Цикли, баты и пуансоны: как построить бизнес на инструментах для керамистов

Прочтёте за 5 мин.

«Самая большая потребность в наших изделиях – осенью и зимой. Именно этот сезон – самый горячий для гончарных студий»

IT-инструменты, которые использует Маргарита Равон

  • Vigbo
  • Яндекс Карты
  • Telegram
  • Zoom

Некоторые рыночные ниши настолько маленькие по объёму, что средний и крупный бизнес даже не считает их интересными для себя. Но такие варианты вполне подходят для микробизнеса. Москвичка Маргарита Равон почти случайно начала делать деревянные инструменты для работы керамистов – и превратила разовые заказы в стабильное собственное дело. О том, как заработать на инструментах для изготовления керамики, основатель проекта Soil Craft Маргарита Равон рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Маргарита Равон – предприниматель из Москвы, основатель мастерской Soil Craft. По образованию – мастер столярно-мебельного производства. С 2018 года работала в найме в керамической студии. В 2020 году открыла собственное производство инструментов для изготовления керамики. В 2023 году ушла из найма, сделав Soil Craft своей основной занятостью. В проекте также участвует её муж Никита Равон.

Маргарита Равон, основатель проекта Soil Craft
Маргарита Равон

Смена деятельности

Несколько лет я отработала по специальности – мастером-столяром на мебельном производстве. В 2018 году решила сменить работу, и мне случайно попалась вакансия администратора в гончарной студии. 

У меня не было совершенно никакого опыта и знаний в сфере керамики, но мне стало очень интересно. Я сразу же решила, что для меня это хорошая возможность освоить новое ремесло параллельно с основной работой. Подумала: стол я делать умею, а теперь смогу на этот стол поставить посуду собственного изготовления. 

В студии я встречала гостей, вела запись клиентов и хозяйственные дела. В свободное время там же обучалась у наших мастеров. От этой атмосферы я была просто в восторге.

Гончарное дело 
Производство керамического изделия с помощью инструмента цикля

Так я тоже стала заниматься керамикой и освоила это ремесло. Начинать мне было, конечно, легче, чем многим. Пусть я была мастером в несколько другой сфере, но всё же разное творчество так или иначе перекликается друг с другом. 

Как работа подтолкнула к бизнесу

В 2020 году коллеги-керамисты спросили меня: «Ты же умеешь работать с деревом? Нам нужны деревянные инструменты». Есть такой инструмент – цикля: маленький деревянный скребок для работы за гончарным кругом. Я пообещала его сделать. Это был мой первый заказ, с которого всё началось. 

Своего рабочего места у меня на тот момент не было, поэтому я арендовала место в коворкинге для столярных работ. Там я выполняла свои первые заказы. Для мастеров такие коворкинги – очень классное решение. Например, у мастера уже есть заказы, но он ещё не готов вкладываться в оборудование и аренду помещения. Инструменты в коворкингах тоже можно арендовать. 

А дальше заработало сарафанное радио. Наши мастера начали рассказывать своим коллегам: «У нас есть одна девочка, которая делает деревянные инструменты для керамики». Так я вышла на других мастеров. Кто-то из клиентов гончарной студии тоже стал делать у меня заказы. Потом я начала давать рекламу в соцсетях за небольшие деньги. Постепенно вокруг меня разрослось сообщество керамистов. 

Маргарита Равон, основатель проекта Soil Craft
Маргарита Равон

Я долгое время мечтала о том, чтобы работать не в найме, а заниматься своим делом. Но найти нишу очень сложно. Кто-то просчитывает, ищет варианты, подходит с умом. У меня всё случилось спонтанно. Это было именно то, чего я всегда ждала: работать на себя и делать то, что нравится. 

Для керамистов на нашем рынке тогда был скудный ассортимент товаров. В доступе была лишь китайская продукция – дешёвая и очень недолговечная. А частные мастера производили очень мало, и их ещё нужно было найти. 

Расширение аудитории и ассортимента

В начале и я делала свои цикли маленькими тиражами, в свободное от основной занятости время. Я продолжала работать в найме – у меня ещё не было объёма заказов, который мог бы меня полностью обеспечить. Работала в коворкингах или прямо в своей квартире. 

Потом стала расширять ассортимент. Появились запросы от керамистов на изделия другого типа – шаблоны-формочки. Мы их называем пуансоны. Это деревянная выпуклая форма, которая оставляет отпечаток. Такой пуансон вминают в глину, и она принимает нужную форму. С его помощью мастер или ученик может слепить необычную посуду.

Цикли производства мастерской Soil Craft
Цикли производства мастерской Soil Craft  

Начали делать баты – сменные накладки на диск гончарного круга. Они нужны, чтобы изделие было удобно снимать после изготовления и переносить, не повреждая. Освоили планшеты (рабочая поверхность керамиста), рейки-направляющие для раскатки глиняных пластов и другие необходимые в работе вещи. 

Рост благодаря кризису

В 2021 году я уже отправляла заказы по всей России. Также у меня появились покупатели за границей. Я продавала цикли в Италию, США и даже Новую Зеландию. Весной 2022 года поставки в эти страны по понятным причинам прекратились. 

В целом мой проект в 2022 году несколько изменился. Я делала инструменты и формы из твёрдых пород дерева. Материал заказывала за границей – в основном это тропические сорта древесины, которые по плотности превосходят дуб. В 2022 году этот материал сильно подорожал, а выбор уменьшился. 

Я пробовала разные варианты. Переключилась на дуб, но он немного уступает по свойствам тропическим породам. Это сказывалось на качестве. Пробовала покупать тот же импортный материал дороже, но это уже стало нерентабельно.

Пуансон производства мастерской Soil Craft
Пуансон производства мастерской Soil Craft  

В результате пришлось сократить ассортимент. Я стала производить меньше инструментов из твёрдого дерева и переключилась на пуансоны. Их изготавливают из МДФ (плита из спрессованных склеенных опилок). Этот материал очень плотный, хорошо дружит с влагой. Глина сама по себе достаточно влажная, но МДФ под её воздействием не рассыхается, не размокает и служит долго. 

Пуансоны вскоре начали приносить мне неплохой доход. Так я смогла не потерять в обороте и, более того, неплохо вырасти за счёт новой товарной линейки. Следующий скачок роста произошёл в 2023 году, когда я ушла из найма и начала уделять всё своё время только собственному проекту. 

Как устроены продажи

В среднем мы получаем и выполняем чуть больше 50 заказов в месяц. По объёму разброс достаточно большой. Кто-то заказывает одно изделие на пробу, кто-то сразу 10 – в среднем по 5 пуансонов в заказе. Средняя стоимость заказа – около 2-3 тысяч рублей. 

Цены приходится корректировать каждый год под инфляцию. Обычно я это делаю в январе. Эти повышения небольшие – примерно на 10%, чтобы покрывать рост цен на материалы. Сверхдоходов тут нет, но какие-то суммы на развитие откладывать можно. Изменения в налоговом законодательстве с 2026 года нас, к счастью, не коснутся: мы пока слишком маленькие.

Маргарита Равон, основатель проекта Soil Craft
Маргарита Равон 

Самая большая потребность в наших изделиях – осенью и зимой. Именно этот сезон – самый горячий для гончарных студий. У них пик спроса как на мастер-классы, так и на готовые изделия. А мы «наследуем» спрос от керамистов, у которых возникает потребность в новом инструменте. Летом у нас обычно небольшой спад. Но мы всё равно не расслабляемся и готовим продукцию к осенне-зимним продажам. 

Среди наших клиентов – как частные мастера, так и студии керамики. Наши формы прекрасно подходят для обучения новичков, в том числе детей. А мастера с помощью этих шаблонов могут сделать больше без потери в качестве. 

Активное развитие студий керамики происходило на протяжении последних 10 лет. У людей появился спрос на ручной труд, на что-то «живое», сделанное человеком. Это касается и покупки изделий, и желания создавать что-нибудь самим на мастер-классе.

Мастер-класс в мастерской Soil Craft
Мастер-класс в студии одного из заказчиков с зелёными планшетами Soil Craft

Новые клиенты приходят в основном по рекомендациям. Нас немного подкосила блокировка рекламы в заблокированной соцсети, но благодаря сарафанному радио клиенты всегда есть. Эта же соцсеть пока остаётся нашей основной площадкой – клиенты, несмотря на все ограничения, заходят на нашу страницу. 

Повторные обращения от покупателей бывают не так часто. Дело в специфике бизнеса. Инструменты и формы служат по несколько лет, и менять их приходится редко. Действующие клиенты обращаются, когда хотят расширить ассортимент или создать новую коллекцию – для этого им нужны новые инструменты. Бывает, что какие-то студии расширяются или открывают новые филиалы. 

Большинство клиентов – из Москвы, но заказов из других регионов тоже немало. Сейчас наши изделия покупают по всей России, а также в Беларуси и Казахстане. Отправляем заказы, как правило, СДЭКом или «Яндекс Доставкой». 

Усиление команды

В 2025 году я подключила к проекту своего мужа Никиту. Я уже не могла работать в качестве столяра, так как ожидала ребёнка. Супруг по специальности мастер швейного производства, но работу с деревом освоил достаточно быстро. Он взял на себя изготовление нашей продукции и смог полноценно меня заменить. Теперь я занимаюсь только менеджерской работой: оформляю заказы и доставки, закупаю материал, общаюсь с клиентами. 

Благодаря основной специальности Никиты у нас расширился ассортимент. Он начал шить фартуки для керамистов – на этот товар тоже есть свои покупатели.

Маргарита Равон, основатель мастерской Soil Craft
Маргарита Равон  

Следующим шагом стало открытие шоу-рума в Москве в ноябре 2025 года. Это небольшая студия-мастерская, где мы можем работать и представлять нашу продукцию. Продажи онлайн в нашей сфере – не всегда оптимальный для клиента вариант. Многие хотят посмотреть и потрогать товары, потому что через картинку бывает сложно оценить форму и размеры. 

Рождение ребёнка летом 2025 года стало ещё одним поводом открытия шоурума. Раньше мы основную часть работ выполняли дома, сейчас это стало невозможно. С поиском помещения было непросто. В Москве цены на аренду любой недвижимости улетают в космос. Но мы смогли найти вариант, приемлемый для нашего бюджета. Конечно, речь идёт о небольшой площади – всего 27 квадратных метров.

Сайт мастерской Soil Craft
Сайт мастерской Soil Craft  

Шоурум находится в московском районе Хорошёво-Мневники, недалеко от нашего дома. После открытия прошло совсем немного времени, но первые посетители и первые продажи уже есть. Мы успели провести мастер-класс по пользованию пуансонами – он получил неплохую обратную связь. 

Мы с супругом работаем вдвоём, у нас нет наёмных сотрудников. Перейти от самостоятельной работы к найму нам сложно – и юридически, и финансово. Да в этом пока и нет необходимости: с текущей загрузкой мы справляемся сами. 

Особенности выбранной ниши

В сфере гончарных инструментов и принадлежностей вряд ли можно дорасти до крупного бизнеса. Круг потенциальных клиентов здесь довольно ограничен, несмотря на всю популярность керамики. Но в этом минусе есть и важный плюс. Мало кто идёт открывать проект в этой сфере – перспективы роста очень небольшие. Поэтому серьёзных конкурентов у меня за все годы работы так и не появилось. 

Вести бухгалтерию и считать финансы у меня неплохо получается – работа с цифрами подходит мне по темпераменту. Деньги считаю в приложении для личных финансов. На данном этапе этого достаточно, чтобы полностью контролировать процессы. 

А вот навыков в маркетинге мне не хватает. Настройки через поисковик, рекламные интеграции и другие технические моменты пока даются сложно. Я стараюсь развиваться в этом направлении, прошла небольшие курсы по интернет-маркетингу. Но всё равно есть, куда расти. 

Цикля мастерской Soil Craft
Цикля мастерской Soil Craft

С ведением соцсетей тоже не всё гладко. На них не хватает ни времени, ни особого желания. У меня не всегда получается красиво преподнести своё дело, рассказать о нём, поделиться чем-то личным. Наверное, это тоже пространство для роста. 

Несколько раз в году участвуем в крупном московском фестивале 4CERAMICS, последний его этап проходит в начале декабря, уже в новогодней атмосфере. В этом году мы были на фестивале всей семьёй, а для продаж за прилавком наняли помощницу. Аренда места довольно высокая, но нам удалось четырежды окупить её. Для нас это мероприятия – хорошая возможность найти новых клиентов и ещё раз напомнить о себе нашим покупателям. 

Что дальше

Наши основные планы связаны с шоурумом. Интересно посмотреть, какие он принесёт результаты. И в целом мы стараемся всеми силами развивать офлайн. 

В статье использованы фото Александры Боевой

Маргарита и Никита Равон, основатели мастерской Soil Craft
Маргарита и Никита Равон, основатели мастерской Soil Craft

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

16 декабря 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов