За последние два-три года в России значительно вырос интерес к локальным брендам одежды. Это связано как с уходом с российского рынка многих крупных зарубежных марок, так и с активным развитием маркетплейсов. Соответственно, многие потянулись в эту нишу – и те, кто запускает свой первый бизнес, и опытные предприниматели, которые хотят попробовать себя в новом качестве. О том, какие десять шагов помогут вам успешно запустить бизнес в модной индустрии, порталу Biz360.ru рассказала Анастасия Эртуханова, сооснователь бренда одежды Stylish2010.
Анастасия Эртуханова – сооснователь бренда одежды Stylish2010, дипломированный социальный психолог и сертифицированный коуч ICF. В 2010 году совместно с мужем открыла fashion-бизнес. На данный момент у бренда Stylish2010 собственное производство и восемь магазинов в России; также бренд представлен на крупных маркетплейсах (Lamoda, «Золотое яблоко» и других).
Первый и важный шаг при создании бренда – максимально чётко сформулировать цель, которую вы в итоге хотите достичь. Задайте себе вопрос: «Зачем я это делаю?» При ответе избегайте использования общих фраз и сосредоточьтесь на собственных желаниях и личной мотивации.
Чем точнее и честнее вы ответите себе на этот вопрос, тем проще будет выстраивать дальнейший путь. Понимание конечной цели поможет вам не только начать бизнес, но и справляться с будущими кризисами. В идеале вы должны выделить три-четыре пункта, которые кажутся вам самыми важными для будущего бизнеса.
Ключевое условие успеха любого бизнеса – понять, для кого вы будете работать, кто ваш покупатель. Определите целевую аудиторию бренда, решите, для каких людей вы хотите создавать одежду и сформируйте портрет потенциального клиента.
Опишите вашего идеального клиента максимально подробно: где он живёт, в какие рестораны ходит, на каком авто ездит, какие бренды одежды и аксессуаров носит. На основе этого портрета вы в будущем будете выстраивать концепцию бренда, ценовую политику, выбирать каналы продвижения и многое другое.
Ещё до запуска стоит проанализировать, какими ресурсами вы сейчас реально обладаете и как вы можете их использовать. Речь идёт и о финансовом, и о социальном капитале: в каком окружении вы находитесь, на кого можете рассчитывать в поддержке вашего бренда.
Возможно, кто-то из ваших друзей и знакомых уже имеет опыт создания бренда, занимается поставками тканей или пошивом одежды, работает в маркетинге. Рассказывайте окружающим о своём желании создать бренд – они могут поделиться с вами ценным опытом, полезными контактами или предложить помощь.
Один из важных этапов подготовки к созданию бренда – тщательный анализ рынка, выявление текущих тенденций и имеющихся возможностей. До того, как прорабатывать нюансы производства, выбрать ценовой сегмент и начать готовить каналы продаж, необходимо сделать следующее:
-
Изучить текущее состояния модного рынка в данном городе/регионе.
-
Определить доминирующий стиль одежды.
-
Изучить ассортимент моделей, предлагаемых конкурентами.
-
Выявить тренды, актуальные в мировом масштабе и на этом локальном рынке.
Успех в fashion-индустрии определяет насмотренность. Анализ рынка поможет вам составить объективное представление о том, что сейчас актуально, на что стоит обратить внимание на вашем бизнес-пути, с какими трудностями вам возможно придётся столкнуться и как к ним подготовиться.
К примеру, согласно статистике GlobalWebIndex за 2022 год, 56% интернет-покупок совершается со смартфона – этот факт стоит учесть при разработке сайта бренда или при выборе каналов продвижения.
Следующий шаг, без которого невозможно подготовиться к запуску fashion-стартапа –формирование чёткой концепции бренда. Определите, какой запрос целевой аудитории вы хотите удовлетворить. Подумайте, что конкретно ваш бренд может предложить людям, в чем его польза и ценность.
Концепция должна быть простой и понятной – в будущем именно она ляжет в основу позиционирования и айдентики бренда. Кроме того, определит стратегию развития и способы продвижения, а самое главное, выделит бренд среди конкурентов. Обозначив миссию бизнеса, вы сможете более эффективно выстраивать дальнейший путь, потому что она станет чётким ориентиром.
Когда речь идет о новом модном бренде, качество всегда лучше количества. Не тратьте время и ресурсы на разработку широкой модельной линейки. Более эффективным будет создание одного или двух артикулов, которые будут доведены до совершенства и идеально соответствовать вашей концепции, после чего следует провести анализ реакции вашей целевой аудитории на них.
Стремление к большому количеству разнообразных моделей при запуске увеличивает риски, поэтому разумно будет начать с малого и постепенно расширять ассортимент.
После разработки основных моделей стоит начать продумывать технические процессы. Тщательно изучите доступные вам возможности поставок и производства: где будете заказывать ткани, как организуете доставку, с какими производствами будете работать, кого можете взять в партнёры. На этом этапе также необходимо объективно установить бюджет, который вы готовы вложить в техническую часть вашего бизнеса.
Следующий шаг – определить канал продаж, который будет приоритетным для вас. При таком огромном разнообразии вариантов принять решение может быть непросто.
На начальной стадии продаж стоит выбрать тот канал, в работе с которым вы лично, как основатель, чувствуете себя наиболее комфортно. Чем лучше вы сами понимаете специфику платформы, тем проще будет через неё продавать. В дальнейшем, при расширении бизнеса, можно будет заходить в новые каналы продаж и работать с разными форматами, но начинать стоит там, где вы чувствуете себя «как рыба в воде».
Например, многие начинающие предприниматели предпочитают совершать первые продажи в социальных сетях. Если же для вас важно с самого начала вывести бренд в физическое пространство – арендуйте рейл в уже существующем мультибрендовом магазине.
Для нового бренда важно определить УТП (уникальное торговое предложение), вашу «изюминку» – то, что заинтересует покупателя и заставит его выбрать именно вас. Уникальной чертой бренда может стать любой элемент клиентского опыта: оригинальная упаковка, полезный фэшн-контент в соцсетях, сотрудничество с креативными людьми, необычная система лояльности. Даже небольшие креативные детали останутся в памяти вашей аудитории и помогут повысить её лояльность.
Последний и очень важный совет: верьте в себя, в свою идею и в свой продукт. Держите в голове причину, по которой вы начали свой путь в построении бизнеса и придерживайтесь разработанного плана.
Жизнь российского предпринимателя – это постоянные взлёты и падения, поэтому только вера в себя поможет вам справиться с кризисами и не опустить руки. Трудные времена рано или поздно наступят, они неизбежны для любого бизнеса, поэтому подумайте заранее, как вы сможете поддержать себя в будущем, чтобы не сдаться.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».