Дмитрий и Анастасия Русских из Татарстана построили дом для своей семьи. После чего стали получать просьбы от знакомых помочь и им с возведением жилья. Так началась история компании NODO, которая строит частные дома разной степени сложности. И уже вышла за пределы локального рынка – сразу на московский. О том, как строительство дома для своей семьи превратилось в серьёзный бизнес, сооснователь компании NODO Анастасия Русских рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Русских – предприниматель из Татарстана, сооснователь строительной компании NODO. Окончила факультет товароведения и таможенной деятельности АГТУ. Работала в юридической компании менеджером по продажам. В 2017 году вместе с мужем Дмитрием Русских начали строить частные дома. В 2018 году основали компанию NODO, которая специализируется на строительстве частных домов в Казани и Москве. У Анастасии и Дмитрия многодетная семья.
Свой дом подтолкнул к своему бизнесу
Интерес к строительному делу зародился у Дмитрия ещё в юности, когда он увлечённо наблюдал за работой своей мамы – штукатура-маляра. Потом вместе с другом начал делать первые шаги по созданию строительной компании. Но ресурсов на построение полноценного бизнеса тогда не хватало, поэтому приходилось самим выполнять все строительные работы. Чуть позже он открыл магазин крепёжного инструмента и строительного оборудования.
В 2016 году мы с Дмитрием познакомились и поженились. Тогда же он построил своими руками загородный дом, о котором мы мечтали – уютный, просторный и безопасный. Сразу же стали поступать многочисленные вопросы от друзей и знакомых: как мы строили, как разрабатывали план дома, какие материалы использовали. А потом пошли и просьбы: постройте и нам что-то подобное.
Так первыми клиентами стали друзья и знакомые, мечтающие о собственном доме. Мы помогали им найти строительные бригады, выбрать качественные материалы со скидками, искали хороших архитекторов.
Дома, которые мы строили для знакомых и друзей, привлекали внимание новых клиентов. Увидев наши проекты, они обращались к нам с просьбами построить дом нужного размера по их индивидуальным пожеланиям.
Мы назвали свою компанию NODO (в переводе с итальянского «узел»), потому что это слово раскрывает суть нашего подхода к работе. Узел – символ объединения и прочности. В строительных чертежах узлы играют важную роль: это фрагменты соединений между конструкциями, от которых зависит качество и надёжность здания. Это название отражает и наш подход к работе. Мы не просто строим дома, а создаём прочные связи с клиентами. Построив дом для одного человека, мы вскоре строим для него баню, дома для его родственников или друзей. Так мы создаём целые комплексы, объединяя поколения и семьи.
В первые годы мы работали над небольшими проектами. Строили простые дома площадью 80-100 квадратных метров, предлагали бюджетные решения. Но компания росла, а мы получали больше опыта. Через «сарафанное радио» о нас узнали в Казани и во всём Татарстане. Мы стали воплощать в жизнь более сложные идеи клиентов. Например, дома с плоской многоуровневой крышей, с бассейнами, зимними садами, угловыми окнами, подвалами и т. д.
Сейчас мы строим помещения любых размеров и сложности, реализуем амбициозные и нестандартные проекты. Средняя площадь наших домов – 250-300 квадратных метров, часто бывает и больше.
Мы предлагаем индивидуальный подход к проектированию и строительству каждого дома, учитываем потребности и предпочтения клиентов в планировке, дизайне, функциональности и комфорте. Материалы и технологии обсуждаем с заказчиком заранее. У нас есть поставщики, с которыми мы работаем уже много лет, поэтому можем предлагать выгодные цены на материалы.
Если клиент обращается к нам с уже разработанным архитектурным планом, я бы не сказала, что это плюс. Чаще всего такие планы сделал кто-то из друзей и знакомых клиента, а не профессионал. Наш архитектор начинает «прогонять» этот проект и его технические условия в специальной программе. И зачастую выясняется, что проект не совсем подходит, его все равно придётся корректировать и менять.
Большинство клиентов не знают, что конкретно они хотят. У них есть только приблизительная идея: общая площадь, количество этажей и комнат и т.д. И эта идея должна встраиваться в имеющийся бюджет. Мы учитываем все пожелания и на их основе показываем похожие архитектурные проекты.
Процесс строительства дома длится в среднем от 6 до 10 месяцев. Для удобства заказчика мы делим оплату на части. Даже если у человека есть средства в нужном объёме, он иногда не может внести всю сумму сразу. У кого-то деньги на вкладах, кто-то не может забрать их из бизнеса, и так далее.
