Комплексный подход в маркетинге подразумевает использование разных инструментов привлечения клиентов и увеличения узнаваемости компании. Когда мы говорим про привлечение трафика на сайт из поисковых сетей, мы можем встретить такие термины – Search Engine Optimization (SEO) и Search Engine Marketing (SEM). О том, что это такое, за что отвечает каждый и какой подойдёт вашему бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала директор по маркетингу агентства «4 Пикселя» Дарья Клименко.
Дарья Клименко – директор по маркетингу digital-агентства «4 Пикселя». Компания специализируется на интернет-маркетинге полного цикла, является сертифицированным партнёром «Яндекса», «1С-Битрикс», VK, CoMagic, Calltouch и ряда других IT-компаний.
Классическое SEO (Search Engine Optimization) – это привлечение органического трафика на сайт. Пользователь вводит слова в поисковой строке и видит список сайтов, которые, как кажется поисковой системе, соответствуют его запросу.
Если вы ищете в «Яндексе», например, сериал на вечер, то видите длинный список сайтов из выдачи:
При этом на самых первых строчках будет платная выдача с пометкой «Реклама», а ниже те сайты, которые для вас подобрали поисковые роботы.
Чтобы занять одну из лидирующих позиций в этом списке, необходимо оптимизировать сайт: сделать его удобным и информативным, прописать технические настройки, исключить все ошибки. Также необходимо следить за актуальностью информации, за тем, что размещают конкуренты, за скоростью загрузки, периодически проводить проверки ресурса. Да, работы предстоит много, но и результат будет достаточно долгим.
Многие думают, что SEO – это только тексты на сайте. Но это не так. Поисковые системы развиваются, и намного важнее теперь, насколько ваш контент удовлетворяет запрос пользователя, чем содержание в нем ключей вроде «купить кирпич Москва». А также насколько сайт в целом информативен и полезен для пользователя, есть ли на нём то, что соответствует информации, которую ищет ваш потенциальный клиент. Поэтому важно не просто писать тексты для сайта, но и отслеживать актуальность и увеличивать результативность вашего ресурса.
Работа над поисковым продвижением должна быть постоянной, потому что алгоритмы меняются, а конкуренты не стоят на месте. И есть шанс пропасть из выдачи или опуститься в ней настолько, что пользователи даже не увидят ваш сайт.
И естественно, у этого инструмента есть свои преимущества и недостатки.
Достоинства:
-
На сайт заходят заинтересованные пользователи;
-
Стоимость привлечения пользователей на сайт достаточно низкая (по сравнению с другими методами);
-
Долговременный эффект.
Недостатки:
-
Необходимо время, чтобы сайт поднялся в топ выдачи;
-
Алгоритмы могут измениться, поэтому нужна постоянная работа по поисковой оптимизации;
-
Могут понадобиться значительные ресурсы на создание контента.
Есть специалисты, которые утверждают, что SEO нужно всем. Но так это или нет, зависит от ниши вашего бизнеса.
Первое, на что стоит обратить внимание: кто ваша целевая аудитория, как её представители принимают решение о покупке. Если у вас сфера, в которой решение принимается практически мгновенно, например, вскрытие замков, то вряд ли пользователь будет долго выбирать из всей поисковой выдачи. Особенно если стоит перед захлопнувшейся дверью, а дома заперт котёнок. Он выберет один из первых сайтов в поисковой выдаче, позвонит, и исполнителем станет тот, кто первым откликнется на заявку. Поэтому вряд ли SEO будет для вас оптимальным решением, тут скорее нужно использовать платное продвижение.
Но если у вас интернет-магазин или вы работаете в B2B-сегменте, где у пользователя есть время для размышлений и поиска подходящего варианта, то скорее всего вам стоит использовать поисковое продвижение, потому что оно приносит заявки стабильно, и они оказываются дешевле, чем платное привлечение трафика.
Для разных ниш бизнеса могут применяться разные маркетинговые стратегии. И если ваша стратегия подразумевает развитие в перспективе, есть сформированный спрос на продукт, который вы продаёте, то стоит присмотреться к SEO как к стабильному источнику заявок с сайта. Но до того, как принять решение, проведите аудит. Узнайте, сможет ли поисковое продвижение принести результат вашему продукту.
Обратите внимание на то, сколько касаний с вашей компанией нужно пользователю, чтобы совершить покупку. В некоторых сферах бизнеса, особенно где решение принимается не одним человеком, а группой людей, важно учитывать не только то, сколько касаний с брендом нужно пользователю для совершения целевого действия, но и то, кто и на каком этапе воронки продаж будет взаимодействовать с вашей компанией.
Чтобы привлечь больше целевых пользователей, оптимизируйте сайт под поисковые системы. И тогда вы сможете получать трафик и заявки от тех, кто уже нацелен на покупку. И если ваша сфера бизнеса предполагает выбор одной компании из большого количества конкурентов, то вам точно нужно SEO.
SEM (Search Engine Marketing) включает проработку сайта под поисковые системы (SEO) с дополнительным привлечением платного трафика. То есть вы не просто оптимизируете сайт, а используете комплексное решение, которое даёт более быстрый результат. Платный трафик даёт моментальные заявки и приводит клиентов. Вы сразу получаете аудиторию на сайт, даже если SEO ещё не набрало полную силу. И в ряде случаев именно такая комбинация может стать выигрышной.
Что включает SEM:
-
Контекстную рекламу;
-
Медийную рекламу;
-
Товарную рекламу;
-
Ретаргетинг;
-
SEO.
Чтобы привлечь органический трафик, часто требуется время. А если пользователей на сайте нет, то вы не можете оперативно проверять гипотезы, которые приведут к росту показателей. Поэтому на начальной стадии лучше не ждать, а привлекать дополнительно трафик рекламой.
Когда на сайте есть пользователи, вы можете анализировать их поведение. Сколько времени они проводят на сайте, с какими запросами приходят, на каких страницах задерживаются. Проанализируйте, на какие вопросы вы дали развёрнутый ответ, чтобы сформировать доверие пользователей. Ведь если пользователи доходят до отдела продаж, значит, вы смогли сформировать начальное доверие с их стороны. Но если из раза в раз вам задают одни и те же вопросы, значит, на сайте не хватает информации, либо она расположена не в том месте. Добавьте в контент сайта больше ответов на самые частые вопросы.
Дополнение работ по SEO платными методами привлечения – это и есть SEM. Так вы сможете быстрее включиться в работу с теми поведенческими характеристиками, которые пользователи показывают на вашем ресурсе.
Вы сразу увидите первых пользователей, которые заходят на сайт по тем же запросам, которые вы собрали в семантическом ядре. И если вы видите, что посетители проводят достаточно времени на сайте и просматривают больше одной страницы, то скорее всего это те целевые пользователи, которые вам принесут заявки.
Достоинства:
-
Мгновенное привлечение аудитории на сайт;
-
Долгосрочный эффект;
-
Возможность тестировать гипотезы для увеличения конверсии в реальном времени.
Недостатки:
-
Высокая стоимость платного привлечения в некоторых нишах;
-
При отключении рекламы вы потеряете часть аудитории.
Несмотря на то, что комбинация платных и бесплатных методов привлечения может стать выигрышным комбо, которое позволит захватить всю выдачу в поиске, такой способ подходит не всем нишам бизнеса. Поэтому необходимо первым делом рассчитать медиа-план и составить стратегию продвижения. А дальше отслеживать показатели (насколько они соответствуют плану, какова реальная стоимость заявки) и корректировать стратегию. Этот процесс лучше не останавливать, если вы хотите достойных результатов.
Смотрите не только на то, что делают прямые конкуренты, но и косвенные. Они могут стать источником нетривиальных идей, которые позволят вам завоевать большую долю рынка.
Косвенные конкуренты – те компании, которые производят другие продукты, но пользователь может заменить ими ваш продукт. Так, например, известный во всём мире бренд мотоциклов Harley-Davidson считает своими конкурентами стриминговые сервисы. Потому что у пользователя всегда есть выбор: прокатиться на байке или остаться дома для просмотра кино на диване.
В digital-маркетинге нет «волшебной кнопки», для выбора эффективных инструментов необходимо учитывать нишу бизнеса, ваше положение на рынке, уровень конкуренции и многие другие факторы. Анализируйте поведение пользователей и показатели, тестируйте гипотезы и корректируйте стратегии, в зависимости от тех результатов, которые вы видите. Это можно делать как силами собственных специалистов, так и с помощью опытных внешних агентств-подрядчиков.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».