Нюргуяна Заморщикова из Якутии начинала свой путь в мире чая со своей розничной точки и сотрудничества с сетью «Унция». После обвала курса доллара в 2014 году супруг предложил ей запустить локальный бизнес, который не будет зависеть от валют – производство иван-чая. Несмотря на суровый якутский климат, семья сумела наладить сбор и производство иван-чая, который сегодня востребован покупателями по всей стране. О том, как производят самый северный чай, Нюргуяна Заморщикова рассказала порталу Biz360.ru.
Нюргуяна Заморщикова – 43 года, предприниматель из Якутии, сооснователь компании
«Сахачай». Окончила Якутский государственный университет по специальности «инженер-технолог алмазно-гранильной отрасли». Также окончила Академию государственной службы. Компанию «Сахачай» запустила вместе с мужем в 2016 году. Мама четверых детей.
После окончания университета в течение нескольких лет я работала по своей специальности – оценщиком бриллиантов на заводе. А с 2004 года занялась предпринимательством. Начинала с продажи товаров из Китая. Затем создала своё модельное агентство. Поработала и в качестве директора полнометражного художественного фильма.
Я постоянно пробовала и искала новые направления в бизнесе, приоритетным для меня было найти дело, которое будет приносить постоянный доход. В итоге я случайно узнала о продаже действующего чайного магазина в центре Якутска и, недолго думая, решила его выкупить. Продала машину – и приобрела магазин.
В 2013 году я узнала о торговой сети «Унция», и я поняла, чем хотела бы заниматься в дальнейшем – меня очень вдохновила грамотная и чётко выстроенная работа этой сети. Поэтому я стала их франчайзи. «Унция» продает элитные сорта чая и кофе со всего мира, и именно с началом сотрудничества с этой сетью у меня возникло понимание, как работать с чаем.
Всё шло хорошо, но в 2014 году произошёл обвал рубля – и мы столкнулись с финансовыми сложностями. Незадолго до этого мы заключили договор на поставку чая по фиксированной цене 20 тысяч долларов, а после скачка курса валют цена, как вы понимаете, возросла вдвое в рублёвом соотношении. Это повергло меня в шок. Пришло осознание своей уязвимости перед международными обстоятельствами.
Нам удалось договориться об отсрочке платежа на несколько месяцев, но одновременно зародилась мысль о том, чтобы запустить что-то своё.
Муж предложил мне запустить производство иван-чая. Поначалу я отнеслась к идее с недоверием: кому, мол, нужен иван-чай, это же просто какая-то трава, которую заваривают и пьют только бабушки и фитоняшки. На что муж ответил, что такой чай также давно заваривают и пьют якутские мужчины на охоте – и всем нравится.
Мои сомнения это не развеяло, но для интереса я забила в поисковик «производство иван-чая» – и стала изучать материалы по этой новой для меня теме. На YouTube я наткнулась на канал Александра Вовния, предпринимателя из Екатеринбурга, который заготавливает и продаёт иван-чай. В своём блоге он очень подробно рассказывал про свою фабрику, и я решила с ним связаться.
Мы познакомились и стали тесно общаться, я получила много ценой информации об этом деле. Александр был удивлён, что в Якутии, самом большом российском регионе, до сих пор нет ни одного производителя этой продукции. Он поделился со мной контактами производителей чая в Китае, рассказал, где и какое оборудование нужно купить, дал много полезных рекомендаций.
Мы с мужем собрались, поехали в Китай и приобрели там всё, что было нужно. Когда я составляла бизнес-план, всё моё окружение крутило пальцем у виска. Но мы верили в своё новое дело и продолжали работать.
Для реализации своего проекта я взяла сельхоз-потребительский кредит, в то время ставки были высокие, но других источников финансирования не было. В целом на старт потребовалось порядка 1,5 млн. рублей, а потом на дополнительную комплектацию оборудования – ещё 5 млн.
Сроки поставки оборудования затянулись, пришлось долго ждать. Мы дали старт своему производству только в 2016 году. Начинали в гараже при частном доме моих родителей.
Сейчас в «Сахачай» три производственных цеха. Период сбора растения – короткое якутское лето. На этот период мы арендуем окрестные домики для проживания сборщиков. У нас подписано соглашение о сотрудничестве с национальным парком «Ленские столбы», на территории которого ведётся сбор трав. А для самого сбора иван-чая мы нанимаем студенческие отряды.
В самом начале нашей работы случались разные забавные ситуации. Например, к нам приходили представители Госнаркоконтроля с проверкой: не все понимали, что за траву у нас мешками собирают подростки и студенты. Но теперь всем известно, что так работает наше производство.
Качество чая зависит от климатических условий, правильности соблюдения технологических процессов, условий хранения и перевозки. В условиях холодного климата растения богаче по составу микроэлементов – но вместе с этим гораздо сложнее и затратнее их переработка.
В нашем бизнесе я занимаюсь продажами, маркетингом, взаимодействием с разного уровня представителями госорганов по вопросам необходимой документации, а муж отвечает за производственный цикл.
Спустя какое-то время после старта производства, я предложила руководству «Унции» свою продукцию для продажи. С 2017 года наш чай стала продаваться по всей сети компании – в более чем 100 магазинах. Для меня это очень важный результат. Сегодня в нашей стране регулярные продажи продуктов от «Сахачай» выстроены только в «Унции», хотя периодически мы сотрудничаем и с другими магазинами.
Свои дальнейшие планы по развитию мы связываем с выходом на международный рынок в других странах – потому что там иван-чай будет пользоваться спросом как продукт премиум-класса. Планируем выйти на Amazon в США и Японии.
Сегодня мы ведём переговоры о поставках с крупной японской компанией. Им требуются результаты клинических исследований, подтверждающие, что иван-чай обладает лечебными свойствами. Тогда его можно будет подать как особый продукт премиум-сегмента на этом рынке. Поэтому с прошлого года мы занимаемся решением этого вопроса.
Дело в том, что себестоимость производства иван-чая в нашем регионе в 3,5 раза выше, чем в любом другом. Это обуславливает его цену в 200 рублей за пачку – она выше, чем средняя цена обычного чая. Чтобы развивать продажи в этом направлении, нам необходимо научно доказать и обосновать уникальность якутского иван-чая.
Помимо иван-чая, в нашей компании разработано ещё около 40 рецептур других видов травяных чаев, но 90% оборота все же составляет иван-чай.
В прошлом году Якутия сильно пострадала от масштабных лесных пожаров по всей республике. Это принесло нам огромные убытки. Вместо запланированных 15 тонн чая удалось собрать всего 3,5 тонны. Чтобы как-то компенсировать потери, мы запустили новое направление – занялись пчеловодством.
Это тоже сфера, которую не так легко развивать в наших условиях: пчелы не могут зимовать на нашей территории, они умирают от холода. Поэтому каждый год надо покупать новых, либо строить тёплые зимовники. Несмотря на все сложности, у нас есть первые результаты, которые радуют.
Одна из основных сложностей работы для нас на сегодня заключается в том, что в стране до сих пор нет ОКВЭД и национального стандарта по нашей деятельности (производство чая). Поэтому я стала соучредителем Союза производителей иван-чая России. В рамках его работы нам хотелось бы развивать нашу индустрию, улучшать качество продукции и поднимать её престиж на российском и международном рынках.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».