Сначала заливаем фундамент. Подписываем документ о принятии данного этапа, переходим к кладке стен, затем – к возведению крыши. После крыши оплачивается вся оставшаяся часть: окна и внутренняя отделка. Мы выполняем либо черновую, либо предчистовую (white box) отделку в зависимости от того, что хочет клиент.
В проекте чётко прописан каждый материал и его стоимость. Например, кирпич. Вместе с клиентом мы выбираем и прописываем цвет, размер, производителя кирпича, а также цвет шва. Однажды клиент выбрал все материалы, а когда всё было заказано и оплачено, он сказал, что цвет шва ему не нравится. В таких ситуациях, если производитель материала идёт нам навстречу, мы делаем замену. Если такой возможности нет, объясняем клиенту: вы выбрали, согласовали, всё подписано и куплено. Тогда клиент пробует договориться с производителем сам или покупает новый материал за свои деньги.
С начала пути до сегодняшнего дня наша целевая аудитория очень изменилась. Нашим первым клиентам прежде всего была важна цена. Сегодняшние клиенты ищут не просто жильё, а дом своей мечты. Их интересует красота, уникальность и комфорт. Сейчас наша целевая аудитория очень широкая: от молодых семей до возрастных пар на пенсии, которые мечтают жить в собственном доме рядом с природой. Некоторые дома строим не под заказ, а для дальнейшей продажи.
Около половины клиентов мы получаем от партнёрской сети. Сотрудничаем с риэлторами, которые за вознаграждение приводят нам клиентов. Остальные заказчики приходят с сайта, куда попадают благодаря нашему маркетингу. Сейчас мы стараемся активнее развивать партнёрскую сеть.
Чтобы потенциальному клиенту было понятно, какой объект он получит, показываем ему похожий дом. Обычно привозим в один из наших строящихся домов, в зависимости от того, куда ему куда ближе подъехать. В Казани у нас во всех направлениях есть строящиеся объекты.
Многих клиентов интересует качество отдельных работ. Тогда мы показываем объект, который находится на соответствующем этапе строительства. Например, человека интересует, как мы заливаем фундамент и как кладём кирпич – привозим его туда, где залит фундамент, а потом туда, где идёт работа с кирпичом.
Можем показать, как кладём крышу, как идут предчистовые работы типа заливки полов и т.д. Клиент видит, как разведена сантехника, как делается тёплый пол, как выглядит крыша в черновом варианте, как установлены окна, как они прикреплены к оконному проёму. Важных нюансов много – на примере наших строек мы можем показать всё.
Мы построили дом одной клиентке в Казани. Она порекомендовала нас своему другу, который искал подрядчика для дома в Москве. Мы вышли на этот объект как подрядная организация. Работали в коттеджном посёлке, где нас заметили риэлторы, которые продавали в нём дома. Они порекомендовали нас своим клиентам. Так и начался для нас выход в Москву. Пока мы работаем на столичном рынке только как подрядчики: возводим дом по готовому проекту или делаем в нём отделку.
Мы полностью контролируем работу всех наших бригад в Москве и Подмосковье. Прорабы присылают фото и видео каждого этапа. Связали арматуру для фундамента, начали кладку, положили на крыше утеплитель – прислали фото и видео. Если мы видим отклонение от наших стандартов, заставляем переделывать.
Сейчас на всех наших объектах активно кладут кровлю и занимаются внутренней отделкой. Летом строят сам дом, возводят его стены, а к зиме все хотят поставить крышу. Точнее, накануне Нового года все клиенты хотят по максимуму доделать всё в своих домах. В это время наши бригады нарасхват.
В первые месяцы компания NODO держалась на нашем энтузиазме, почти всё приходилось делать самим. Дмитрий был строителем, руководителем, прорабом. Я отвечала за поиск клиентов, бухгалтерию, продвижение, юридические задачи. Архитекторов находили удалённо и заказывали им архитектурные планы домов.
По мере роста объёма работ и числа проектов мы начали нанимать сотрудников и делегировать задачи специалистам. К команде присоединились бухгалтер, менеджеры по продажам и офис-менеджер. Потом появились архитектор, сметчик, снабженец, директор по строительству, а затем и ипотечный брокер.
Сегодня коллектив насчитывает более 30 человек. Мы выросли до того уровня, когда у компанииа есть полноценные бухгалтерский и юридический отделы, а также отдел ипотечного брокериджа. Количество менеджеров по продажам увеличилось, появился менеджер по работе с партнёрами – крупными риэлторскими компаниями в Татарстане и Москве.
