Уходим в «цифру»: пять типичных ошибок диджитализации бизнеса

Прочтёте за 4 мин.

«Если автоматизировать хаос, то получится автоматизированный хаос»

IT-инструменты, которые использует Максим Панфилов

  • Slack
  • YouTrack
  • Fibery

Пандемия и последовавший за ней кризис задали тренд на цифровизацию в большинстве сфер бизнеса. Но цифровизация ради самой цифровизации, разработка ради самой разработки, без чётких целей и аналитики – это прямой путь к финансовым потерям. О том, какие ошибки совершают компании в процессе цифровизации и как минимизировать такого рода риски, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал Максим Панфилов, основатель агентства panfilov.digital.

Досье

Максим Панфилов – предприниматель из Москвы, основатель компании panfilov.digital. В IT-индустрии прошёл путь от программиста и менеджера до руководителя и фаундера агентства. В 2011 году получил степень MIB в бизнес-школе EAE в Барселоне. Агентство panfilov.digital с 2013 года решает задачи клиентов в разработке и сопровождении проектов разного уровня сложности: от корпоративных сайтов до интернет-магазинов.

Максим Панфилов

Зачем бизнесу переход в цифру

Цифровая трансформация бизнеса – это процесс, направленный на внедрение новых технологий в компании. Трансформация преследует три цели: 

  • увеличение выручки;

  • уменьшение затрат;

  • обе эти задачи одновременно. 

Достигать их можно двумя способами: заменить ручной труд алгоритмами или машинами, ускорить ручной труд за счёт использования новых технологий.

По оценкам ВШЭ, индекс цифровизации российского бизнеса стабильно растёт, хотя и медленными темпами. Компании активнее используют цифровые технологии, особенно для оптимизации бизнес-процессов и усиления кибербезопасности.  

Традиционно лидирует по цифровизации IT-индустрия, её догоняет финансовый сектор. Особенно активно российский бизнес переходит на электронный документооборот и улучшает сбор и анализ данных, автоматизирует промышленные задачи вроде работы на складе или сбора урожая, заменяет алгоритмами человека в рутинной работе – вводит чат-боты для колл-центра и так далее. 

В последнее время возникает очень много цифровых продуктов. Создаётся иллюзия, что все они способны решить какую-то задачу бизнеса. Но ни сокращения затрат, ни повышения прибыли не получится достичь, просто установив на компьютер какую-то программу. Это главный стереотип – сейчас потратим деньги на очень нужный софт, установим, заставим всех сотрудников его использовать – и бизнес цифровизируется.

Если автоматизировать хаос, то получится автоматизированный хаос. Цифровизация – это не какое-то новое устройство или программа, а длительный процесс, меняющий подход к действующей бизнес-модели компании. Это очень глубокая и сложная задача, и начинается она со структурирования и наведения порядка в бизнес-процессах. Только после этого можно внедрять какую-либо информационную систему или программу, всё цифровизировать.

Возможно, что в компании все процессы отлажены и их надо просто автоматизировать или ускорить. Тогда бизнес действительно просто внедряет продукт и не вносит серьёзных изменений в свою работу – только адаптируется под новые механизмы. Но это скорее исключение, чем правило. Большинству компаний для цифровизации нужно перестраиваться.

А перед этим понять, какие цели должна решить цифровизация. Иначе получим внедрение ради внедрения, разработку ради разработки. По данным исследования Wipro, 35% руководителей признают отсутствие чёткой стратегии главной причиной провала цифровизации. Если не ясна конечная цель и причина, бесполезно что-то затевать. Нужен тот, кто будет видеть реальную и измеряемую ценность в этих внедрениях: бонус или рост продаж, развитие отдела. Когда есть такой человек или группа людей с понятной мотивацией, внедрение будет более осознанным. Постановка целей – это первый шаг, с которого нужно начинать запуск любых проектов. 

Типичные ошибки цифровизации

Внедрять большой продукт целиком 

Компания заходит в очень большой цикл разработки, который растягивается на месяцы. Когда он заканчивается, может произойти несколько вещей. Во-первых, оказывается, что запущенный продукт никому не нужен. Во-вторых, компания затянула со сбором обратной связи, выяснила мнение сотрудников только на финальном этапе, поэтому теперь вынуждена всё переделывать. В-третьих, упущена выручка, потому что определённые процессы «подвисли» в ожидании или исполнялись не так эффективно, как могли бы.

  • Рекомендация: всю разработку стоит разбивать на части и по возможности внедрять продукт, уже начиная с MVP, поэтапно. Тогда компания будет постепенно проверять гипотезы и дальше итерациями дорабатывать и улучшать продукт, использовать его не через полгода, а условно – с первого месяца. И сразу же видеть эффект, даже небольшой.

Излишний перфекционизм 

Особенно, если он оттягивает релиз. Нередко разработчики и владельцы продукта откладывают итоговый запуск, потому что хотят довести до идеала все его элементы и функциональность. Порой это вредит бизнесу. Упущено много времени, из-за чего затягивается сбор обратной связи, получение выручки и ценности для клиентов.

  • Рекомендация: не ждите идеального продукта и момента, начинайте внедрение частями, не бойтесь возможных ошибок, исправляйте их в процессе. Это принесёт меньше проблем, чем бесконечное откладывание «на завтра», потому что до сих пор что-то «не доделано».

Разрабатывать продукт без учёта потребностей аудитории 

В частности, не общаться с пользователями на всех этапах: от разработки изначального концепта до релиза. Без Customer Development (исследование пользовательского опыта) и понимания того, за что клиент реально готов отдать свои деньги, бизнес создаёт продукт в вакууме. Он запускает какой-то процесс для себя, а должен – для конечного потребителя: клиента, сотрудника и так далее. 

Когда нет цикла сбора обратной связи, это усложняет процесс приоритезации бэклога и новых разработок, а также понимания того, куда движется продукт. Позже придётся тратить дополнительные ресурсы как раз на проверку этих гипотез вместо того, чтобы изначально создавать продукт, который необходим аудитории.

  • Рекомендация: проводите исследования аудитории, общайтесь с ней, собирайте обратную связь в процессе внедрения и после него. Это обязательное условие, если компания хочет, чтобы цифровизация проводилась не для галочки.

Не ориентироваться при разработке на бизнес-показатели и не считать аналитику 

Любой продукт – это часть бизнеса, а бизнес – это цифры и деньги. 

  • Рекомендация: используйте все метрики, чтобы понимать, какие точки роста есть у бизнеса, какие проблемы, какие области для улучшения и для оптимизации, когда нужно переориентировать стратегию.

При планировании продукта и изменений не изучать конкурентов или существующие аналоги 

Многие предприниматели часто просто загораются идеей и не обращают внимание на то, как сейчас решают их проблему остальные. Не следят, какие аналоги уже существуют, что вообще происходит на рынке, какие попытки уже предпринимали конкуренты.

  • Рекомендация: обязательно изучайте чужой опыт – анализируйте, с чем связаны провалы конкурентов и успехи в цифровизации, в каком сегменте может быть потенциальная проблема, которую можно решить. 

Вместо резюме

Предпринимателям, которые решились на цифровую трансформацию, стоит начать с аудита бизнес-процессов. Любой хороший интегратор, к которому бизнес обратится за цифровым продуктом, запросит информацию о текущей ситуации в проекте. Его будут интересовать результаты исследований, общения с пользователями и внутренними заказчиками (например, сотрудниками). Важно, чтобы бизнес понимал свои ценности, стратегию, и то, как цифровая трансформация в это всё вписывается и способствует дальнейшему движению.

Часто бывает, что в итоге компании нужен не тот продукт, о котором она изначально думала. Аудит бизнес-процессов решает часть проблем, а остальные закрываются совсем другими инструментами. Поэтому качественный анализ вместо простого копирования чужих удачных кейсов вроде внедрения определённой CRM-системы – это первый и главный шаг.

А дальше – проводить цифровизацию поэтапно, маленькими шагами, и в каждой точке собирая обратную связь и подстраиваясь под неё. Проверять метрики в процессе внедрения нового продукта, соотносить с изначальным планом и стратегией, корректировать по необходимости. И не думать о том, чтобы с первого раза всё сделать идеально: так не получится – проблемы и сложности встречаются у всех. Но грамотная подготовка и постепенное движение помогают предотвратить большую их часть и снизить риски огромных финансовых потерь.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

19 декабря 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов