект в больших объёмах закупает трафик, который потом конвертируется в визиты на открытые уроки. В этот период они проходят каждую неделю. Такие мероприятия проводятся и в конце января-начале февраля, когда ведётся запись на второе полугодие.

Всё под контролем

Разработкой учебных пособий занимается штат методистов в составе семи человек. За основу берут международный и российский опыт, собственные наработки. При этом каждый урок должен соответствовать принятым в школе стандартам. Все занятия в «КодКлассе» расписаны поминутно. В любой момент урока преподаватель знает, что говорить, какие вопросы задавать, какие слайды показывать.

Все уроки записываются на видео. По этим записям отдел контроля качества разбирает и оценивает работу преподавателя. Если он допускает ошибки, ему объясняют, где именно, и дают рекомендации, как их исправить. Видеотрансляция каждого урока доступна и родителям учеников. Таким образом, они тоже могут видеть и слышать, что происходит на занятиях.

КодКласс

«Детское программирование – один из самых растущих сегментов образования. Аудитория становится больше, но при этом требовательнее: как с точки зрения сервиса, так и по качеству продукта. Поэтому у нас сильные стандартизированные методики, плюс система контроля качества работы преподавателей», - уверяет Игорь.

Экономика проекта

Месяц занятий в школе «КодКласс» стоит от 6000 до 6400 рублей, в зависимости от вида абонемента. В эту сумму входит четыре занятия. Также можно оплатить половину годового курса (4 месяца занятий) или весь курс целиком (8 месяцев). В случае оплаты полного курса месяц занятий обойдется родителям примерно в 4400 рублей.

«По сравнению с начальной ценой, которая была 2 года назад, мы повысили прайс в несколько раз. Поскольку качество нашей услуги постоянно растёт, я считаю это абсолютно адекватным. Сейчас у нас действительно самый лучший продукт на рынке, и он не должен стоить дешёво. При этом мы ни разу не сталкивались с возражениями родителей по поводу цен», - заявляет Игорь Закоморный.

КодКласс

Сейчас, по мнению предпринимателя, на российском рынке обучения детей программированию действуют три крупных игрока. Помимо «КодКласса», это «Алгоритмика» и «Кадабра», которая работает в премиальном сегменте. Также начинают появляться небольшие школы программирования.

«Маленьким школам будет сложно конкурировать. У них дефицит средств для того, чтобы создавать качественный продукт. Они не могут позволить себе инвестировать те средства, которые вкладываем в продукт мы», - считает Игорь Закоморный.

В команде не только педагоги

На данный момент занятия в московских отделениях школы ведут около 70 преподавателей. Чтобы их найти, основателям проекта пришлось просмотреть более 500 кандидатов.

Все педагоги имеют как минимум годовой опыт работы с детьми в группах. Возраст большинства преподавателей – от 25 до 33 лет, мужчин и женщин среди них примерно одинаковое количество. Как показала практика, более старшим кандидатам сложно демонстрировать высокие результаты. Самым младшим из педагогов 20-21 год. Несмотря на свой юный возраст, они имеют высокий рейтинг.

КодКласс

Помимо преподавателей, в каждом из филиалов школы работает администратор. Их общее количество – около 20 человек. Управляющая компания сети школ «КодКласс» состоит из 25 человек. Это отдел маркетинга, продаж, методический отдел и операционный отдел преподавания.

Цифры и факты

За первый год работы школы её абонементами воспользовались около 1500 человек. В конце учебного года в «КодКлассе» занималось более 1000 учеников. В каждой группе обучаются от 7 до 15 человек. Среднее количество учеников на каждом занятии – около 10 человек.

В сентябре 2018 года открылось ещё пять московских школ «КодКласс». Таким образом, общее количество школ в Москве достигло 30. Они расположены как в центре, так и на окраинах города.


Весной 2018 года «КодКласс» запустил программу франчайзинга. Первым городом, в котором начала работу школа программирования под этим брендом, стал Екатеринбург. На стадии запуска – несколько других городов-миллионников.

Что дальше

Главная задача проекта в Москве на ближайший сезон – увеличение операционной эффективности существующих «точек». Поэтому в ближайший сезон новые школы в Москве открываться не будут. В планах на ближайшие несколько лет – занять максимальную долю московского рынка за счёт качественного продукта.

Также планируется активное развитие франшизного проекта. «КодКласс» собирается за 2 года открыть по франшизе до 150 точек в различных регионах России.

«Один из наших фокусов – привлечение новых партнёров. Сейчас этот рынок не насыщен. Наша главная задача – чтобы каждый партнёр был прибылен и успешен», - делится планами Игорь Закоморный.

Игорь Закоморный


Читайте также:

«Лига роботов»: как заработать на обучении детей робототехнике.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
Автомоделирование рулит: как заработать на школе радиоуправляемых машин
.

24 сентября 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов