Рубрики:
  • Идеи для бизнеса
  • Технологии
  • Кейсы
  • 5

С ноутбуками наперевес: как заработать на проведении хакатонов

Прочтёте за 3 мин.
02 июля 2018 07:00

Олег Мансуров – о том, как удалось привлечь 200 млн. для развития платформы техно-соревнований

IT-инструменты, которые использует компания Актум

  • Trello
  • Telegram
  • Facebook
  • ВКонтакте

Хакатоны – технологические соревнования, во время которых команды IT-специалистов решают какую-либо задачу – вошли в моду несколько лет назад. Их проводят как различные структуры по поддержке IT-предпринимателей, так и крупные бренды. И всё чаще они обращаются за помощью к компаниям-подрядчикам, которые организуют для них хакатоны «под ключ». О том, как заработать на хакатонах и привлечь под свой проект многомиллионное финансирование, порталу Biz360.ru рассказал основатель платформы «Актум» Олег Мансуров.

Досье

Олег Мансуров, 27 лет, основатель и гендиректор компании  «Актум», специализирующейся на организации хакатонов. Окончил факультет экотехнологий и инжиниринга МИСиС, выпускник первого набора Открытого университета Сколково. Проект «Актум» запущен в ноябре 2017 года, в январе 2018-го компания получила первые заказы, в начале февраля провела первый хакатон по виртуальной реальности, в марте вышла на операционную прибыль, а в мае привлекла инвестиции в размере 200 млн. рублей. Среди клиентов компании - «Мегафон», «Сбербанк», «Росатом» и другие крупные бренды.

Олег Мансуров

Бизнес на прокачку

Предпринимательство привлекало меня, ещё когда я был подростком. В 14 лет я успешно продавал через знакомых гаджеты, купленные на eBay. Поступив в МИСиС, я активно включился в работу различных организаций молодых предпринимателей. Пробовал себя с помощью инструмента стажировок в госсекторе, в больших компаниях, в образовательной среде, в итоге решил направить вектор своих сил на предпринимательство. 

Через какое-то время меня заметили и пригласили в «Рыбаков Фонд» (структуру известных предпринимателей Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна), где с коллегами мы создали сообщество из 5 тысяч молодых людей в 72 регионах России. Это была хорошая подготовка на большом масштабе с большими ресурсами. Успешно проработав там почти два года, вместе со своими единомышленниками я решил начать собственный бизнес. 

Идею создания платформы для проведения технологических конкурсов и соревнований мы вынашивали давно. Ещё во времена работы в МИСИС и позже - в «Рыбаков Фонде» я видел, насколько эффективен такой инструмент, когда собираются молодые специалисты и в соревновательном формате решают поставленную технологическую задачу. У этих конкурсов - или так называемых хакатонов - много заинтересованных лиц. Для компании-заказчика это реальная возможность посмотреть на проблему под новым углом, найти пути её решения и, возможно, нанять новых квалифицированных специалистов. А участники хакатона получают шанс заявить о себе, познакомиться с коллегами по цеху, найти новую работу или инвестиции для своего проекта. 

Но даже если на работу их не возьмут, то в ходе таких соревнований можно всегда научиться чему-то новому, то есть «прокачать» себя, да и просто развлечься. А самые удачливые участники могут вполне прилично заработать: сейчас призовой фонд одного хакатона в Москве в среднем составляет 600 тысяч рублей, в регионах - 300 тысяч. Из них за первое место команда со средним числом участников в четыре человека может получить, соответственно, 300 и 150 тысяч рублей.

Первый блин не комом

7 ноября 2017 года на баркемпе Агентства стратегических инициатив в Санкт-Петербурге мы презентовали свой проект, который назвали «Актум» (что с латыни переводится как «действие»). 

Заказчики к нам начали приходить через друзей и знакомых, а первые соревнования мы провели в январе текущего года. Первыми клиентами стали группа компаний VRTech и «Внешэкономбанк». Они заказали у нас хакатон, который был посвящён разработке игр с технологиями виртуальной реальности (VR). В частности, VRTech поставил задачу разработать прототип игры с VR-очками виртуальной реальности, а Внешэкономбанк — протестировать возможность создания новых сервисов, основанных на VR-технологиях.

Актум 

Первый хакатон прошёл успешно, в нём приняло участие около 80 человек, среди которых были как студенты, так и молодые сотрудники различных компаний из сектора хайтек. Победители получили солидные призы, а заказчики - оригинальные прототипы важных для них решений. Насколько я знаю, сейчас VRTech при участии победителей нашего хакатона дорабатывает прототип своей VR-игры и запустит её в коммерческое использование.

Регионы просят «огня»

Проведение первых хакатонов дало нам ценный опыт, который позволил усовершенствовать процесс организации подобных мероприятий. Так, нам стало понятно, что команду надо формировать до хакатона (в первых соревнованиях это происходило непосредственно на мероприятии). Или, например, мы сделали обязательным условие, чтобы финалисты представили прототип продукта (раньше достаточно было просто идеи). 

После первых мероприятий нас заметили, и пошли заказчики. В феврале мы провели уже три хакатона, после чего вышли на проведение двух-трёх соревнований в месяц. Это довольно высокий темп, никому на рынке не удаётся устраивать подобные мероприятия так часто. Среди заказчиков появились солидные компании вроде «МегаФона», «Газпром нефти», QIWI. 

Особое внимание мы начали уделять регионам. Раньше для многих из них технологичные соревнования были в диковинку. Благодаря прежней работе у нас были хорошо налаженные контакты в региональных вузах, а также в технопарках, бизнес-инкубаторах и прочих элементах инновационной инфраструктуры.

Актум 

Например, мы провели хакатоны в Севастополе и Казани. В Севастополе подобного до нас вообще никто не делал. Тут соревнования проходили на тему телекоммуникационных технологий, а заказчиком выступала компания «Севстар». В Казани темой хакатона стали технологии блокчейн, заказчиком была компания QIWI. У неё есть «дочка» под названием QIWI Blockchain Technologies, и один из её проектов связан с применением технологий блокчейна в энергетике. Речь идёт об учёте показателей в распределённой электрогенерации, чтобы узнать, кто сколько сгенерировал электроэнергии. Управлять этой информацией сейчас пытаются с помощью блокчейн-технологий. 

Кстати, хакатон в Казани стал первым междисциплинарным мероприятием. До этого соревнования преимущественно проходили только в сфере IT. Но после Казани мы поняли, что хакатоны успешно могут проходить среди представителей разных отраслей, и сейчас активно развиваем это направление. 

В целом первые хакатоны в регионах прошли довольно успешно: по результатам соревнований в Севастополе «Севстар» взял на работу некоторых участников игры. А в QIWI сообщили позже, что наше мероприятие натолкнуло их на новые идеи и помогло доработать блокчейн-проект.

Следующая платформа - международная

Сегодня в каждом нашем соревновании участвуют в среднем около 100 специалистов. Проведение хакатона в Москве обойдётся заказчику в 2 млн. рублей. В регионах эта цена составляет 1 млн. рублей. Для нас рентабельность этого бизнеса составляет 18%. Уже на четвёртый месяц работы мы вышли на операционную прибыль: к марту доход от проведения хакатонов покрывал наши затраты. 

Поначалу мы развивали свой проект исключительно на собственные средства. После ухода из «Рыбаков Фонда» я получил бонусы и вложил их в компанию, мои первоначальные инвестиции составили примерно 1 млн. рублей.

Актум 

Изначально мы не искали инвесторов, но по ходу развития проекта они начали сами интересоваться нами. На первом этапе собственных средств нам хватало. Но по мере роста перед нами стала дилемма: или мы развиваемся экстенсивно за счёт привлечения новых сотрудников, или нам нужно автоматизировать процессы и выходить на новый качественный уровень. 

Мы решили пойти по второму пути и создать онлайн-платформу Actum.Online, которая позволит нам вывести бизнес на новый уровень. В мае мы подписали соглашение об инвестициях под этот проект с компанией «Лаборатория ИПИ». Переговоры шли четыре месяца, и сейчас она вкладывает в нас 200 млн. рублей. 

Благодаря запуску новой онлайн-платформы в ближайшее время мы рассчитываем проводить в месяц как минимум четыре офлайн-хакатона и 10 онлайн-соревнований. При этом мы рассчитываем выходить и на зарубежные рынки. Ведётся работа над английской версией нашей платформы, также запланированы другие локализации. Первые международные соревнования будут проведены этим летом на территории СНГ и в Европе. Недавно мы ездили в Китай, где также договорились о партнёрстве. 

До конца текущего года оборот нашей компании должен составить 100 млн. рублей, при этом мы поставили себе цель - в течение ближайших двух-трёх лет капитализация нашего проекта должна составить более 1 млрд. рублей. 

Актум

Читайте также:

Как небольшой web-студии выйти в плюс и дорасти до крупных брендов.
Finch-стратегия: как небольшая студия разрабатывает проекты для больших компаний
Делегируй или умри: как заработать на выполнении деловых поручений.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Кейсы Предприниматели против ФНС: как победить налоговиков в суде 19 июля
    Предприниматели против ФНС: как победить налоговиков в суде
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Чемодан-силач и комната-бесконечность: как заработать на экспонатах для научно-развлекательных музеев 19 июля
    Фабрика иллюзий: как заработать на экспонатах для научно-развлекательных музеев
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны Стресс в бизнесе: как предпринимателю извлечь пользу из неприятных ситуаций 18 июля
    Стресс в бизнесе: как предпринимателю извлечь пользу из неприятных ситуаций
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Салон красоты для авто: что такое детейлинг и как на нём заработать 18 июля
    Салон красоты для авто: что такое детейлинг и как на нём заработать
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент Держать удар: как отвечать на злобные комментарии в адрес компании 17 июля
    Держать удар: как отвечать на злобные комментарии в адрес компании
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса «Интересный детский сад»: как заработать на частном дошкольном образовании 17 июля
    «Интересный детский сад»: как заработать на частном дошкольном образовании
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Дело за малым: почему брендам стоит работать с микроблогерами 16 июля
    Дело за малым: почему брендам стоит работать с микроблогерами
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Кадры решают всё: как из фотопрогулок по городу вырастить фотошколу и турфирму 16 июля
    Кадры решают всё: как из фотопрогулок по городу вырастить фотошколу и турфирму
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Танцуют все!: что нужно учесть при организации городского праздника 13 июля
    Танцуют все!: что нужно учесть при организации городского праздника
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса «Синьор Помидор»: как заработать на тепличной автоматике и товарах для садоводов 13 июля
    «Синьор Помидор»: как заработать на тепличной автоматике и товарах для садоводов
    Прочтёте за 8 мин.
  • Идеи для бизнеса Кассиры больше не нужны: как устроена «умная» витрина для магазинов нового поколения 12 июля
    Кассиры больше не нужны: как устроена «умная» витрина
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше 12 июля
    Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг 11 июля Ярослав Прокофьев:
    Больше обычных людей и реальных проблем: как изменится реклама
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса «Подрывные инновации»: как выйти на новых потребителей за счёт упрощения и удешевления продукта 11 июля
    «Подрывные инновации»: как выйти на новых потребителей за счёт упрощения продукта
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Пони на балконе»: как заработать на озеленении окон и балконов «под ключ» 10 июля
    «Пони на балконе»: как заработать на озеленении окон и балконов «под ключ»
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Завтра будет поздно: почему компании должны инвестировать в digital-продвижение 10 июля
    Завтра будет поздно: почему компании должны инвестировать в digital-продвижение
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Такси по цене автобуса: как заработать на нестандартных междугородних перевозках 09 июля
    Такси по цене автобуса: как заработать на междугородних перевозках
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Предупреждён – значит, вооружён: новые правила работы с онлайн-кассами 09 июля
    Предупреждён – значит, вооружён: новые правила работы с онлайн-кассами
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как самостоятельно зарегистрировать ИП: пошаговая инструкция 06 июля
    Как самостоятельно зарегистрировать ИП: пошаговая инструкция
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Сумки с сибирским характером: как супруги-предприниматели зарабатывают на аксессуарах из кожи 06 июля
    Сумки с сибирским характером: как заработать на аксессуарах из кожи
    Прочтёте за 5 мин.
Идёт загрузка материалов