«Зарабатывать на хайпе»: чему могут научиться предприниматели у «серого» рынка

Прочтёте за 5 мин.

Ключевые идеи бестселлера Алексы Клей и Киры Майи Филипс

Хакеры, пираты, теневые дилеры, финансовые мошенники – всё это представители «серого» сектора экономики. Они во всех уголках мира успешно ведут деятельность, которая только на первый взгляд не имеет ничего общего с предпринимательством. Эти люди находчивы, креативны и решают нестандартные задачи. Авторы книги «Зарабатывать на хайпе» (оригинальное название – «Misfit Economy») Алекса Клей и Кира Майя Филипс убеждены, что предприниматели могут почерпнуть у представителей «серой» экономики качества, которые помогут им в ведении бизнеса. С разрешения издательства «Эксмо», в котором готовится к выходу эта книга, мы публикуем её основные идеи.

Misfit Economy

Философия отщепенцев

Отщепенец - человек, чьё поведение отличается от поведения остальных людей заметным и неудобным образом. Повсюду в мире, от небольших деревушек до мегаполисов, есть отщепенцы, которые успешно решают проблемы, к которым традиционные бизнесы неспособны даже подступиться. Творческий потенциал у этих людей куда больше, чем у крупнейших мировых корпораций.

Это называют серым рынком, чёрным рынком, теневым сектором, кустарным промыслом, гаражной экономикой. Мы называем это Экономикой Отщепенцев. Как их ни назови, теневые инноваторы существуют в другом мире, который, по общепринятому мнению, не должен иметь ничего общего с традиционными видами бизнеса. Однако не стоит относиться к этим предприимчивым отщепенцам просто как к асоциальным элементам, угрожающим общественному порядку. 

Отщепенцы демонстрируют выдающуюся неординарность мышления в решении проблем, к которым многие другие боятся подступиться или вообще не признают. Отщепенцы ставят под сомнение основы действующих институтов, раздвигают границы привычного и исследуют возможности, которые могут представляться слишком рискованными или нетрадиционными всем остальным. Они вызывают к жизни новые способы мышления и взгляды. 

Истинные отщепенцы не просто стремятся найти замену чему-то устоявшемуся, они сразу задаются вопросом - а нужно ли это вообще?

Примером может служить область образования. Нешаблонно мыслящие новаторы не стали предлагать альтернативы четырём годам обучения в колледже или университете. Они поставили под сомнение сами основы официального образования и попытались полностью пересмотреть существующие практики обучения. 

Так, инноватор-отщепенец в области образования Дэйл Стивенс, основал UnCollege - общественную организацию, предлагающую программы для самостоятельного обучения. Стивенс бросил школу в двенадцатилетнем возрасте. Он решил, что лучше поискать наставников, которые научат тому, что ему интересно, чем обучаться тому, что предлагают школьные учителя. Сегодня, отчасти благодаря усилиям отщепенцев вроде Стивенса, альтернативное образование стало быстрорастущим сегментом рынка, на котором онлайн-платформы вроде Skillshare или Coursera, предлагают альтернативные варианты традиционных дипломов. 

На стыке предпринимательства и аутсайдерства

Хотя у отщепенцев и предпринимателей есть нечто общее - и те, и другие склонны рисковать и с увлечением и смекалкой стремиться к свободе и независимости, - их не стоит смешивать. Отщепенцы отвергают традиционные ценности, критически настроены по отношению к себе и не защищены социально. 

Они расширяют привычные рамки. Они бросают вызов системе. Конечно, случается, что предприниматель обнаруживает в себе черты отщепенца, и результат смешения этих типов личности может быть взрывным. 

Примером такого гибридного типа личности может служить бизнесмен Стив Джобс. Уверенный в себе, нацеленный на результат и не жалеющий усилий для победы Джобс - квинтэссенция предпринимателя. Ему удалось создать одну из самых успешных компаний мира, которая сделала имиджевые продукты доступными для массового потребителя. И хотя иногда Джобс казался абсолютно неуязвимым, он не боялся показывать свою ранимость. 

Дух несогласия и нонконформизма, который Джобс культивировал в Apple с первых дней существования компании, когда компьютерным бизнесом заправляли застёгнутые на все пуговицы «большие дяди», был продемонстрирован в нашумевшем рекламном объявлении, прославляющем не кого-то иного, как именно отщепенца: «Всё дело в ненормальных. В отщепенцах. В бунтовщиках. Нарушителях спокойствия. Тех, кто явно не отсюда. Кто видит по-другому. Кому не нравятся правила. И кто не ценит сложившийся порядок вещей. За ними можно повторять, с ними можно не соглашаться, их можно восхвалять или поносить. Но единственное, что у вас, похоже, не получится, - это игнорировать их. Потому что они несут с собой перемены. Они - двигатель прогресса человечества. И там, где некоторые видят сумасшедших, мы видим гениев. Потому что мир меняет именно тот, кто достаточно ненормален, чтобы считать себя способным на это»

Отсутствие и непринятие формализма - главный двигатель инноваций предпринимателей-отщепенцев 

Несоблюдение формальностей, если не относиться к нему априори как к самоуправству, помогает людям стать выше должностей и званий, а также позволяет им в полной мере проявить свои скрытые таланты. 

В отличие от подчинения навязанным извне правилам, нормам и системам поощрений (в виде повышений по службе и премий), неформальность предполагает возможность непосредственного действия, высвобождает внутренние мотивации (основанные на личностных ценностях) и инстинктивное знание. 

Пять качеств отщепенца, которые могут быть полезными

Мы выделили пять главных принципов, которым нужно следовать, чтобы разбудить в себе потенциал отщепенца. Мы хотели показать, чему можно поучиться у тех, кто не на виду, и как приспособить результаты этой учёбы для своих собственных целей. 

Для этого нужно уметь: 

  • вовремя подсуетиться;

  • копировать;

  • взламывать;

  • провоцировать;

  • переориентироваться. 

Умение подсуетиться 

В нашем толковом словаре Экономики Отщепенцев «подсуетиться» означает получить что-то из ничего. Быстро двигаться, уметь торговаться и активно создавать для себя новые возможности вместо того, чтобы ждать, когда какая-нибудь возможность подвернётся. 

Уметь подсуетиться - значит не сидеть без дела, решать проблемы эффективно и непринуждённо, упорно трудиться, проявлять находчивость и упорство, а также демонстрировать или иметь на самом деле смекалку, нахальство и обаяние. 

Для того чтобы вовремя подсуетиться, не нужно иметь генеральный план. Вы импровизируете и чутко реагируете на то, что появляется на вашем жизненном пути. 

Подсуетиться вовремя — значит обратить внимание на идею и начать её реализовывать. Предприимчивые не ждут идеального стечения обстоятельств. Действительно удачливые берут судьбу в собственные руки, используя для этого всё, что есть под руками, и рвутся вперёд, движимые неукротимой волей добиться успеха и решимостью выжить. 

Копирование 

В Экономике Отщепенцев считается, что подражательство разумно и выгодно. Для небольших местных бизнесов копирование уже известного оригинального продукта даёт возможность практически бесплатной раскрутки в уже апробированном секторе рынка, что в свою очередь означает появление быстрого и стабильного входящего денежного потока. Нарастив обороты, компании могут дистанцироваться и развиваться самостоятельно, сохраняя и наращивая завоёванную долю рынка. 

Многие из нас хранят приверженность собственным идеям. Однако учиться инновациям, помимо всего прочего, означает умение признавать, что идеи окружающих подчас лучше и что мысли, которые мы считаем «собственными», на самом деле могут и не быть таковыми. 

Мы не поощряем и не оправдываем воровство интеллектуальной собственности, однако считаем, что стремление почерпнуть вдохновение у окружающих и развивать чужие идеи, совершенствуя и дополняя их, имеет огромное значение. Мы уверены в том, что такая форма коллективных инноваций является неотъемлемой частью творческого процесса, и в том, что это может быть использовано в официальной экономике для ускоренного распространения новаторских идей и для противодействия установлению монополий. 

Мы узнали, что успех предприятия может в большей степени определяться качеством исполнительской работы и правильно выбранным временем, чем наличием блестящей изначальной идеи

Взлом 

В Экономике Отщепенцев хакинг - атака на истеблишмент с целью заставить его менять положение дел к лучшему. Кроме того, это доскональное знание системы и умение правильно демонтировать её. Возможно, выражение «Знай врага своего!» употребляется слишком часто, но для этого есть важная причина: понимание системы, которую предстоит перестроить, - огромная сила. 

