Идея о собственном бизнесе пришла в голову Ольге Никифоровой из Владивостока, как это часто бывает, во время декретного отпуска. По состоянию здоровья ей нельзя было употреблять животные белки - и она решила попробовать соевый сыр тофу. Прошла по магазинам и обнаружила, что импортный продукт очень дорог, а достойных отечественных – просто нет. И тогда она решила выпускать его сама. О том, как заработать на производстве тофу и кто его покупает, Ольга Никифорова рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Никифорова, 37 лет, предприниматель из Владивостока, основатель компании по производству тофу Green East. По образованию психолог, окончила Международный независимый эколого-политологический университет. До запуска собственного бизнеса работала в сфере таможенного оформления грузов. Производство тофу запустила в 2017 году.
Я много лет работала в найме - в компаниях по таможенному оформлению грузов. Никогда бы не подумала, что эта работа в итоге подтолкнёт меня к бизнесу, связанному с соевым сыром тофу. Но именно так всё и вышло.
Один мой знакомый на таможне, который постоянно ездил в Корею, как-то рассказал мне про тофу. На какое-то время я забыла про это. А через несколько лет снова вспомнила - когда мне в декрете по состоянию здоровья пришлось отказаться от животных белков.
Тофу – сыр из соевых бобов, продукт с самым высоким содержанием растительного белка среди всех, какие есть. По вкусу напоминает адыгейский сыр. У тофу нет выраженного запаха и вкуса, при этом он отлично впитывает запахи других продуктов, с которыми его готовят - эти качества сделали его универсальным продуктом для кулинарии.
Я стала искать тофу в продаже во Владивостоке. Но ничего достойного среди отечественных продуктов не нашла, на полках был только зарубежный и довольно дорогой продукт. Стало понятно, что это относительно свободная ниша.
И в какой-то момент я решила попытаться делать тофу сама. Мне показалось, раз нет конкуренции – почему бы не попробовать.
Мы начинали дело с моим другом Сергеем Буторовым. Для старта потребовался 1 млн. рублей, это были собственные сбережения. Через год друг вышел из проекта, и с тех пор я развиваю его самостоятельно.
Первое наше оборудование было китайским. Это была небольшая машина ресторанного типа для приготовления тофу. В качестве цеха вначале сняли небольшую комнатушку, а после неё сменили ещё два помещения. Пока не поняли, что не надо искать готовый подходящий цех - надо создать его под себя. Общая площадь нашего нынешнего производства – 96 квадратных метров.
Прежняя машинка ресторанного типа теперь тоже в прошлом, её заменила небольшая корейская линия по производству соевого молока и тофу за 1 200 000 рублей. Она состоит из нескольких блоков, включая вакуумный упаковщик, коптильный аппарат и т.д.
Важнейшим моментом в нашем деле является сырьё: для качественного тофу нужна хорошая соя. Существует много сортов этого растения, каждый подходит для разных целей. Мне требовалась соя с высоким содержанием белка и без запаха.
Дело в том, что соя – это семена со специфическим запахом. Когда вы варите гречку, то чувствует запах гречки; когда варите рис – есть запах риса, и с этим нет проблем. Но аромат сои достаточно специфический. При этом в некоторых видах соевых бобов он почти не ощущается. Такие мы и закупаем.
Первую партию сырья мы заказывали в Краснодарском крае, потому что нашли там такое хозяйство, где сою выращивают без гербицидов (нам с самого начала было важно, чтобы продукт был экологически чистым).
Позже я познакомилась с местными, приморскими, производителями сои. Стала понемногу брать на пробу их сырьё. В итоге сегодня закупаем сою у Черниговского агрохолдинга.
Кроме сои, для производства требуется также коагулянт (загуститель). Практически все в России используют для тофу простые коагулянты - хлорид кальция или лимонную кислоту. Но настоящий тофу готовят с помощью коагулянта nigari (хлорида магния). В Японии его производят из глубоководной морской соли.
Именно его я и стала закупать напрямую в Японии и добавлять в свой продукт. Поэтому в результате мой соевый сыр объективно не отличается от японского – ведь там используют и те же сорта российской сои, что и я.
Для производства тофу соевые бобы перемалываются, смешиваются с водой - получается соевое молоко. Потом его надо прокипятить, остудить и добавить коагулянт. Получается нечто похожее на творог, который затем прессуется, и на выходе мы имеем большие кубики спрессованного сыра. Далее тофу охлаждается, режется и фасуется.
Таким образом, производство одной партии из 48 пачек занимает около часа. В вакуумной упаковке тофу хранится 10 дней. Без упаковки же обычный, непастеризованный, тофу скиснет за несколько дней.
Сегодня у нас есть два складских помещения, два цеха и офисное пространство. Начинали мы с партии в 20 пачек, а в данный момент производим в среднем уже по 5 тысяч пачек в месяц. И если на старте я работала собственными руками, то теперь у меня в цехе работает два человека, а ещё есть мерчендайзер и водитель для развоза продукции по магазинам.
На рынок мы выходили долго: путь в сети занял около года. Я лично ходила и предлагала менеджерам по закупкам свой продукт. За нашу категорию там отвечают специалисты по молочному направлению, и что такое соевый сыр – знали далеко не все. Или знали, но считали, что этот продукт якобы непопулярный. И менеджер задумывался: а заводить ли вообще такой товар на полки. В итоге куда-то приходилось обращаться по несколько раз.
Мы подумали и доработали упаковку: сделали её яркой, вложились в дизайн. После этого дело с покорением сетей пошло получше. Менеджеры стали соглашаться хотя бы попробовать посотрудничать, ради интереса. И тофу стал продаваться.
Сегодня наш соевый сыр представлен в 150 магазинах Приморья и Хабаровска (в трёх крупных сетях и нескольких небольших магазинчиках). Розничная цена – 120-150 рублей за пачку в 300 грамм; подкопчённый тофу стоит чуть дороже. Любой российский тофу примерно столько и стоит. А вот импортный аналог будет в разы дороже при том же составе.
В Японии и Корее этот продукт очень популярен. Я специально съездила в прошлом году на производство соевого сыра в Японию и сама видела, как его производят тоннами в день – и продают. А ведь это лишь одно из многих производств.
В России тофу, конечно, далеко не настолько популярен и воспринимается как специфический продукт. Поэтому я не собиралась строить огромное производство и пытаться продавать его тоннами здесь. И всё же то, что спрос на продукт есть, тоже очевидно.
По моим наблюдениям, сегодня многие стали вегетарианцами. Также есть много людей, которые постятся – в период поста продажи нашей продукции вырастают в разы. А ещё есть много тех, кто просто не знает про существование тофу. Поэтому я думаю, что если заняться продвижением этого продукта, он займёт немало магазинных полок.
В интернете мы тем не менее пока активно не продвигаемся - и не прилагаем к этому серьёзных усилий. У нас есть сайт и аккаунт в Instagram, но они существуют сами по себе. Пока мне не ясно, как работает продвижение в сети. И мы довольны уже тем, что у нас очень широкая целевая аудитория: это и подростки, среди которых моден ЗОЖ, и возрастные постящиеся люди. Вегетарианцы и зожники – конечно, основной пласт.
Мы начинали на пустом рынке, а после нас, когда мы немного привили моду на тофу, в Приморье стали появились и другие производители. В других городах страны они возникают тоже.
Сейчас мы активно работаем над расширением географии продаж и поставками продукции на запад страны. Однако пандемия несколько затормозила наше развитие. На продажи в уже работающих точках она не оказала никакого влияния. Но без ковида можно было бы, конечно, гораздо быстрее решить все вопросы с партнёрами по географическому расширению. Со всеми этими онлайн-переговорами и вынужденным посредничеством других людей из-за ограничений по поездкам – развитие идёт очень медленно.
В последний год мы много работаем над созданием нового продукта – пастеризованного тофу, который как раз и позволит нам продавать товар в отдалённых регионах. Особый режим пастеризации и четырехслойные фольгированные пакеты позволяют делать продукцию со сроком хранения до шести месяцев.
У нас уже в процессе подписания договор с сетью «Пятёрочка» сибирского направления. Чтобы начать продавать тофу в Сибири, придётся выполнить некоторые требования. А именно - вступить в ассоциацию ГС1 РУС, зарегистрировать штрих коды в общей системе GS Service и отладить логистическую цепочку.
А в Приморье дело только за тем, чтобы этот продукт больше рекламировали и активнее распространяли информацию о нём. Тогда его будут больше покупать.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».