На конкурентном рынке важно отстроиться от коллег по цеху с помощью какой-то запоминающейся детали. Веб-студия Aiger своей «фишкой» сделала нестандартную технологию работы. Изготовление сайтов до предела оптимизировано, а с клиентом во время работы проводится всего две встречи – таким образом создание веб-ресурса занимает не больше недели. Ещё одно ноу-хау студия планирует на 2020 год - конструктор для самостоятельного создания сайтов, работающий на основе искусственного интеллекта. О том, как открывать новые горизонты в сфере веб-разработки, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь Aiger Роман Бабеев.
Роман Бабеев, 34 года, предприниматель из Владивостока, сооснователь веб-студии
Aiger. Окончил Дальневосточный государственный технический университет по специальности «информационные системы в технике и технологиях». Работал в найме руководителем отдела по разработке сайтов. В 2014 году вместе с бывшими коллегами Денисом Дроботенко, Сергеем Мосцевенко и Евгением Нельмином основали студию Aiger. Кроме создания сайтов на заказ компания также занимается разработкой конструктора сайтов на основе искусственного интеллекта.
Опыт создания сайтов Роман Бабеев и его компаньоны Денис Дроботенко, Сергей Мосцевенко и Евгений Нельмин получили в крупной компании-разработчике, где все они работали в найме. В какой-то момент они решили открыть собственный бизнес - и в 2014 году запустили веб-студию Aiger.
При запуске у Романа возникла идея, как сделать этот проект непохожим на остальные студии. Он предложил создать конструктор, который бы уменьшал трудозатраты команды и себестоимость разработки сайтов. Эта идея появилась у него летом 2015 года. А уже в январе 2016 года компания сделала на конструкторе первый сайт. Ещё примерно полгода ушло на доработку системы. До момента, когда на платформе стало возможным создавать сайты разного формата, в неё было вложено около 5 млн. рублей.
При работе над любым сайтом существенную часть времени занимают написание программного кода, дизайн и вёрстка. Большую часть этих работ конструктор выполнял автоматически. По мнению Романа, эта разработка позволяет создавать сайты в восемь раз быстрее, чем раньше.
«Нас раздражал тот факт, что во время разработки сайта для разных клиентов нужно делать много раз одно и то же. Какие-то куски кода копируешь, а потом дорабатываешь их по одинаковым принципам. Это казалось нам нелепым – по сути, это некорректное использование труда высокооплачиваемых специалистов. Хотелось, чтобы система делала это вместо человека», - говорит Роман Бабеев.
С середины 2016 года веб-студия Aiger разрабатывает все свои сайты только на базе собственного конструктора. Но вопреки замыслу основателя студии, запуск конструктора не привёл к сокращению времени работы над проектами. Команда сервиса по-прежнему создавала не более 10-12 сайтов в год.
Роман начал изучать причины этой проблемы. Вскоре он понял, что ключевая сложность – не в программировании или вёрстке. Много времени тратилось на коммуникации между клиентами и командой разработки, в первую очередь – на бесконечные согласования.
Роман понимал: у его компании есть технические возможности делать сайты максимально быстро. И в 2017 году он решил выйти на рынок с предложением, которого ещё ни у кого, по его утверждению, не было – «Сайт за четыре часа». Сайт создавался в присутствии клиента, и все согласования происходили тут же, на месте.
Новая схема работы казалась эффективной - она реально позволяла сделать новый сайт в течение рабочего дня. Но возникла проблема: предложение не нашло понимания у потенциальных клиентов. Они были уверены, что за четыре часа качественный сайт разработать нельзя. От продвижения в таком ключе пришлось отказаться.
«Люди не готовы были поверить, что за четыре часа можно создать сайт с нормальным нешаблонным дизайном и копирайтингом. И мы поняли, что эта история скорее мешает нам, чем помогает. Рынок к этому был ещё не готов», - анализирует Роман.
При этом сам процесс создания сайта в режиме реального времени основатель компании называет «супер-ноухау». Студия решила и дальше работать с клиентами по такому же принципу, изменив лишь позиционирование услуги. Теперь при создании сайта упор делали не на скорости выполнения задачи, а на ценностную карту клиента: учёт потребностей его аудитории и особенности его продукта или услуг.
По внутреннему стандарту для разработки сайта команде студии Aiger требуется две встречи с заказчиком. На первой проходит составление профиля клиента и его ценностной карты. Для заказчика это выглядит как обычный разговор о его бизнесе. Он рассказывает, какой он видит свою аудиторию, какие у неё потребности, каковы её основные требования и пожелания к продукту. Один из ключевых моментов, выявляемых во время встречи – как заказчик решает задачи своей аудитории с помощью своих товаров или услуг.
В итоге ценностная карта даёт общее представление о продукте и его месте на рынке. На основании этой информации команда проекта может приступать к созданию сайта. При этом от клиента не требуется составление брифа или техзадания, которые просят предоставить в большинстве веб-студий. После этого команда проекта делает предварительный макет сайта. На это уходит примерно три-четыре дня.
«Среднестатистическая веб-студия как правило предлагает реализацию проекта по заданию заказчика. Он приходит в студию, и у него спрашивают: «Чего вы хотите?» А он хочет только одного: сделать сайт, который бы приводил клиентов. И в большинстве случаев заказчик не готов что-то придумывать и решать, что должно быть на его сайте. В отличие от других студий, мы не заставляем клиента разбираться в том, в чём он не разбирается. Мы узнаём у него всё, что нужно, и сами предлагаем решение. Человек доволен, что с него сняли головную боль», - уверяет Роман.
Вторая сессия с клиентом, которая может проходить очно или по скайпу, длится около 4-6 часов. На ней присутствуют менеджер проекта, копирайтер, дизайнер, программист. Сначала клиенту объясняют структуру сайта. Потом дизайнер начинает оформлять главную страницу. В это же время копирайтер презентует ключевые тексты. Затем команда студии получает обратную связь от клиента и при необходимости вносит изменения. Таким же образом ведётся работа над всеми страницами сайта.
По итогу второй сессии клиент получает практически готовую версию сайта. Он может сразу же отправить её своей команде, чтобы коллеги высказали своё мнение. Некоторые заказчики сразу же выкладывают результат в интернет для получения отзывов от своей аудитории. После этого клиент может в спокойной обстановке посмотреть, что получилось, и составить пакет окончательных правок.
«Эта методика реально привела к серьёзному уменьшению сроков производства. Когда мы стали работать по этой системе, то вышли на показатель 100 проектов в год. Такие результаты позволили нам более активно расти и развиваться», - считает Роман Бабеев.
Всего работа над сайтом, с учётом подготовки ко второй встрече и внесения правок, может занимать не более пяти-шести дней. Как показывает практика, в этот срок укладываются примерно 80% всех заказов. В оставшихся 20% случаев клиент просит о серьёзных доработках и изменениях уже согласованного варианта. В большинстве подобных случаев работу удаётся довести до конца: лишь 6% клиентов отказываются от дальнейшего сотрудничества со студией после первой или второй сессии.
«Наш клиент – тот, кто ценит своё время. Как правило, он понимает, что согласования и дополнительная переписка при стандартной разработке сайта отнимают уйму времени», - говорит Роман.
Большинство клиентов студии Aiger – это растущие компании, которые не хотят заказывать сайт у фрилансеров. Их владельцы готовы потратиться на веб-студию, чтобы получить качественный продукт. С другой стороны, у этих компаний ещё нет собственного отдела маркетинга, которому владелец может делегировать создание сайта.
«К нам иногда приходят заказчики, которые чётко знают, что им надо. Им требуется просто исполнитель, и чаще всего мы с ними не срабатываемся. Мы же работаем с теми, кто понятия не имеет, как должен выглядеть сайт», - замечает Роман Бабеев.
80% клиентов студии – предприниматели из Владивостока. Остальные 20% заказов поступают со всей России, а также из-за границы. Студия работала с клиентами из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Магадана, Алматы, а также из других городов.
Основной источник поступления новых заказов – рекомендации тех, кто уже пользовался услугами студии: сейчас по «сарафанному радио» приходит больше половины клиентов. Также новых клиентов студия получает с помощью таргетированной рекламы и публикаций в СМИ. По словам Романа Бабеева, практически каждая статья в бумажной или онлайн-прессе приводит к продажам.
Параллельно с созданием сайтов для клиентов студия Aiger не прекращала работу над совершенствованием своего конструктора сайтов. Было решено создать платформу на основе искусственного интеллекта, с помощью которой любой человек сможет без труда сделать себе «продающий» сайт. То есть конструктор из внутреннего инструмента превратится в отдельное предложение компании.
Целевая аудитория нового продукта – предприниматели, которые не готовы платить за создание сайта веб-студиям. Как правило, они начинают самостоятельно собирать сайт на конструкторе типа Tilda или Wix. При этом они не знают, что писать на сайте, какие на нём должны быть кнопки, в каком порядке выводить блоки друг за другом и т.д. В результате такие сайты часто не справляются со своей главной задачей – приводом клиентов.
«Сейчас предприниматель, заходя в конструктор, выбирает один из готовых шаблонов. Но зачастую он понятия не имеет, какой из этих шаблонов даст ему клиентов. У нас он сможет в двух словах описать свой товар или услугу, а также свою аудиторию. И конструктор сам соберёт ему «продающий» макет. Человеку останется только загрузить туда свои картинки и подредактировать тексты», - уверяет Роман.
Один из ключевых моментов разработки – создание прогноза продаж. Когда пользователь создаст свой сайт с помощью новой платформы, она укажет ему возможную конверсию посетителей в клиентов. Предприниматель будет сразу знать, какая посещаемость сайта ему необходима для достижения целевых показателей продаж.
В июне 2019 года студия Aiger внедрила в платформу счётчик на базе искусственного интеллекта. Он позволяет отслеживать поведение пользователей на сайте и сегментировать их определённым образом. Сейчас эта идея реализовывается в одном из проектов компании – сайте для фестиваля FitLove, который ежегодно проходит во Владивостоке.
«Мы для него делаем умный сайт с учётом наших разработок по искусственному интеллекту, в первую очередь счётчиков. Он будет адаптироваться под каждую аудиторию. Тренеру сайт покажет один контент, владельцу фитнес-клуба – другой, а девушке, желающей похудеть – третий», - объясняет Роман.
Компания предлагает клиентам два вида продуктов. Изготовление лендинга -одностраничного сайта - стоит 55 000 рублей. Создание полноценного сайта обойдётся клиенту в 89 000 рублей. При этом студия не берёт предоплату – заказчик оплачивает только готовый результат.
Aiger получает примерно 100 заказов в год на создание сайта. Такие показатели сохраняются уже второй год подряд. По словам Романа, роста количества заказов не произошло, потому что студия смещает фокус на создание нового продукта. Тем не менее, такие показатели позволяют студии оставаться прибыльной и реинвестировать в новые разработки.
Основной сложностью в развитии компании Роман Бабеев считает работу «на два фронта». По его словам, было бы правильнее функционировать или в качестве веб-студии, или как конструктор сайтов. Совмещать эти две функции с точки зрения бизнес-модели не всегда целесообразно.
Стоимость разработки конструктора сайтов с искусственным интеллектом Роман оценивает в 6 млн. рублей. В начале 2019 года студия получила грант в государственном фонде содействия инновациям по программе «Старт» на сумму 2 млн. рублей.
В декабре 2019 года компания выиграла конкурс «Стартап-экспедиция». Его проводил Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия). В финале, который проходил в Москве, участвовало около 200 проектов со всего Дальнего Востока. Студия получила за победу в конкурсе 2 млн .рублей на разработку и участие в акселерации, которая пройдёт весной 2020 года в Якутске. Туда поедут Роман вместе с частью команды проекта.
«Разработка конструктора требует квалифицированных программистов, поддержки, обеспечения и т.д. Мы могли бы «уйти в бизнес», и уделять больше внимания работе с клиентами. Это было бы намного прибыльнее. Но нам очень хочется создать открытый конструктор, выйти на мировой рынок. Поэтому мы двигаемся в этом направлении, несмотря на все сложности», - говорит Роман.
Сейчас в студии Aiger порядка 15 человек: несколько программистов, копирайтер, дизайнер, менеджер, технический специалист. Программисты занимаются только конструктором искусственного интеллекта, в текущих проектах по созданию сайтов они практически не участвуют. Возглавляет студию наёмный директор.
Сейчас сооснователь компании Aiger ищет средства на то, чтобы закончить создание платформы. В числе потенциальных инвесторов – Дальневосточный фонд высоких технологий, с которым ведутся переговоры. Вывести на рынок конструктор для самостоятельного создания сайтов планируется в конце 2020 года.
В статье использованы фото Александра Ратникова (ИА
Primamedia).