Локдаун и желание многих покупателей как можно реже бывать в торговых центрах из-за опасения заразиться коронавирусом привели к взрывному росту e-commerce во многих странах. В России этот рост был менее стремительным, так как сфера онлайн-торговли и до пандемии развивалась высокими темпами. О том, как трансформировались за последние полтора года рынок электронной коммерции в нашей стране и запросы потребителей, рассказали эксперты и игроки индустрии во время конференции «Тренды рынка потребительских товаров».
Сергей Лебедев, вице-президент
AliExpress в России
по взаимодействию с органами власти
Рынок электронной коммерции развивался в России поступательно и достаточно бурно ещё до пандемии. Коронавирус ничего нового на рынок, по сути, не привнёс. Те тренды, которые существовали на нём, так и остались.
Вот что мы отмечаем на рынке e-commerce в России с марта 2020 года:
-
Люди привыкли совершать покупки онлайн и сразу оплачивать их. Мы считаем, что именно компания AliExpress приучила их к этому, так как у нас всегда была предоплата заказов.
-
Рынок переориентировался с поставщика на потребителя.
-
Более ответственное потребление. Как мы это заметили? Покупатели стали заказывать не какие-то мелкие аксессуары у китайских поставщиков, а действительно нужные вещи.
-
Увеличилась доля заказов продуктов питания и товаров потребительского спроса.
-
Клиенты чаще выбирают доставку в постаматы. Курьерские службы не всегда осуществляют доставку в указанное время, людям удобнее прийти к постамату и забрать свой заказ в подходящее время. Постаматы находятся, как правило, около дома, в шаговой доступности или по пути на работу.
Мы думаем, что эти тренды будут актуальны и дальше.
В прошлом году были ожидания, что как только все жёсткие ограничении для торговых центров снимут, покупательская активность вернётся в офлайн. Небольшое снижение онлайн-заказов наблюдалось в течение одного месяца, но затем они вернулись к прежнему объёму и продолжают расти в России двузначными цифрами. Мы прогнозируем, что средние темпы роста онлайн-продаж до 2025 года составят 30-35%.
Благодаря пандемии сдвинулись с мёртвой точки некоторые вопросы, связанные с ведением онлайн-торговли в России. В частности, была разрешена дистанционная продажа лекарственных препаратов.
Наталья Моржова, зам. директора департамента
исследований промышленных товаров компании
GFK
Наша команда является международной и исследует продажи конечному потребителю. Я расскажу о том, как изменилось потребление бытовой техники и электроники в России в 2020 и 2021 годах.
В этот период отмечался рост объёма продаж. Прирост происходил не на пустом месте. Более 50% участников нашего опроса сказали, что во время локдауна работали из дома. Они ожидают, что удалённый формат работы продолжится и в дальнейшем.
В прошлом году больше всего вырос спрос и оборот по IT- и офисным товарам. Во время удалённой работы люди понимали, что смартфон не тянет те приложения, которые просит установить работодатель, или не хватает функционала личного ноутбука. Поэтому был рост продаж на эту технику.
В этом году произошло смещение спроса в сторону крупной и малой бытовой техники. Это логично: когда люди больше времени проводят дома, они больше и чаще эксплуатируют домашнюю технику.
Мы отметили рост интереса к телевизорам – с большой диагональю и разными техническими «наворотами». Телевизор рассматривается как центр домашних развлечений – им можно управлять со смартфона, общаться онлайн через большой экран и т.д.
В первом квартале 2021 года 17% опрошенных купили бытовую технику и электронику раньше, чем планировали. Это достаточно высокий процент. В основном причина покупок – ожидание подорожания или каких-либо других проблем, выход техники из строя, погружение в ещё большее домашнее потребление.
В 2020 году через онлайн шло от 30% до 50% объёма всех денег от продажи бытовой техники и электроники. В некоторые месяцы по отдельным категориям доля онлайн-продаж зашкаливала за 70%. Единственный сегмент рынка – крупная бытовая техника, где чуть снизился объём онлайн-продаж после снятия жёстких ограничений. Но это связано с особенностью менталитета россиян – неистребимое желание всё потрогать, покрутить, «понюхать» перед совершением покупки, хотя образцы техники в магазине не подключены к электроэнергии.
Кирилл Евдаков,
директор сервиса доставки
Checkbox
Во многом то, что происходит в логистике России, опережает весь мир. У нас уже развита в крупных городах гиперлокальная доставка в течение 15 минут, что правильно. В 2021 году у потребителей и бизнеса появились запросы именно на быструю доставку: никто не хочет ждать долго. 41% клиентов считают срочной доставку, если она не дольше двух часов.
Сейчас на рынке e-commerce в России при росте количества заказов падает средний чек. От этого никуда не деться. Ситуация для любого игрока становится ещё сложнее – у бизнеса падает маржинальность. Но при этом никто не может отказаться от бесплатной доставки для клиентов. Есть практика, что когда клиентам объявляют о платной доставке, то происходит их отток. Если продавец поднимает цену на свои товары, но оставляет бесплатную доставку, это не вызывает такой негативной реакции.
Тот, кто первым в своём сегменте вводит доставку для клиентов на дом, получает преимущество перед конкурентами. К ним переходят пользователи других магазинов. Но когда доставка есть почти у всех, и вдруг какой-то игрок решает тоже предложить её, это уже не влияет на перетекание клиентов.
Продажа онлайн-товаров всё больше превращается в сферу услуг. И здесь уже имеет важное значение то, какие именно дополнительные услуги получит клиент вместе с покупкой. Одной из них уже является быстрая и удобная доставка.
***
Материал подготовлен на основе выступлений спикеров на конференции «Тренда рынка потребительских товаров», которая проходила 10 ноября в Москве в рамках Бренд-Зоны выставки International Commodity Fair.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».