Современные цифровые технологии проникли во многие сферы нашей жизни. И особенно активно внедряются они в бизнесе и предпринимательстве – автоматизируются многие бизнес-процессы, ручной труд заменяется digital-решениями, IT-инструменты делают дешевле и эффективней многие операции. О пяти актуальных digital-технологиях, которые будут полезны малому и среднему бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала стратегический консультант по цифровому развитию Мария Мустафаева.
Мария Мустафаева – специалист по цифровому развитию бизнеса, стратегический консультант, основатель клуба «Цифровые лидеры бизнеса» и автор программы «Цифровая трансформация бизнеса» в рамках нацпроекта «Демография».
Цифровизация бизнеса и стратегический подход к ней за последние семь-восемь лет стали приоритетом для компаний из самых разных сфер. В корпорациях появляется должность CDTO – руководителя цифровой трансформации, создаются отдельные цифровые дивизионы, показатели цифровизации вносятся в KPI для руководителей подразделений.
Малый и средний бизнесы более аккуратно движутся в сторону «цифры», опасаясь слома и так (вроде бы) работающих процессов и дороговизны технологических решений, а также в целом не всегда понимая, что такое цифровая трансформация бизнеса и зачем она нужна. Те же, кто уже внедрил в свои процессы комплексную систему цифровых решений, растут значительно быстрее, чем конкуренты.
То есть выходят на этап цифровой трансформации, на котором масштабирование бизнеса происходит за счёт клиентоцентричности и умелого использования внешних ресурсов, а не собственных активов и рабочей силы. Это даёт более эффективную рентабельность, гибкость и, как следствие, более быструю скорость развития.
Начать путь к повышению конкурентоспособности можно с оцифровки рутинных процессов, и прежде всего с тех, которые принесут наибольшее счастье клиенту. В этой колонке хочу рассказать о тех технологиях и решениях, которые уже доказали свою эффективность, стали универсальными для разных сфер бизнеса и позволяют тратить меньше, а зарабатывать больше.
RPA – это технология автоматизации бизнес-процессов, которая использует для выполнения трудоёмких ручных задач программных ботов. Пример – многим знакомая CRM-система, позволяющая систематизировать информацию о клиентах и управлять ей.
При успешном внедрении компания получает структурированный массив данных с доступом для анализа и принятия эффективных решений. В результате можно рассчитывать на рост рентабельности бизнеса, рост удовлетворённости клиентов, снижение бюджетов на маркетинговые кампании и т.д. Из минусов – необходимость интеграции с уже работающими системами и сопротивление сотрудников, которым нужно будет вносить информацию в базу. Но это всё решаемые проблемы.
Лидерами решений на российском рынке являются «Битрикс24» и AmoCRM. А есть CRM, встроенные в комплексные решения для бизнеса, например, «1С:УНФ».
В начале своего появления общение с виртуальными помощниками вызывало у многих клиентов раздражение, но с развитием технологии она показывает свою возрастающую эффективность. При интуитивно понятном интерфейсе и грамотном наборе скриптов «цифровой менеджер» способен отвечать на 80% пользовательских вопросов, снимая от 30% до 100% нагрузки со службы поддержки.
Разработка собственного полнофункционального «умного» помощника с голосовым взаимодействием – дорогой технологический процесс, который доступен лишь гигантам типа «Яндекса» с их Алисой или «Тинькофф банку» с его Олегом. Но внедрить функционального нишевого чат-бота для маркетинга, клиентской поддержки или на другом участке, где коммуникация важна для бизнеса, можно с помощью готовых решений. Например, можно использовать Aimylogic, «Яндекс Диалоги» или «СберБизнесБота».
После внедрения важно регулярно оценивать уровень удовлетворённости клиентов и оперативно вносить доработки в чат-бот, чтобы он не ронял, а растил NPS.
Самая громкая и многих пугающая технология последних полутора-двух лет, которая развивается экспоненциальными темпами. «Восстания машин» в обозримом будущем не предвидится, а помочь бизнесу кратно вырасти ИИ уже может. И если в 2017 использование искусственного интеллекта в различных отраслях оценивалось в 23%, то к 2025 году 65% компаний по реалистичным и 95% по оптимистичным оценкам будут использовать ИИ в бизнес-процессах. Прогноз основан на уже существующей выгоде: эффективность процессов от внедрения ИИ в среднем повышается в 5 раз, улучшая такие параметры продукта, как качество, скорость, объективность, персонализация, рентабельность.
На данный момент логичнее и проще всего использовать ИИ в маркетинге. С помощью нейросетей вроде ChatGPT или Midjourney можно создавать контент-планы, писать посты для социальных сетей и продающие тексты, генерировать уникальные и очищенные от авторских прав изображения, дорабатывать видео, персонализировать скрипты под потребителей. При этом время создания креатива снижается на 80%, освобождая ресурс сотрудников на задачи, требующие более креативного подхода, и контроль результатов ИИ.
Из-за санкционной ситуации Сhat GPT доступен не всем бизнесам, поэтому заменой могут стать российские аналоги Gerwin, Kandinsky 2.1, YandexGPT и «Шедеврум». Кроме хороших результатов, их использование не слишком затратно или вовсе бесплатно для компаний. Высший пилотаж – создать собственную нейросеть, которая позволит принимать решения на основе data-driven-подхода с учетом корпоративных данных. Стоимость такого решения начинается от 10 млн. рублей.
Оцифровка и автоматизация документооборота во многих случаях стала не просто данностью, а необходимостью и требованием законодательства. И так как этот блок цифровизации является крайне ответственным с точки зрения возможных правовых рисков, его стоит доверить уже доказавшим эффективность компаниям и их решениям. Среди готовых – «1С: Документооборот», Directum и ряд других.
Некоторые HR-функции, такие как найм, оценка, обучение и развитие персонала можно доверить технологиям. Это не только повышает операционную эффективность кадровых процессов, но также снижает долю затрат на ФОТ в общем объёме выручки компании и помогает формировать положительный опыт сотрудников, снижая текучесть кадров. По оценкам компаний из моего клуба «Цифровые лидеры бизнеса», внедрение IT-решений снизило их затраты на HR-поддержку на 50-60%.
К примерам готовых решений в этой сфере относятся Mirapolis HCM, Beehive, «1С:Управление персоналом» и некоторые другие. Продуктов для автоматизации HR-процессов на рынке много, поэтому перед внедрением имеет смысл сравнить хотя бы три-четыре сервиса по следующим критериям:
- возможность интеграции с уже внедрёнными системами (например, 1С);
- наличие необходимого функционала именно для вашего бизнеса;
- возможность добавления функционала в будущем;
- удобство интерфейса;
- наличие бесплатного пробного периода;
- техническое сопровождение и помощь в адаптации от компании-разработчика.
- сроки внедрения;
- стоимость внедрения и обслуживания.
Все описанные решения могут применяться по-отдельности, но по-настоящему серьёзный импульс для развития бизнеса даст только комплексная, рациональная и взаимоувязанная реализация всех пяти перечисленных технологий. Сделать это поможет цифровая стратегия, основанная на аудите вашей компании и её потребностях.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».