Качественный SMM-специалист может грамотно представлять компанию в соцсетях, налаживать продуктивную коммуникацию с целевой аудиторией, во многом формировать имидж вашего бренда. Зачастую ценность этого сотрудника осознают далеко не все предприниматели, и это может стать серьёзной ошибкой. О том, где найти хорошего SMMщика и как выстраивать с ним эффективную работу, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Аня Галашева, основатель клуба SMM-специалистов «Pro Контент».
Аня Галашева – основатель клуба SMM-специалистов «Pro Контент», в котором более 2000 участников, автор курса по видео-маркетингу Reels Up, создатель telegram-канала «Банк идей сторис». Проводит консультации по развитию личных и бизнес-аккаунтов. Недавно запустила новый проект – «Доска почёта», где заказчики могут находить SMM-специалистов для разовых консультаций.
Работодатели часто не уделяют должного внимания при выборе сотрудника на эту должность. Но SMM – это упаковка вашего продукта: привлечённый специалист будет транслировать ценности бренда или компании вашей аудитории. Поэтому важно, чтобы у вас получилось с ним идеальное совпадение. Если у вас разные ценности и видение продукта, SMM-стратегия сработает плохо.
Критерии эффективного SMM-специалиста:
-
Регулярно проводит анализ целевой аудитории, может предугадать её реакцию.
-
Понимает особенности продукта и хоть немного, но разбирается в сфере, в которой работает ваша компания.
-
Разделяет ваши ценности и идеи.
-
Постоянно обучается. SMM и маркетинг – это long-learning-ниша, то есть требующая непрерывного обучения. Тренды, методы, инструменты – всё постоянно меняется, важно быть в теме.
-
Не обещает золотые горы и не говорит, какой контент «точно зайдёт». Хороший специалист выдвигает гипотезы и тестирует их. Потом делает анализ и снова тестирует. Любому SMMщику, даже идеальному и эффективному, нужна притирка к продукту.
-
Делает отчёты о проделанной работе: в идеале, вы знаете и понимаете, что конкретно было сделано, что успешно протестировано, а что не получилось.
-
Не имеет проблем с генерацией идей. Насмотренность – важный навык SMMщика.
Помимо очевидных ресурсов для публикации вакансий я бы предложила воспользоваться и другими каналами. Вот некоторые из них:
-
Опубликовать пост в ваших соцсетях. SMM-специалисты – тоже потребители контента. Они подписываются на компании и следят за теми, кто им интересен. Если найдёте специалиста среди ваших подписчиков – это здорово! Значит, человек уже пользуется вашим продуктом и многое знает о нём.
-
Зайти через Telegram-каналы. Тематических каналов с вакансиями очень много. Многие из них публикуют вакансии бесплатно.
-
Найти по хэштегам в Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской). В идеале SMMщик развивает личный бренд. А значит, ставит и хэштеги к своим публикациям. Попробуйте забить в поиск #smmмосква или что-то в таком роде.
-
Зайти через курсы по SMM. Можно написать создателям курсов: очень часто у них есть свои чаты вакансий, где они с радостью опубликуют вашу.
Портфолио с кейсами есть у каждого качественного специалиста. Даже если у него мало опыта, то кейсы всё равно должны быть: например, учебные задачи или проекты, выполненные при прохождении обучающих курсов.
Если кейсов нет, то это может быть тревожным звоночком. Возможно, соискатель:
-
не отслеживает показатели эффективности и выполняет работу «для галочки».
-
имеет проблемы с самореализацией.
-
не умеет красиво «упаковывать» информацию о себе. Этот навык должен быть отточен у специалиста, которому предстоит доносить до внешней аудитории информацию о бренде или компании. Если SMMщик не может упаковать свои кейсы – как он будет работать с вами?
На что следует обратить внимание в резюме и кейсах:
-
Понятность. Если вы понимаете, о чём идёт речь – это хороший знак.
-
Подробное описание результатов прошлых кампаний. Должно быть описано состояние до и после, с помощью каких инструментов было реализовано, что не получилось.
-
Релевантный опыт. SMM – это набор функций, которые зачастую размыты: человек должен хорошо писать, красиво фотографировать, разбираться в аналитике и т.д. Может быть так, что специалист откликается на резюме SMMщика, имея опыт работы копирайтером. Делаем вывод: он силён в текстах, но организация съёмок станет для него новым опытом. Насколько это подходит – решать вам.
Большинство SMM-специалистов – это бывшие офисные сотрудники. Вернуться в штат и ездить каждый день в офис – для большинства из них это катастрофа. Многие как раз поэтому и выбрали удалённую работу.
- В нашем сообществе «Pro Контент» мы публикуем вакансии для SMMщиков. По статистике, если в описании вакансии указана работа в офисе, участники сообщества откликаются раз в пять реже, чем на удалённую работу.
Я рекомендую компаниям предлагать SMM-специалистам два варианта сотрудничества: полную удалёнку или гибридный формат. Если вы не готовы совсем не видеть сотрудника на работе, предложите ему приезжать на съёмки контента в офис оговоренное количество раз в месяц.
Во многом это зависит от ниши и специфики работы самой компании. Например, магазины одежды проводят масштабные фотосессии раз в месяц. Тогда специалист может полностью работать удалённо и изредка выезжать на съёмки. А для каких-нибудь кофеен важно каждый день показывать в социальных сетях атмосферу заведения и гостей. Здесь для реализации поставленных задач специалисту целесообразно предложить гибридный формат.
При формировании зарплатной вилки для SMM-специалиста не обязательно постоянно изучать ситуацию на рынке. Основные факторы, влияющие на стоимость услуг специалиста:
-
время, затраченное на выполнение задачи;
-
опыт и количество пройденных курсов или образовательных программ;
-
сложность работы/ниши/сферы;
-
необходимость подключения к задачам подрядчиков;
-
количество контента и социальных сетей для ведения;
-
привлекательность проекта для начала работы.
Обсудите заранее со специалистом систему поощрений, чтобы у сотрудника была дополнительная мотивация. Невключённый и уставший специалист малоэффективен.
На мой взгляд, самый минимум оплаты – от 15 тысяч рублей за ведение одной соцсети. Если предлагать меньше, то нормальный специалист к вам не пойдёт, это обесценивание труда. SMM – не просто красивая картинка, а ещё полноценная стратегия и вовлечение аудитории. Как правило, стоимость услуг опытных специалистов начинает от 30-40 тысяч рублей. Если работа офлайн, то от 60-70 тысяч рублей.
Внятные и чёткие формулировки с референсами, то есть понравившимися вам примерами работ конкурентов. Предоставьте исполнителю пять-десять примеров, отметьте, что именно вам понравилось и почему, как это соотносится с ценностями бренда. Вот мнение участников сообщества «Pro Контент»:
Хорошо, если техническое задание представлено в текстовом формате в отдельном документе. На него будет удобно ссылаться при возникновении вопросов или спорных ситуаций.
Важно, чтобы техзадание согласовали обе стороны. Исполнитель также несёт ответственность за составление ТЗ. Некоторые специалисты предпочитают брифовать клиента и на основе этого составлять ТЗ самому себе. Если ваш SMMщик работает таким образом, попросите его отправить сформированное им задание вам на согласование, чтобы не возникло недопонимания.
Важно понимать, что SMM – это только работа в соцсетях. Специалист не отвечает за разработку продукта: бывает так, что SMMщику приходится выдумывать ценности самому, но это неправильно. Все ценности транслируются от создателя бренда.
К сожалению, работу SMM-специалистов иногда воспринимают несерьёзно, а зря. Хороший специалист способен привлечь новых клиентов и даже увеличить продажи с помощью соцсетей компании. Он формирует голос бренда, по которому аудитория судит и о его создателе. Считайте, что SMMщик – ваш лучший друг: от грамотно выстроенной коммуникации с ним и вашей совместной работы будет зависеть многое.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».