Челябинец Дмитрий Корноухов никогда не занимался ни водными видами спорта, ни столярным делом. Но его бизнесом стала компания, которая производит из дерева SUP-борды, лодки и вёсла. За два года существования проекта Mitrich Boats&Boards удалось привлечь двух инвесторов и двух компаньонов, наладить выпуск нескольких моделей плавсредств и начать продажи в Европу. О том, как делаются сапы и какие коррективы в развитие проекта внесла пандемия коронавируса, порталу Biz360.ru рассказал основатель Mitrich Boats&Boards Дмитрий Корноухов.
Дмитрий Корноухов, 33 года, предприниматель из Челябинска, основатель мастерской
Mitrich Boats&Boards. Окончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета. Работал менеджером по внешнеэкономической деятельности в компаниях, занимающихся импортом различного инструмента и оборудования. В 2018 году открыл собственную компанию Mitrich Boats&Boards, которая производит деревянные SUP-борды, лодки и вёсла.
Осенью 2017 году Дмитрий Корноухов листал фотохостинг Pinterest. На глаза попалась фотография деревянной реечной лодки. И в тот момент в голове словно сложился пазл. «Я уже устал от той работы, которой занимался последние годы - продаж различных инструментов и оборудования. В голове формировалась потребность в собственном деле», - рассказывает Дмитрий.
Он давно осознал, что хочет заниматься только собственным производством и только выпуском той продукции, которой в России ещё нет или она является редкостью. Интуитивно «тянулся» к дереву. Но была в выборе этого материала и экономическая целесообразность. Дерево - экологичный материал, с которым приятно работать, в России нет проблем с его поставщиками и спрос почти всегда обеспечен. К тому же, столярная мастерская начального уровня не требует больших вложений.
«Но что из дерева делать? Мебель, декор и интерьерные вещи – скучно. После того, как на глаза попалось фото реечной лодки в Pinterest, всё завязалось в единую идею. Терпения на нелюбимую работу хватило ещё на пару месяцев, и в начале 2018 года я уволился и приступил к реализации своего плана», - вспоминает Дмитрий.
На Западе рынок деревянных лодок и водных бордов существует уже несколько десятилетий, а технологии и материалы постоянно развиваются. В России эта ниша практически отсутствует. По оценке Дмитрия Корноухова, есть лишь несколько мастерских в разных точках страны, где делают штучные вещи, в основном каяки и каноэ. Но до массовости этой нише ещё далеко.
«На старте было принято два ключевых решения: во-первых, сконцентрироваться на постройке исключительно SUP-бордов (специальных досок, на которых катаются стоя с веслом), а лодки отложить на потом. Это связано со стремительным ростом популярности сапсёрфинга в целом. Ежегодно количество людей, владеющих/катающихся на сапах, растёт сумасшедшими темпами, плюс в целом эта аудитория моложе и энергичнее, чем аудитория, которой интересны каноэ. Во-вторых, было решено не ограничиваться Челябинском или Россией, а сразу выходить на международный рынок», - говорит Дмитрий Корноухов.
В первый месяц Дмитрий потратил 10 000 рублей на аренду помещения под мастерскую и ещё 2500 рублей на покупку пилы и фрезера. Через два-три месяца появились первые заказы – в основном от друзей и знакомых. Как правило, они просили сделать небольшие подарки на дни рождения и прочие праздники. И это были не доски, а деревянные изделия типа ключниц или шкатулок.
Деньги с этих заказов практически полностью уходили на покупку необходимых для работы материалов и инструментов. Всего за первые полтора года существования проекта в оборудование, инструменты и расходные материалы было вложено около 500 000 рублей. Из них около 200 000 рублей - поступления от выполненных заказов, остальное - собственные средства.
«В это время расходы на жизнь и семью полностью покрывались из собственных сбережений, плюс я продал машину, потому что необходимость в ней в первое время отпала. Я снял помещение под мастерскую в паре километров от дома – дорога пролегала через парк. Я не учитываю эти деньги как вложения в бизнес, так как сумма, необходимая, чтобы прожить полтора года без личного дохода, будет отличаться для каждой семьи. Наверное, можно было бы уложиться и в прожиточный минимум, но мы проели существенно больше, конечно», - отмечает Дмитрий.
С деревом до создания собственного проекта начинающий предприниматель никогда не работал. Но был уверен, что у него всё получится - он с детства любил ручной труд. Учился столярному делу по роликам на YouTube, читал специализированную литературу, плюс постоянно работал над мелкими формами.
«Я начал работу с мелочей - ключниц, шкатулочек, полочек. Потом, когда стало что-то получаться, начал делать вещи посложнее и побольше: столы, светильники, настенный декор. За первый SUP-борд я взялся через восемь-девять месяцев после того, как снял помещение под мастерскую, и всё это время я портил дерево и учился работать стандартные 40-50 часов в неделю», - говорит Дмитрий.
Работа над SUP-бордами началась с подбора подходящей древесины. Дмитрий составил список пород, наиболее подходящих для постройки сёрфов, сапов, каяков и каноэ. Первыми попробовал уральские липу и сосну. Оба варианта пришлось отвергнуть - не устроили ни внешний вид, ни технические характеристики древесины. Следующие тесты продолжил с павловнией.
«Павловния - это быстрорастущее дерево, древесина которого после сушки становится очень лёгкой, идеально подходящей для SUP-бордов. Это теплолюбивое растение, распространённое в Юго-Восточной Азии. Сейчас его завозят из Китая, в Москве работает единственный поставщик. Но в России посажено несколько плантаций, и мы надеемся, что через несколько лет сможем закупать уже российскую павловнию», - отмечает предприниматель.
Первую SUP-доску купил житель Санкт-Петербурга. Он был подписан на страницу проекта в соцсетях и в какой-то момент решил сделать заказ. Он даже поучаствовал в изготовлении доски– приезжал в Челябинск на неделю, просто из любопытства.
Сейчас у мастерской на изготовление одного сапа уходит в среднем пять недель. Сначала собирается внутренний скелет SUP-борда. Затем снизу и сверху к нему наклеиваются панели из деревянных реек толщиной 6 мм. Форма готова. Третий шаг –поверхность SUP-борда покрывается стеклотканью и смолой. Доска становится прочной – теперь нужно очень сильно постараться, чтобы пробить в ней дыру.
Четвёртый шаг – нанесение от пяти до восьми слоёв лака, который придаёт SUP-борду блеск и защищает его от ультрафиолета. Затем этого доска полируется и становится «зеркальной». После нанесения каждого слоя лак должен высохнуть при определённой температуре и влажности – это занимает большую часть времени в процессе производства.
В проекте Mitrich Boats&Boards сейчас участвуют три партнёра: Дмитрий Корноухов и Евгений Красновид работают непосредственно в мастерской, Никита Адимов отвечает за продвижение и продажи.
«Когда я работал над самым первым SUP-бордом, ко мне пришёл Женя. Мы были знакомы с ним по предыдущей работе. Он просто заехал в мастерскую в гости, увидел на стапеле доску и загорелся идеей столярной мастерской. На тот момент я не мог предложить ему никаких гарантий и зарплат, мы открыто обсудили это, и Женя просто включился в работу вместе со мной», - рассказывает Дмитрий.
Никита Адимов – школьный друг Дмитрия Корноухова - вошёл в проект летом 2019 года. На тот момент молодой человек как раз был в поиске работы. Он вернулся из Москвы обратно в Челябинск и искал какое-то новое занятие для себя. Давние друзья обсудили сотрудничество, и Никита согласился взяться за продвижение и продажи.
В этом вопросе изначально сделали ставку на страницы проекта в Instagram и Facebook, а также на собственный сайт.
В марте этого года Mitrich Boats&Boards запустил первую полноценную рекламную кампанию в соцсетях по России и Германии. Именно Германию компаньоны выбрали в качестве ориентира всего европейского рынка. В этой стране было больше интернет-запросов, связанных с сапами, чем в других европейских странах. К тому же, в Германии много рек, озёр, каналов и высокий уровень дохода населения.
«Когда мы запустили кампанию по Германии, у нас в мастерской уже кипело производство шести SUP-бордов одной модели, рассчитанной на владельцев с весом до 80 кг. Пошли запросы от немцев – причём, от тех, чей вес 100+ кг. Конечно, это можно было предсказать: я сам бывал в Германии и удивлялся тамошнему количеству высоких мужчин и женщин. Так или иначе несколько сапов мы всё-таки продали тем, кто вписывался в лимит по весу, часть из запросов переросли в предзаказы на следующий год, но мы точно недопродали три-четыре SUP-борда. Выводы сделаны – хорошо думай над целевой аудиторией!» - говорит Дмитрий.
Этим летом к рекламе были привлечены медиа и блогеры. Статья на региональном новостном портале Челябинска дала хороший приток подписчиков, лидов и пару сделок. Среди блогеров удачным оказалось сотрудничество с Эльнаром Мансуровым. За две недели постов в его блоге компания получила 10 запросов на доски и вёсла. Поэтому сотрудничество решено было продолжить.
Осенью 2019 года у проекта появилось два инвестора. Это школьные друзья Дмитрия Корноухова, имеющие за спиной несколько успешных бизнес-проектов. Они вложили в Mitrich Boats&Boards 3 млн. рублей. Большая часть денег ушла на покупку оборудования (станков и ручного инструмента), а также на аренду нового помещения площадью 100 квадратных метров. Часть «квадратов» в новой мастерской отведена под столярку, другая - под лакокрасочные работы.
«Чтобы выйти в операционный ноль, нам необходимо строить и продавать около 35-40 SUP-бордов в год. Большие ожидания были от этого сезона, в том числе по продажам в Европу, но пандемия внесла свои коррективы. Обычно люди покупают сапы к сезону, то есть в марте-апреле, а в это время как раз был пик пандемии. И европейским потребителям было не до бордов», - констатирует Дмитрий.
Всего за 2019–2020 годы компания продала 13 сапов и три каноэ. На следующий год уже есть предзаказы (и предоплаты) на несколько сапов в Европу. Туда доски доставляются транспортными компаниями. К тому же европейские покупатели платят таможенную пошлину, поэтому стоимость досок для них выше.
В апреле этого года из-за ситуации с коронавирусом стало понятно, что необходимо искать новые продукты, выручка от которых сможет покрыть ежемесячные операционные расходы проекта. А это около 250-350 тысяч рублей - зарплата, аренда, материалы. Так появилась идея делать деревянные винные столики и балансборды, которые компания продает на Wildberries.
«Мы между собой называем эту продукцию «допами», по аналогии с сапами. Это дополнительное отдельное направление бизнеса, которое мы будем развивать параллельно», - делится предприниматель.
SUP-борды при этом остаются основным продуктом проекта Mitrich Boats&Boards. Сейчас в ассортименте четыре вида досок, которые различаются весом, размером и манёвренностью. Ценовой разброс - от 74 000 до 125 000 тысяч рублей. Это достаточно высокая цена для водных досок, однако Дмитрий Корноухов и его команда делают ставку на ценителей именно эксклюзивного товара, а не на массового потребителя.
«При текущей цене за сап мы зарабатываем с одной доски в два раза больше, чем тратим на её изготовление. Но при этом считаем, что сап, сделанный по нашей технологии, должен стоить около 2500 евро, а не 1000-1300 евро, как сейчас. По крайней мере, в США он стоит примерно столько или дороже. Но на данном этапе нам важно, чтобы наши сапы находили новых владельцев, а мы получали обратную связь, оттачивали технологию и набивали шишки в вопросах доставки, производства, рекламы и т.д. Но в обозримом будущем мы повысим цену», - рассказывает Дмитрий Корноухов.
SUP-доски приобретают в основном предприниматели, которые сдают в аренду инвентарь для водных видов спорта. Основные продажи осуществляются по России: в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге.
«Продажи сапов – сложная и долгая механика, над познанием которой ещё предстоит много работать. Каждая продажа – отдельная история, и мы пока только складываем эти истории в кучу, стараясь понять, какой из методов продвижения работает лучше», - замечает предприниматель.
С июня этого года, благодаря продажам нескольких SUP-бордов и старту продаж «допов», команде удалось выйти в операционный ноль. По словам Корноухова, каждый месяц проект зарабатывает больше, чем тратит, но об окупаемости начальных вложений речь пока не идёт. Есть надежда, что вложенные инвесторами 3 млн. рублей удастся вернуть уже весной будущего года.
«Нам пока сложно говорить о динамике продаж и среднем количестве клиентов в месяц, потому что выборка недостаточная. Но что-то мы уже нащупали. Рассчитываем утроить продажи этого года - построить и продать в 2021 году 40 сапов. При этом, продажи «допов» вполне прогнозируемы, и по ним у нас есть конкретные планы – к весне покрыть все начальные вложения и начать работать в плюс, даже если продажи сапов по каким-то причинам будут проседать», - делится планами Дмитрий.
План на следующий год – выйти в прибыль на 6-7 млн. рублей. По расчётам предпринимателя, 60-65% от общей выручки будет за «допами», 35-40% дадут сапы.
Есть задумка в ближайший год начать работу над более сложными изделиями. «Пока не хочется приводить конкретные примеры, потому что есть несколько направлений, куда мы можем двинуться. Но совершенно точно, что SUP-борды будут самыми малыми и простыми изделиями в линейке наших плавсредств», - уточняет Дмитрий Корноухов.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».