Хакеры были первопроходцами многих неформальных установок, которые затем получили распространение в обычной трудовой культуре. Это, в частности, проблемно-ориентированный подход к решению рабочих задач; культура открытости и прозрачности; саморегулируемая среда, основанная на репутационной ответственности и подотчётности коллегам (вместо жестких иерархий и менеджмента); свобода действий в использовании новых возможностей. 

Небольшие компании с хакерской ментальностью решительно атакуют своих больших, богатых и уважаемых конкурентов, нарушая тем самым устоявшиеся порядки в самых различных отраслях. Airbnb разрушает устои гигантского гостиничного бизнеса. Spotify (и множество подобных ей компаний, помогающих слушать музыку, не владея ею) заставляет музыкальную индустрию корректировать свою бизнес-модель. 

Страстное желание атаковать систему. Приверженность свободе информации, позволяющей коллективную инновационную деятельность. Желание исправлять и совершенствовать. Стремление глубоко понимать систему и все ее элементы с тем, чтобы её можно было перестроить или улучшить. Все эти принципы могут с успехом применяться и в официальной экономике для совершенствования наших организаций, систем и институтов. 

Провокация 

Как известно, провоцировать означает возбуждать или активизировать чувства и желания или побуждать к деятельности. В рамках Экономики Отщепенцев провокация означает умение выйти за пределы обыденного и представить себе нечто совершенно другое. При этом подразумевается, что для того, чтобы пробудить в окружающих интерес к другим возможностям, надо как следует встряхнуть и попинать рутинное положение дел. 

Побуждать людей к чему-то не значит, что у тех, кто этим занят, есть ответы на все вопросы или хотя бы на какую-то часть вопросов. Это значит - создавать условия для появления новой повестки дня, бросать вызов господствующим взглядам, подстрекать к инакомыслию, воображать альтернативные решения. 

В конечном итоге умение провоцировать или побуждать людей к чему-либо означает, что энергия самовыражения направлена на отстаивание своей точки зрения и потрясение основ существующего порядка вещей. Такое умение важно для каждого, кто, не являясь политическим агитатором, тем не менее в достаточной мере «возбуждён», чтобы отстаивать свою позицию на работе, в семье, школьном округе или стартапе. Чтобы бросить вызов тому, «что мы всегда так делали», и дать простор новому. 

Размышляя, как и зачем нужно провоцировать, не забывайте о том, что провокация обычно не влечёт за собой непосредственных причинно-следственных изменений объекта. Провоцируя, вы не связаны определённым результатом. Вы занимаете некую позицию, и последствия этого не всегда известны заранее. 

Чему стоит поучиться у провокаторов? Можно учиться не поступаться своими взглядами или целями. Можно встряхнуть организацию, нуждающуюся в переменах, указав, насколько неверны или фрагментарны определенные умонастроения. Однако успех провокации во многом зависит от умения вести себя достойно и тактично и понимания, в какие именно моменты бывает уместно заводить подобные дискуссии. Ценность провокации в том, что она даёт начало дискуссии. Но люди, задающие правильные вопросы или исследующие альтернативы, часто стоят у истоков пути к настоящим переменам

Переориентация 

В бизнесе принято говорить о переориентации стартапа или стратегической переориентации организации. Но, говоря о понятии «переориентация» в контексте Экономики Отщепенцев, мы имеем в виду переориентацию личности - опыт глубоких жизненных изменений в поиске внутренней удовлетворенности и вдохновения. 

Переориентация требует мужества пойти новым путём, невзирая на собственную неуверенность, противодействие социума, сопротивление внутри организации или неприятие сообщества. Она подразумевает готовность к полному изменению самовосприятия через путешествие в неизведанное и вопреки собственным колебаниям. 

Непоколебимая вера, приверженность базовым ценностям и неготовность жить под диктовку могут помочь человеку совершить переориентацию, которая направит жизнь на новый путь, более полезный в его самореализации, даже если это будет не совсем понятно окружающим.

Mistif Economy


Читайте также

Саммари книги Гарри Беквита «Продавая незримое»
Саммари книги Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе»

Саммари книги Мелани Свон «Блокчейн: проект новой экономики»

23 ноября 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов