Лидерами с прорывными идеями чаще всего не рождаются, а становятся, тренируя определённые навыки - к такому выводу пришли авторы исследовательского проекта «ДНК основателя» Джефф Даер, Хол Грегерсен и Клейтон М. Кристенсен. О том, какие навыки присущи креативным лидерам и как их нужно развивать, они рассказали в своей книге «Стать инноватором». С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем её ключевые идеи.
По результатам нашумевшего исследования IBM, в котором приняли участие руководители 1500 компаний, креативность была названа главным профессиональным качеством лидера. История знает много примеров, как инновационные идеи совершали переворот в отрасли и приносили большой доход. iPod от Apple переигрывает плееры Sony Walkman, кофейные зерна и атмосфера Starbucks переворачивают представление о привычных кофейнях, Skype делает ставку на «бесплатность», чтобы побеждать AT&T и British Telecom.
В каждом случае новаторские решения позволили получить конкурентное преимущество и заработать на этом огромный капитал для компании-первопроходца. Разумеется, задним числом вопрос на миллион звучит так: как им это удалось? А вопрос на десять миллионов, пожалуй, так: как я сам могу этого добиться?
На пути к подрывным открытиям новаторы-предприниматели и руководители компаний действовали одинаково. Собранный материал позволил выявить пять основных навыков первооткрывателя - исследовательских навыков, составляющих, как мы это называем, ДНК инноватора. Мы увидели, что инноваторы «мыслят иначе», если употребить известный слоган Apple (think different). Но чтобы мыслить иначе, нужно и действовать иначе.
В своём исследовании на основе данных примерно 500 инноваторов и примерно 5 тысяч руководителей мы вывели пять навыков первооткрывателя, которые отличают инноваторов от обычных управленцев. Вот они:
-
ассоциативное мышление или просто «ассоциирование»;
-
умение задавать вопросы;
-
умение наблюдать и подмечать;
-
нетворкинг;
-
экспериментаторство.
В совокупности эти навыки первооткрывателя составляют, как мы это называем, ДНК инноватора, или шифр генерирования инновационных бизнес-идей.
Креативность не только прирожденный талант, а ещё и усердная работа. Мы признаём, что без генетики не обошлось, и некоторые от природы более способны к ассоциативному мышлению. Но даже если взять двух человек с одинаковыми генетическими творческими способностями, из них успешнее в решении творческих задач будет тот или та, кто часто задействует навыки первооткрывателя, описанные выше.
Творческие идеи возникают в результате поведенческих навыков, которые можете усвоить и вы, для того чтобы стимулировать инновационные находки и у себя, и у других.
Иногда самые успешные инновационные лидеры в мире ухватывают мимолётные взаимосвязи между идеями и сведениями, смешивая и состыковывая очень разные концепции.
Основатель eBay Пьер Омидьяр поделился недавним примером, как он нашёл свою сумасшедшую идею. Он поговорил с консультантами, бившимися над задачей, как быстро доставлять урожаи с фермерских хозяйств потребителям на Гавайях - консультанты при этом пояснили, что примерно треть продукции портится. Первый вопрос Омидьяра: «Как насчёт почты? Ведь почту доставляют к каждому на дом шесть раз в неделю? Почему не отправить по почте кочан салата?»
Как потом объяснял Омидьяр: «Наверняка это была невероятно глупая мысль, и, наверное, найдутся десять причин, почему это не будет работать, но вот вам пример, как я соединил две разные мысли, которые никогда раньше не сочетались. Я очень хорошо себе представляю работу почты, потому что eBay опирается на транспортные компании в основе своей бизнес-модели. Почта - это организация, которая наведывается к каждой семье шесть раз в неделю! Так вот, использовать эти активы новыми способами может быть интересно».
Не каждому придёт в голову соединить «свежую продукцию» и «почту», но именно такой формат мышления повышает вероятность обнаружения новой идеи.
Предприниматели-новаторы часто обнаруживают способности функционировать в двух режимах одновременно: они глубоко погружаются в детали, чтобы понять тонкие нюансы того или иного потребительского опыта, и умеют воспарить, чтобы увидеть целостную картину. Соединение этих двух ракурсов иногда даёт в результате неожиданные взаимосвязи.
Годами накапливая большой запас идей через умение задавать вопросы, наблюдать, строить контакты и экспериментировать, инноваторы часто впоследствии находят самые неожиданные взаимосвязи. Иногда мысль или ассоциация возникает именно в тот момент, когда они практикуют эти навыки. Столь же часто инноваторы открывали что-то новое, пребывая в расслабленном состоянии покоя, когда их совершенно ничто не отвлекало, особенно поиск решения каких-либо проблем. Другими словами, редко такое бывало на совещании, когда они сосредоточенно и собранно обдумывали и искали решение конкретной задачи. Скорее, всё происходило иначе.
Инноваторы часто открывают что-то новое во время прогулки, за рулём автомобиля, на отдыхе или ночью
Лучшие инноваторы обычно сами знали свои верные адреса и периоды для генерирования новых идей. А вы знаете? Если нет, поищите точки развития и релаксации. Кого-то лучшие идеи посещают рано утром, у других это бывает поздно ночью. Каков бы ни был ваш вариант, обязательно уделите это время медитации и размышлениям.
правильные вопросы
Инноваторы задают очень много вопросов, чтобы лучше понимать, что есть и что могло бы быть. Они пропускают хорошие удобные вопросы и предпочитают безумные, подрывающие status quo и часто угрожающие балансу сил своей нетипичной остротой и частотой.
Вопросы заключают в себе большой ресурс для культивирования творческих находок. Это было уже давно известно Эйнштейну, ведь он часто повторял одну фразу: «Если б я знал правильный вопрос... Если бы я смог задать правильный вопрос...»
Чтобы взорвать, всколыхнуть почву, инноваторы пробивают status quo вопросами «почему», «почему нет» и «что, если», находя, таким образом, нелогичные удивительные решения. Инноваторы постоянно задают мощные ресурсные вопросы, которые помогают видеть насквозь то, что скрыто за фасадом повседневной деятельности, и открывать доселе не существовавшее.
Спрашивайте «что, если», чтобы задать ограничения. Вопросы, которые искусственно задают ограничения, могут стимулировать неожиданные находки, заставляя мыслить в обход.
В конечном итоге вопросы в сочетании с другими действиями первооткрывателя могут сыграть роль турбоустановки в получении инновационных результатов. Меняя постановку вопросов, мы можем изменить мир. Главное - неустанно искать более правильные вопросы, чтобы видеть ситуацию новыми глазами.
Большинство инноваторов по натуре активные наблюдатели. Они подмечают всё, что их окружает, и, присматриваясь, часто оказываются способны заметить, что не работает. Они могут увидеть, что в иной сфере нашли другой - и часто лучший - способ решения проблемы. Наблюдая, они переплетают единой нитью не связанные между собой данные, в результате чего могут возникать необычные бизнес-идеи. Эти механизмы часто задействуют разные органы чувств и нередко начинаются с интересных вопросов.
Наблюдая за действиями человека в определённых условиях, можно почерпнуть немало ценных соображений о сути задачи, а равно и о лучшем способе её решения
Мы выяснили, что наблюдатели более успешно просчитывают, какие задачи должны быть решены и каковы лучшие способы их выполнения, когда они:
-
целенаправленно присматриваются, какие продукты и для каких задач задействуют клиенты;
-
приучаются обнаруживать неожиданное и аномальное;
-
находят возможности наблюдать в новой ситуации.
Инноваторы тоже задействуют самые разные сенсорные каналы для того, чтобы обнаруживать бизнес-идеи. Например, для Говарда Шульца путь к созданию Starbucks начался в тот момент, когда он впервые уловил одурманивающий аромат итальянских эспрессо-баров. Так что не забывайте в поисках удивительного включать все органы чувств.
Оказываясь в новом окружении, мы намного чаще будем внимательно наблюдать за происходящим вокруг, потому что мы автоматически стараемся понять, что здесь нового и отличного от нашего опыта.
Иноваторы гораздо чаще оказываются в новом окружении, в частности отправляются в разные страны, компании, участвуют в необычных конференциях или просто ходят в музеи и другие интересные места. Можно многое узнать, осматривая экспонаты, музеи, зоопарки, океанариумы и просто наблюдая за природой.
