«Сербы любят всё русское»

Прочтёте за 6 мин.

Как Михаил Ларионов запустил на Балканах сеть по продаже российской органической косметики

IT-инструменты, которые использует Михаил Ларионов

  • "Мегаплан"
  • Пакет Microsoft Office
  • Google Docs
Как правило, для бизнес-эмиграции российские предприниматели выбирают раскрученные в плане делового климата страны – Чехию, Германию, Канаду, США, государства Балтии. А вот предприниматель из Сибири Михаил Ларионов запустил несколько успешных бизнесов в Сербии – небольшой стране на Балканах, которая редко рассматривается в качестве варианта для старта собственного дела за границей. Возможно, опыт Михаила Ларионова будет полезен тем предпринимателям, кто ищет перспективную зарубежную локацию для запуска нового бизнеса.
Досье

Михаил Ларионов, 38 лет, предприниматель, владелец сети магазинов по продаже российской органической косметики в Сербии «OrganicShop» и компании по продаже кедровых мини-саун «Kedrova Prica». Также имеет небольшую (0,5 га) плантацию ягод годжи в национальном парке Фрушка-гора. Образование: экономический факультет Алтайского государственного университета. Женат, воспитывает двоих детей (родились уже в Сербии).

Ларионов.jpg
Михаил Ларионов

Почему Сербия?

Впервые я попал в Сербию в 2001-м году, занимаясь поставками химического сырья из России и Белоруссии. В то время страна, конечно, представляла собой мрачную картину - после бомбардировок 1999-го и всех гражданских войн. Но ничего, в целом мне понравилось в командировке - кухня, прежде всего, и, конечно, люди. Ощущалась какая-то душевная близость и искренняя любовь к русским. Тогда вообще впервые узнал, что сербы к нам так относятся. Например, у сербов есть поговорка: «На небе Бог, а на земле Россия».

Выбирая страну проживания, я руководствовался многими факторами, но в первую очередь - бизнес-интересами. К примеру, я никогда не понимал вариантов типа «купим недвижимость на море, а потом будем придумывать какой-нибудь бизнес». Не для меня этот вариант с курортной недвижимостью и туризмом на море. Сезонный фактор влияет там на все бизнесы, и в этом плане очень высокие риски: есть туристы - есть работа, а если их нет? Бизнес должен строиться на работе с местными, которые становятся твоими постоянными клиентами, если ты заслужил их доверие.

Также для меня было важным, чтобы страна проживания была стабильно доброжелательной по отношения к русским. То есть Германия или США сразу отпадали, так как отношения с ними нестабильные. 

Теннис в Нови-Саде и сауна в Белграде 

Я живу в Сербии более-менее постоянно с 2008 года. Окончательно перебрался во время тогдашнего кризиса, захотелось из Сибири, где зима длится полгода, в страну с мягким климатом. Первую фирму открыл с сербом, с которым сотрудничали ещё по нефтехимии, она и сейчас ещё жива. Занимались недвижимостью и туризмом. Расходились долго, ничего при этом не заработав; вот тогда и я познакомился с сербской чертой характера: упёртость и нежелание идти на компромисс, хотя он приемлем (по нашей логике) для обеих сторон. Вместо этого возникает нерешаемая ситуация, и она может длиться сколь угодно долго. Сербы спешить не привыкли. 

После этого я занимался привлечением теннисистов из России и стран СНГ в теннисную академию в городе Нови-Сад. На теннисе удавалось что-то зарабатывать, клиенты были довольны, многие до сих пор вспоминают с теплотой Сербию и Нови-Сад, со многими удалось подружиться. Кстати, люди из окружения знаменитого сербского теннисиста Новака Джоковича время от времени зовут меня участвовать в создании новой академии в Нови-Саде и еще в одном курортном месте. На словах всё звучит интересно, но это огромная работа и огромные затраты времени, которого просто нет, учитывая, что у тебя несколько собственных бизнесов и семья с двумя детьми. 

Потом я переехал в Белград и держал салон в центре города с сауной и массажами: приходило много туристов, были и местные довольные клиенты, но их было не настолько много, сколько бы мне хотелось, а времени салон отнимал существенное количество, при этом арендная плата стала со временем неадекватной. Поэтому в какой-то момент принял волевое решение закрыть салон, но продажей кедровых мини-саун продолжаю заниматься до сих пор. 

"Я думаю, что Сербия — лучшая страна для семейной жизни, правда, в том случае, если здесь нашёл себя и если есть дело, которым тебе нравится заниматься и с его помощью зарабатывать".

С ассимиляцией к местным реалиям, мне казалось, я быстро справился. Но это мне только казалось. Вероятно, многие, кто сюда переехал, подвержены этой иллюзии: вроде народ-то близкий по менталитету, язык похожий, одна религия и т.д. Но различия серьезные, и чтобы постичь и принять их, нужно время. Например, сербы очень хорошо умеют делать самопрезентацию: вроде бы вы все обсудили, договорились об условиях, ударили по рукам и должны начать работать. Но… ничего не происходит, и все нужно начинать сначала. К этому мне сложно было привыкнуть. Причём, в Белграде ещё как-то нормально, можно с людьми договориться, и будет результат в конце концов, а, скажем, в Нови-Саде это могут быть переговоры в три-пять раз дольше, и всё только разговором и закончится.

Мы живем в центре Белграда, до работы мне ехать 10-15 минут на машине или троллейбусе, который иногда предпочтительней из-за проблем с парковкой. Есть многоярусные стоянки, но там парковка стоит дороже, чем на улице. В Сербии деньги не так легко зарабатываются, как в нашей стране, поэтому всегда нужно смотреть, где можно сэкономить. 

Я думаю, что Сербия — лучшая страна для семейной жизни, правда, в том случае, если здесь нашёл себя и если есть дело, которым тебе нравится заниматься и с его помощью зарабатывать. Начинать что-либо здесь, конечно, нелегко. Во-первых, необходимо хорошо выучить язык. Ключевое слово здесь - «хорошо». Многие живут, как-то обходясь тем, что выучили «на слух», это у них какая-то смесь языков получается, русского и сербского, но это не вариант, если хочешь здесь серьезно работать. 

Русское – значит, хорошее 

Идея открыть магазин натуральной косметики пришла в голову не сразу. Но как-то отметил, что сербы, с которыми я дружил, искренне восхищались продукцией бренда Natura Siberica, с которым я их как-то познакомил. Помог им с контактами в Москве, потом они договорились с сетью формата drogery и поставляют сейчас туда ограниченный ассортимент, порядка 12 наименований продукции. Но они закупают продукцию через посредника, и она идёт из склада в Германии, себестоимость получается ощутимо выше. При этом у меня в магазинах сейчас представлено около 300 наименований. Расчет мой строился в том числе на том, что сербы любят всё русское, и это одна из бизнес-возможностей в этой стране. 

6.jpg

Недавно я слоган придумал для нашей рекламы – «Rusko. Prirodno. Uvek najbolje» (на русском звучит примерно так - «Русское. Природное. Всегда самое лучшее». Россияне его не прочувствуют как сербы, вот сейчас буду его тестировать сербах, точнее - на сербках, конечно. 

Мы продаем косметику фирмы «Первое решение» - это ведущий производитель натуральной косметики в России и пятый по доле отечественного косметического рынка. У нас можно купить продукцию брендов Natura Siberica, Planeta Organica, Organic Shop и Organic People. Из новых брендов, которые добавляем в сентябре, — это «Бабушка Агафья» и Organic Therapy. «Бабушка Агафья» уже продавалась в Сербии, и к нам приходили довольные покупатели. Только я буду её здесь продавать дешевле, чем она была до сегодняшнего времени. Смысл не в демпинге, конечно, а в реальных ценах при больших объёмах продаж. С такой политикой косметика «Первого решения» имеет перспективы не только в Сербии, а по всему миру.

За 5 месяцев после открытия второго магазина мы уже наработали хорошее количество постоянных клиентов без вложений в рекламу. Идея природной косметики становится всё популярнее, в особенности если это российский продукт по доступной цене. 

"Сербы любят всё русское, и это одна из бизнес-возможностей в этой стране". 

Основная масса наших клиентов - это сербы, конечно, а также туристы из стран-республик бывшей Югославии, Венгрии, Румынии, Швейцарии, Испании, Греции и Германии. Были и японцы, очень обрадовались нашим ценам, у них Natura Siberica продаётся намного дороже. Появляются и русские клиенты. 

Маркетинг и продажи 

Основные продажи у нас идут через два наших магазина, есть и оптовые продажи небольшим магазинам в Белграде и в сербских регионах. 

Что касается маркетинга, то всерьез только начинаем им заниматься. Наш товар сам себя продаёт. Пробовали самое элементарное - раздачу флайеров, и это работало. Сами приходят клиенты, которые уже покупали нашу продукцию в России или получили когда-то в подарок и остались довольны. Многие радуются тому, что не нужно просить друзей, чтобы им её отправляли из Москвы, ведь наши цены практически не отличаются от московских. 

Наша лучшая реклама — это рекомендации довольных клиентов. Говорят, что здесь эффективен Facebook, не пробовали ещё, мне непонятно пока, как число «лайков» конвертируется в реальные цифры продаж. Хорошо влияет на покупателей и привлечение публичных личностей, но, по-моему, это нечестно, если кого-то привлекаешь для рекламы, а в реальной жизни человек этой косметикой не пользуется. Гораздо правильнее, конечно, хотя и сложнее, это - добиться того, чтобы он влюбился в твою косметику и рекомендовал её по-дружески. 

24.jpg

Экономика проекта 

Сеть «Organic Shop» я запускал на сбережения, это не слишком крупная инвестиция поначалу была. Партнёров у меня нет; сотрудничал некоторое время с одним здешним соотечественником по импорту, но он не выполнял наши договоренности, поэтому вынужден был прекратить с ним совместную деятельность. 

Основные вложения были в товарные запасы. Затем в отделку магазина вложил порядка 2 000 евро, состояние помещения было хорошее. У меня свои материалы, древесину для отделки завожу из Новосибирска, столяр был не из Белграда, сэкономил что-то и на этом. Это небольшой магазин в 14 «квадратов», но зато в самом центре Белграда, ассортимент у нас с этой площадью около 300 наименований. Про выручку я не хотел бы говорить, но могу сказать, что вложения в оба магазина окупились в первый месяц. 

Второй магазин мы открыли 8-го марта, и всё, что я сделал для рекламы, это отпечатал на принтере «8-го марта работаем», и в первый же день работы мы имели много клиентов. А в этом году 8-е марта выпало на воскресенье, многие магазины не работали, следуя традиции югославского социализма. Но мы не могли пропустить такой день! И сейчас работаем по необычному для местных графику: каждый день, с 9 до 21, в том числе и по выходным. По субботам и воскресеньям выхожу сам работать на одну смену, у продавцов эти дни сокращенные, смена 6 часов. 

Через год-два планирую расширить нашу сеть в Белграде до 7-8 магазинов, другие города не рассматриваю пока, считаю, что лучше будет усилия направить на маркетинг, оптовые и интернет-продажи. В соседних странах тоже есть хорошая перспектива продаж, нами часто интересуются потенциальные партнёры. Я думаю, что потенциал этого бизнеса практически неисчерпаем, так как при любом кризисе девушки и женщины найдут возможность покупать средства по уходу за собой.

Как относятся в Сербии к предпринимателям-иностранцам 

Что касается отношения к иностранцам, ведущим бизнес в Сербии, оно вполне благоприятное, если не заниматься чем-то крупным. Ибо в крупном деле уже вмешивается политика. Слышал историю, что наши розничные сети пытались зайти на сербский рынок, но никого не пустили, хотя розница, на мой взгляд, здесь не сильно развита и есть простор для бизнеса. Тот же «Магнит» вполне успешно мог бы работать. Уровень бюрократии не скажу, что высок. В последнее время кое-что либерализовали, например, можно сделать наружную рекламу, а уже потом (если придет инспекция) её согласовывать. Мне удивлялись, когда я ходил с проектом согласовывать «наружку» на историческом здании, говорили - «А у нас обычно делают, а потом согласовывают». 
Бизнес-налоги в Сербии

Иностранец может основать компанию любой правовой формы самостоятельно или совместно с гражданами Сербии, процесс открытия фирмы занимает несколько дней, и при наличии правильно оформленных документов не требует большого участия со стороны самого предпринимателя. Для открытия фирмы необходимо иметь паспорт, учредительные документы, договор аренды или собственности офиса. В Сербии в настоящее время взимаются следующие виды налогов: платежи от фонда заработной платы - 20%, налог на фонд ЗП - 3,5%, пенсионное страхование - 9,8%, медицинское страхование - 5,95%, страхование занятости - 0,55%, налог на прибыль предприятий - 14%. Налоги с оборота: налог с продажи товаров - 17+3%, налог на оказание услуг 17+3%.  

P.S. 

Тем предпринимателям, которые рассматривают Сербию как вариант для запуска своего дела за границей, порекомендовал бы хорошо выучить язык, не надеясь на то, что «братья-сербы и так поймут». Второе, а может быть, и главное - стараться жить по принципу «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нравится вам это или нет, местные здесь живут, так как привыкли они, а не вы. (Просмотрел статью на вашем сайте о предпринимателе, который живёт на две страны и не собирается терять связь с Россией. У меня подобная позиция, а в Сербии это сделать намного проще, чем где-либо: здесь полно русофилов, есть и русскоязычные школы). 

Ищите бизнес-возможности, ориентируясь на местное население, а не на бывших россиян, здесь их на порядок меньше, чем, скажем, в Германии, и бизнес на них не построишь.

Ларионов 2.jpg

20 августа 2015

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов