В 2022 году fashion-индустрия в России претерпевает колоссальные изменения. В основном они связаны с уходом многих известных мировых брендов и изменением логистических маршрутов. Российские производители пользовались благосклонностью своей аудитории и до этого, но сейчас интерес со стороны покупателей вырос в разы – самое время занимать освободившиеся ниши. О том, как сейчас создать fashion-бизнес и на что обращать внимание при его запуске, в авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Алексей Ильин, основатель бренда DreamWhite.
Алексей Ильин – предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель бренда женской одежды DreamWhite. Окончил СПбГАСУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Опыт в предпринимательстве – с 2006 года. В 2016 году создал бренд DreamWhite, у проекта есть собственное производство.
Рынок одежды отличается от прочих тем, что он практически безграничный. Поэтому новый бренд первые 5-10 лет может активно расти, не забирая ничью долю.
Уход иностранных игроков, несомненно, облегчил конкуренцию. Для нашего бренда, например, открылась возможность делать не только верхнюю одежду, но и запустить трикотажную линию.
Но не все так просто… При всех кажущихся преимуществах существует много сложных бизнес-процессов внутри: начиная от разработки продукта и логистики, заканчивая правильно выстроенным маркетингом и многоканальным сбытом.
Самое непростое в fashion-бизнесе – найти дизайнера. Как правило, один из собственников отвечает за креатив, закрывая собой эту часть работы. В пару к творческому коллеге обязательно нужен хороший продажник. Это не просто специалист, отвечающий только за продажи. Он действует шире: правильно выстраивает систему продаж, озвучивает философию бренда для потенциальных покупателей, собирает целевую аудиторию, налаживает логистику и так далее.
Первый пошивочный опыт можно устроить в виде экспериментального цеха, где будут работать конструктор, технолог и несколько швей. Когда тестовые изделия будут готовы, отшив коллекции можно отдавать на аутсорс.
Фото: DreamWhite
На данный момент наш экспериментальный цех в Санкт-Петербурге уже разросся, поэтому мы сами выпускаем 10-30% от общего объема изделий. Вы можете выпускать у себя и 100%. Но для этого необходимо найти просторное помещение, где много света, куда персоналу удобно добираться на транспорте. Задача непростая, но решаемая.
Хорошая новость заключается в том, что с тканями и фурнитурой проблем сейчас нет. Да, логистически теперь действовать где-то сложнее, но всегда можно найти компании, которые организуют доставку или подберут оптимальный вариант.
Если вы планируете выпускать небольшие объемы продукции, то ткани можно закупать в России. На стоках всё ещё можно купить остатки итальянских марок. Если же рассчитываете на быстрое развитие и расширение ассортимента и объёмов, то в будущем столкнётесь с проблемой нехватки сырья в наличии. Тогда придётся работать напрямую со странами-производителями.
Фото: DreamWhite
Мы, например, под большие объёмы закупаем материалы в Китае через партнёров. Производитель даже изготавливает ткань специально под нас в необходимых нам расцветках. Это значительно удлиняет срок получения материала – в среднем до полугода.
Для трикотажных изделий можно рассмотреть Узбекистан. Однако здесь важно просчитать логистику, поскольку узбекские ткани недорогие, но их может быть дорого вывозить. В любом случае, нужно отталкиваться от вида изделий, которые вы планируете производить, и объёма производства.
После блокировки некоторых социальных сетей и запрета прямой рекламы в них, многим пришлось пересмотреть стратегию общения с аудиторией (особенно у кого 90% продаж приходилось на соцсети). Мы изначально ориентировались на многоканальный сбыт, поэтому сильного оттока аудитории не почувствовали.
Продавайте свою продукцию через сайт (это ваша основная витрина), задействуйте разрешённые соцсети, не бойтесь маркетплейсов. Последний канал продаж сейчас особенно актуален, он активно растёт и ещё будет расти, но у него есть свои недостатки.
Так, на маркетплейсах очень высокая конкуренция. В категории fashion порой 5% товара делают 80% выручки. Необходимо выходить в топ-5, иначе ничего не продашь. Плюс, на маркетплейсах дикий рынок. Туда заходит много желающих, которые очень дёшево продают остатки продукции, поэтому конкурировать по цене на этих площадках очень тяжело. Вдобавок к этому многие не заботятся о репутации на маркетплейсах, из-за них страдает вся индустрия: доверие покупателей к брендам и качеству товаров низкое.
Фото: DreamWhite
Я бы рекомендовал разделять продукцию, и выкладывать на маркетплейсы товары для массового спроса, чтобы как можно больше людей узнали о вашей марке. А уже эксклюзивные и сложные вещи выкладывайте на собственном сайте и рекламируйте у блогеров.
После ухода иностранных брендов освободились площади в торговых комплексах по всей России. Да, сначала трафик значительно просел, но затем люди вернулись за покупками. Конечно, ситуация меняется от одного торгового комплекса к другому. Но если выбрать правильный вариант, то это хорошая возможность открыть офлайн-магазин с наименьшими затратами и более быстрой окупаемостью. Ведь многие помещения освободились уже с ремонтом, заточенным под fashion-бизнес. К тому же, сами руководители торговых центров стали намного сговорчивее и готовы предложить более выгодные предложения местным брендам.
Офлайн даёт покрытие более консервативных покупателей, особенно в регионах. На фоне изменений на рынке просматривается изменение покупательского спроса. Многие перестали пользоваться соцсетями вообще, предпочитая по-старинке одеваться в магазинах. И не будем забывать, что шопинг – один из способов снятия стресса в неспокойное время.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».