Мы находимся в постоянном поиске новых специалистов. У нас есть постоянные бригады рабочих. Но бригадиру, прорабу и всем членам команды говорим: «Если видите где-то хороших рабочих – приглашайте». У нас действует реферальная программа – мы платим сотрудникам за новых специалистов.
Когда у нас появляется больше сделок, то имеющихся ресурсов не хватает. В идеале мы всегда должны иметь в запасе несколько бригад, которые будут классно выполнять ту или иную работу. Если одна бригада по каким-то причинам не сможет выйти на объект – подтянем другую.
За 2023 год компания NODO заработала 350 миллионов рублей выручки, построив 80 домов. В среднем мы получаем 140 заявок каждый месяц, заключаем от 3 до 15 сделок. 62% заказов мы получаем из Казани, остальные 38% – из Москвы. Однако спрос в Москве на наши услуги увеличивается, поэтому цифры могут измениться.
Когда отменили льготную ипотеку, у нас стало меньше заказов. Раньше мы не брались за строительство с поэтапной оплатой, потому что ориентировались на ипотечных клиентов. Теперь мы предлагаем поэтапные сделки. Начали сотрудничать с клиентами, которым нужно выполнить отдельные виды работ – не обязательно строить целый дом «с нуля». Рынок меняется – и нам приходится меняться вместе с ним. Активно продвигаем свои услуги через партнёрскую сеть и «Авито».
Основные расходы компании – закупка материалов и оборудования, а также оплата работы строителей, дизайнеров, архитекторов и других специалистов. Серьёзные статьи затрат – реклама и маркетинг, оформление разрешительных документов, коммунальные платежи.
Финансовые трудности. Без достаточного капитала было бы сложно реализовать наши амбициозные планы и идеи. Мы брали кредиты, продавали свой дом, чтобы вложить деньги в бизнес. Сейчас мы не берём слишком много проектов одновременно: это перегружает команду и снижает качество работы. В результате избегаем лишних расходов на маркетинг, когда деньги тратятся впустую, а клиенты не приходят. Лучше сделать несколько проектов на отлично, чем браться за всё и не успевать ничего.
Налаживание отношений в команде. Для нас важно было создать такую рабочую атмосферу, где каждый мог бы чувствовать себя спокойно и работать продуктивно. Всё это приходило не сразу, а постепенно: через конфликты и недопонимания. Со временем мы научились улаживать такие проблемы, находить близких по духу людей и создавать нужный микроклимат.
Ситуация, когда клиентам не одобряют ипотеку. Особенно серьёзной эта проблема становится для молодых семей с детьми, которые мечтают о своём пространстве, планируют его постройку, но сталкиваются с отказом банка. Мы предлагаем в этом случае услугу поэтапного строительства, то есть создания дома постепенно, по частям.
Возможность вместе решить проблемы. Многие предприниматели часто чувствуют себя одинокими и непонятыми. Возможность иметь рядом надёжного партнёра по бизнесу становится бесценной. Мы часто советуемся друг с другом, обсуждаем, что можно улучшить. Постоянный обмен мнениями помогает принимать взвешенные и продуманные решения. При этом не нужно вводить другого человека в курс дела. Мы с Дмитрием и так всегда знаем, что происходит в команде, какие идут проекты, какие проблемы и вызовы возникают.
Полное доверие. Наш семейный бизнес основывается на полном доверии, что является редкостью в предпринимательской среде. Когда рядом человек, с которым комфортно не только делить быт и воспитание детей, но и работать – появляется мотивация для развития.
Возможность делегировать и разделять обязанности. Дмитрий отвечает за строительство и отдел продаж, следит за качеством работы. Я занимаюсь стратегией, определяю направления развития и нахожу новых клиентов. У нас гармоничный и успешный тандем, где каждый вносит свой вклад в общее дело.
В 2025 году хотим усилить свои позиции в Московской области. Планируем строить в этом регионе столько же, сколько строим в Татарстане. В перспективе на 2026 год рассматриваем Санкт-Петербург, потому что оттуда тоже есть запросы на наши услуги. Но пока мы ориентируемся на Казань и Москву.
Наша цель – не только удовлетворить текущие запросы рынка, но и предвосхитить их, предоставляя нашим клиентам лучшие условия для жизни и инвестиций. Каждый проект для нас – это не просто строительство, а вклад в будущее.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».