Грамотное использование IT-продуктов помогает их пользователям эффективно выстраивать свою работу. Но чтобы использовать весь функционал IT-решения, пользователь должен хорошо в нём разбираться. Один из способов добиться этого – пройти обучающий курс. О том, как и для чего создавался обучающий курс о работе в программах «1С:Управление нашей фирмой» и «1С:Розница» для пользователей разного уровня подготовки, порталу Biz360.ru рассказал Антон Орловский, менеджер по маркетингу в «1С».
Антон Орловский – менеджер по маркетингу в фирме «1С». Отвечает за продвижение линейки решений для малого бизнеса.
Фирма «1С» – производитель ПО и сервисов для бизнеса. Компания предлагает около 40 сервисов собственной разработки, которые регулярно обновляются и дорабатываются. Плюс к ним добавляются и новые решения. Программных продуктов 1С ещё больше: их порядка 200-300, с учётом отраслевых.
У такого большого выбора есть и обратная сторона. Партнёрская сеть «1С», которая занимается дистрибуцией и установкой программ и сервисов – это 10 000 компаний и примерно 300 000 сотрудников. В идеале они должны освоить и знать все наши программы, а это гигантский объём информации.
У пользователей свои сложности. Им нужно освоить только те программы и сервисы, которыми они пользуются. Решения 1С, как правило, имеют много возможностей. Чтобы в них разобраться, требуется время, а в некоторых случаях и помощь грамотных специалистов.
У фирмы «1С» есть учебные центры, которые проводят обучение партнёров и их клиентов. Их курсы хорошо выполняют свою задачу – показывают клиенту, как пользоваться теми или иными сервисами.
В результате кастдевов мы выяснили, что обучение работе в программах «1С:Управление нашей фирмой» (далее – «1С:УНФ») и «1С:Розница», одним из самых популярных среди предложений «1С» для малого бизнеса, следует выводить на новый уровень. Необходимо делать процесс обучения более системным и разноплановым.
У наших курсов две аудитории: компании малого бизнеса и партнёры «1С». Но у них разные запросы на необходимые знания и разная степень подготовки. Курс по одному продукту следовало разделить на уровни:
-
«Начальный уровень». Для новичков, которым нужны базовые знания о работе в «1С:УНФ» или «1С:Рознице».
-
«Расширенный уровень». Для тех, кто уже разобрался с основными возможностями и планирует повысить свой уровень знаний. На этом же уровне следует пройти обучение тем сотрудникам партнёрской сети «1С», которые будут работать с решением.
-
«Продвинутый уровень». Это уровень для специалистов, которые планируют стать консультантами по автоматизации бизнеса с программами «1С:УНФ» или «1С:Розница»
Фактически речь шла о том, чтобы провести линию из точки «ноль знаний о программе» до точки «100% знаний». Мы приступили к разработке единого курса в сотрудничестве с учебным центром 1С.
Широкое распространение образовательных платформ и обучающих курсов в интернете привело к тому, что их создатели зачастую не соблюдают «педагогический» принцип «от простого к сложному». Пришёл преподаватель, рассказал, что знает, а о чём не знает – умолчал. Методист затем выкладывает этот рассказ в формате презентации на платформу или другие ресурсы, доступные слушателям.
Мы же создавали методически верную единую программу для изучения «1С:УНФ» и «1С:Розницы». Мы определили, что должен уметь специалист после прохождения определённого уровня курса. И на основе этого планировали подачу знаний, подбирали задания и упражнения.
Самым сложным на этапе разработки было грамотно «разделить» знания по уровням сложности. Для этого пригласили трёх спикеров, примерно одинаковых по компетенциям. Это партнёры «1С», которые возглавляют свои компании и занимаются внедрением наших продуктов.
Один из них должен был создать курс для новичков, второй – для пользователей среднего уровня, третий – для продвинутых. Фактически они рассказывали об одном и том же, используя разный подход и разный язык. Преподавателям помогали два методиста.
Сначала наша команда разработала концепцию курса. Затем мы составили на её основе подробный план, который проработали до мельчайших деталей. Прописали по каждому уроку, что пользователь должен узнать на его протяжении и какими навыками необходимо овладеть. Мы хотели, чтобы каждый уровень «переходил» в следующий: от меньшего – к большему объёму знаний и умений.
Первым мы записали курс для новичков – «Старт в «1С:УНФ» и «1С:Рознице». Он бесплатный и выложен на нашем канале на YouTube, RuTube и в нашем аккаунте в «ВКонтакте». Курс предназначен для тех, кто впервые открыл решения 1С и хочет быстро начать работу в них. Все уроки знакомят слушателей с основными возможностями программ в области закупок, продаж, производства.
Представьте: предприниматель занимается производством, ведёт учёт в Excel или на бумажке. Потом он покупает 1С, попадает в большую программу со множеством возможностей и не знает, какую информацию в ней заполнять, какой документ вводить. Видеоуроки курса для начинающих пользователей быстро знакомят с возможностями «1С:Розницы» или «1С:УНФ» и помогают шаг за шагом начать самостоятельно работать в программах.
Преподаватель этого курса – Роман Месяткин, основатель компании «Идея», которая является официальным партнёром фирмы «1С».
В обучающих курсах этого уровня подробно рассматривается, как автоматизировать отдельные направления бизнеса: оптовая и розничная торговля, складской учёт, интернет-продажи, скидки и бонусные программы. Эти курсы будут интересны собственникам, руководителям, ответственным за бизнес-процессы в компании, аналитикам и специалистам, которые автоматизирует бизнес с помощью решений «1С:Розница» и «1С:УНФ».
Слушатели курса на практике познакомятся с тем, как в наших программах настраивается интеграция с маркетплейсами или интернет-магазинами. Они узнают, как автоматизировать процессы закупок, продаж, возврата, оплаты. Научатся создавать и «читать» отчёты о продажах и складских остатках, использовать возможности бонусных программ.
Ведущая этих курсов – Анна Лозовская, руководитель компании Sol-IT, являющейся партнёром «1С». У неё накоплена экспертиза по данным вопросам, есть релевантный опыт как в своей компании, так и в компаниях клиентов.
Этот курс также состоит из нескольких модулей. Он адресован собственникам бизнеса, директорам и партнёрам «1С», которые готовятся к сдаче экзамена «1С:специалист-консультант».
Курс поможет:
-
понять, как автоматизировать ключевые бизнес-процессы компании;
-
превращать цифры, которые содержатся в программах, в информацию, необходимую для принятия управленческих решений;
-
узнать, как составлять бюджеты, формировать и анализировать управленческие отчёты.
Автор курса – Михаил Пинягин, основатель компании «Айтон». Она также является партнёром фирмы «1С». У Михаила многолетний опыт работы с компаниями-клиентами из различных сфер бизнеса. Он и его коллеги специализируются на внедрении у клиентов решения «1С:УНФ».
Когда «Старт в «1С:УНФ» и «1С:Розница» появился на YouTube, почти сразу же стало понятно, что мы на 100% «попали в потребность». За 45 дней получили 18 000 просмотров всего курса. Его доходимость – около 40%. Это значит, что почти половина «учеников» изучает все уроки, вплоть до последнего, 16-го. Обычно дохождение онлайн-курса составляет в среднем 7-10%. Если курс небольшой, то 20%.
Главной задачей для курса начального уровня было снизить процент людей, которые не знают, как работать в программах «1С:УНФ» и «1С:Розница».
Отзывы тех, кто прошёл курс, в подавляющем большинстве положительные. Причём среди них нет ни одного купленного – мы этим принципиально не занимались. Вот некоторые из них:
-
«Всё понятно. Для базового обзорного понимания достаточно информации».
-
«Автор – практик, а не просто говорящая голова. Слушать приятно, спасибо».
-
«Очень полезный курс, спасибо. Не устаёшь от информации, её подача очень комфортная».
-
«Все чудеснейше, спасибо огромное. Просто волшебство, у меня теперь всё работает!»
Напомним, что преподаватель этого курса – Роман Месяткин, основатель компании «Идея». Зрители, посмотревшие его курс, стали обращаться к нему за платными консультациями и за внедрением программ «1С:УНФ» или «1С:Розница». Спрос такой высокий, что команда «Идеи» не успевает обрабатывать все заявки. Роман принял решение отключить всю онлайн-рекламу своей компании, потому что сейчас в ней нет необходимости.
Разработка единого обучающего курса для специалистов разного уровня – процесс довольно длительный. У нас он занял больше года. Первым мы выложили курс для новичков, позже в доступе появились курсы для расширенного и продвинутого уровней. Они уже набирают слушателей. Посмотрим, какой будет обратная связь, чтобы понять – всю ли необходимую информацию мы предоставили. Если нет, то будем думать, как это можно исправить.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».