Мы призываем вас развивать и культивировать в себе наблюдательность - и вы увидите, как она может изменить всё для вас и вашей компании.
Большинство руководителей разного уровня строят и поддерживают контакты, чтобы продавать себя и свои компании или выстраивать отношения с теми, у кого есть необходимый для них ресурс. В отличие от управленцев, инноваторы реже нацелены на ресурсы или продвижение в карьере; скорее, общаясь с людьми самых разных взглядов, они активно используют новые мысли и идеи.
Основной принцип нетворкинга состоит в том, чтобы наводить мосты в другие сферы знаний за счёт контактов с теми, с кем вы и ваш основной круг обычно не взаимодействует. Инноваторы, по-видимому, интуитивно понимают, что новые мысли часто возникают в результате взаимодействия со звеньями других сетей контактов.
Целенаправленный нетворкинг часто оказывается эффективным, когда инноваторы пытаются выйти на экспертов в других предметных областях.
Среди инноваторов немало постоянных посетителей конференций идей, таких как TED, Всемирный экономический форум и Аспенский фестиваль идей. Такие мероприятия сводят предпринимателей, научных сотрудников, политиков, путешественников, учёных, деятелей искусства и мыслителей со всего мира, приезжающих, чтобы представить самые последние наработки, увлечения и проекты. Посещение конференции, целью которой является обсуждение и обмен лучшими достижениями мысли из самых разных областей, часто позволяет наблюдать столкновение концепций, стимулирующее ассоциативные умения.
Ивент на тему, находящуюся вне вашей прямой сферы компетентности и отраслевой принадлежности, может заронить новые идеи
Многообразие выборки даёт многообразие мыслей. Посещение конференций идей, таких как TED, может быть отличным способом расширить представительность вашего круга контактов. Кроме того, при возникновении конкретной проблемы не забывайте спрашивать себя: «Кто ещё сталкивался с чем-то подобным до меня?» - и пробуйте с ними поговорить.
Бизнес-инноваторы активно пробуют новые идеи, создавая опытные образцы и проводя пилотные испытания. Но в отличие от учёных, работают они не в лабораториях; их лаборатория - это реальный мир. И помимо производства прототипов, они примеряют на себя новые способы и анализируют продукты и процессы в поиске новой информации, которая может дать искру новой идеи.
Хорошие экспериментаторы понимают, что, если вопросы, наблюдение и нетворкинг дают отличную информацию о прошлом (что было) и настоящем (что есть), то эксперименты - лучшее средство для генерации идей, которые могли бы работать в будущем.
Большинство инноваторов, по опыту нашего исследования, занимались по меньшей мере одной из трёх форм эксперимента:
- Первая из них заключается в том, чтобы пробовать что-то новое методом исследования.
- Вторая методика - раскручивание на винтики, как физически, так и аналитически.
- Третий подход - проверка идеи с помощью пилотной версии или опытного образца.
В целом экспериментаторы любят деконструировать - продукты, процессы, идеи - и таким образом понимают, как они устроены. В ходе такого анализа они задают вопросы, почему всё работает именно так. Отсюда часто возникают новые соображения, как можно было бы сделать лучше.
Если вы задаёте непростые вопросы, подмечаете необычные ситуации и разговариваете с самыми разными людьми, вероятно, вам потребуется меньше экспериментировать. А эксперименты, которые вы устраиваете, будут более чётко выстроенными и позволят получить информацию для следующего шага. Случайные опыты имеют место, если вы не составили представления о ситуации на основе вопросов, наблюдений и нетворкинга.
Инноваторы понимают - и принимают - что значительная часть их экспериментов обернётся не так, как планировалось (и даже могут оказаться пустой тратой времени), но они знают, что часто эксперимент - единственный способ получить данные, необходимые для достижения успеха.Читайте также:
«Зарабатывать на хайпе»: чему может научиться бизнес у «серого» рынка.
Ну очень полезные бизнес-книги: 75 отборных изданий для предпринимателей.
«Экономика впечатлений»: ключевые идеи бестселлера Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора.