«Умная корзина-робот»: как уральский стартап пытается избавить мир от очередей в супермаркетах

Прочтёте за 4 мин.

«В целом у нас задача выйти на мировой рынок»

IT-инструменты, которые использует проект Paycon

  • Trello
  • Slack
  • Facebook
  • YouTube

На Урале разработана «умная корзина» для супермаркетов, которая сама распознаёт складируемые в неё продукты. Стартап Paycon запустили четыре молодых человека, которым нет и 30-ти: двое из них - чемпионы мира по параллельному программированию, один - бывший сотрудник банка и ещё один - предприниматель с опытом в продажах. Компаньоны надеются, что их технология избавит магазины от очередей. О том, как убедить крупных ритейлеров в пользе своего продукта, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь проекта Paycon Игорь Ушаков.

Досье

Игорь Ушаков, 26 лет, предприниматель из Екатеринбурга, сооснователь проекта  Paycon, в рамках которого разработана «умная корзина» для супермаркетов. По образованию – экономист, первый бизнес открыл в 16 лет – занимался ремонтом и настройкой компьютеров. В команде Paycon четверо основателей: помимо Игоря Ушакова (зона ответственности - продажи), это Бронислав Коряковский (финансы), Илья Колмогорцев и Ростислав Косивец (отвечают за разработку и программирование). Всего в команде проекта сейчас восемь человек.

Игорь Ушаков

Как помочь ритейлу сократить очереди на кассах

«Признайтесь, многие из вас мечтали зайти в магазин, взять нужные продукты - и спокойно уйти. Не нужно выстаивать в очереди и ждать пока кассир проводит каждую покупку перед сканером штрих-кодов. Магазин без очередей. Магазин без касс и кассиров. Просто товары. Заскочил на минуту, взял что нужно - и ушёл», - так на известном интернет-ресурсе для айтишников начинается статья про технологию AmazonGo. 

  • AmazonGo - концепция магазина от компании Amazon, в котором нужно использовать приложение для автоматического добавления покупаемых продуктов в цифровую корзину и из которого покупатели могут выйти, не расплачиваясь на кассе.

Четырём молодым предпринимателям из Екатеринбурга эта идея тоже пришлась по душе. «Но стоимость одного магазина с технологией AmazonGo в Америке составляет $4 млн. Мы подумали, что было бы здорово, если бы у нас получилось сделать что-то подобное в России, но что стоило бы существенно дешевле», - рассказывает Игорь Ушаков.

Paycon

В итоге команда Paycon стала работать сразу в нескольких направлениях на стыке IT и ритейла. Все они должны были повысить уровень обслуживания пришедших в магазин людей и сократить время на покупки. С одной из наработок «великолепная четвёрка» прошла отбор в акселератор Свердловского венчурного фонда.

Как из одной идеи получить совсем другой продукт

Свердловский венчурный фонд проводит акселератор пятый год. Это бесплатное обучение, которое проходят предприниматели из сферы IT или производства. Главная цель двухмесячной программы - подготовить проекты к презентации перед инвесторами. В том числе и сам фонд может выделить льготный заём до 20 млн. рублей.

Но тех, кто ищет сторонние деньги, не так много: основная масса слушателей акселератора - это те, кто пришёл, чтобы «ускориться» и проверить свои гипотезы при помощи опытных бизнес-наставников. Иногда в акселератор берут проекты даже на стадии идеи, если она кажется перспективной и её можно масштабировать. Так получилось и с Paycon.

«На момент подачи заявки в акселератор у нас было приложение, которое позволяло считывать штрих-коды на продуктах, формировать список покупок и оплачивать их на выходе. Эта идея позже умерла, потому что аналогов технологии scan and go довольно много. Мы пообщались с ритейлерами, выяснили их запросы и поняли, что нужно идти в другом направлении», - рассказывает Игорь.

Как родилась идея корзины-робота

В большинстве случаев, когда речь идёт о том, чтобы дать людям возможность покупки без кассира, роль последнего возлагают на самого покупателя. «Покупателям это не нравится, и мы хотели уйти от такой модели. Наша корзина должна была сама выполнять эту работу», - говорит Ушаков.

На выходе из акселератора у стартаперов была презентация корзины-робота, которая сама определяет, какие вы положили в неё товары, складывает их стоимость, а затем, когда вы пройдёте через специальные рамки, с вашей карты автоматически списывается итоговая сумма.

Paycon

С этой презентацией они поехали в головной офис X5 Retail Group – крупнейшей ритейловой компании России. Там их выслушали и предложили сделать за свой счёт прототип для сети «Пятёрочка». От такого предложения предприниматели отказались.

«На акселераторе нас учили: «Если за вашу идею никто не готов платить - значит, в этом нет ценности. Мы решили вернуться к этому разговору, когда у нас на руках будет работающая модель», - рассказывает Игорь.

Как корзина обзавелась «мозгом» и «глазами»

За четыре месяца команда Paycon написала первую версию программы, а чтобы продемонстрировать, как их корзина-робот будет выглядеть, взяли обычную корзину из супермаркета и прикрутили к ней четыре камеры.

Эту корзину предприниматели и начали возить на встречи с потенциальными клиентами – чтобы получить отклик. По словам Игоря, они при каждой встрече с ритейлерами рассказывали, что магазины теряют до 12% выручки из-за очередей и что их корзина позволит решить проблему с теми самыми очередями. Но без нормального прототипа разговор выходил короткий.

Paycon

«Помню, как на выставке в Челябинске нас жёстко раскритиковали: «Это невозможно использовать: из корзины, мол, торчат камеры, покупатели будут ставить в неё другие корзины, и всё сломается».

«Мы пытались объяснить, что камеры будут встроенными, но в конце концов поняли, что люди не хотят представлять себе то, что находится только у нас в голове. Это всё равно, что Генри Форд говорил бы: «Вот у вас есть телега, а сейчас представьте, что она возьмёт и поедет без лошади». Что бы говорили ему в ответ? «Ты что, ненормальный?». Мы пришли к выводу, что нам необходимо полностью готовое решение», - вспоминает Игорь.

Как получить шесть миллионов за прототип

Компаньоны стали искать компании, которые занимаются 3D-печатью из пластика, чтобы изготовить корпус для корзины-робота. Подрядчик нашёлся в их родном Екатеринбурге. Ещё через пару месяцев у Paycon появился прототип. В общей сложности от идеи до прототипа «умной корзины» ушло полгода.

Сколько на это ушло денег, Игорь не раскрывает. Однако уточняет, что сумма сопоставима со стоимостью квартиры в спальном районе Екатеринбурга (то есть, если прикинуть пусть даже грубо - это 3-3,5 млн. рублей – прим. редакции). Всё это были собственные деньги партнёров, которые они заработали в других бизнесах.

Paycon

Но деньги не только уходили, но и приходили, точнее придут: в конце мая Paycon выиграл грант в 6 млн. рублей как победитель «Битвы стартапов» - совместном проекте правительства Тюменской области и корпорации «Газпром». В 2019 году на участие в «Битве стартапов» было подано 280 заявок. Деньги за победу стартап ещё не получил, а когда получит - направит на усовершенствование своей разработки.

Как заставить робота различать яблоки

Например, одна из задач, которая сейчас стоит перед разработчиками, - научить корзину различать фрукты и овощи разных видов и сортов. Скажем, различать зелёные яблоки сорта Golden от зелёных же «Гренни Смит».

«Мы уже научили нашу программу это делать, но пока это работает не идеально, - делится предприниматель. - Мы понимаем, как можно решить эту задачу, и работаем над этим решением. Это в некотором роде магия. Сейчас, если в магазине два зелёных сорта яблок, мы предлагаем покупателю вручную выбрать в приложении на смартфоне, какой именно сорт был положен в корзину. Но в идеале это должна делать корзина».


На первый взгляд кажется, что технологии, которые исключают кассира из процесса покупок, как бы провоцируют людей на воровство: взять более дорогой сорт тех же яблок, а в чеке отразить сорт подешевле, или вообще положить пару штук в карман, а не в корзину.

«Мы не пытаемся и не сможем остановить тех, кто ворует в супермаркетах - они это сделают в любом случае. Наша задача - дать покупателям возможность не стоять в очередях и экономить время. Те, кто понимает эту ценность, будут делать всё корректно», - заключает Игорь Ушаков.

Как конкурировать за мозги с корпорациями

На выставке Russian Retail Week, которая проходила в Москве в июне, «умную корзину» от Paycon наконец заметили. После этой выставки стартапу удалось выйти на стадию обсуждения контракта с «Пятёрочкой». И внедрение «пилота» теперь будет за счёт ритейлера. Во сколько это обойдётся, компаньоны не говорят. Но, по словам участников рынка общепита, внедрение такой технологии может обойтись в сумму от 1,5 млн. рублей.

Paycon

А так как корзина существует пока только в тестовом образце, стартап разыскивает свежую кровь. В первую очередь, речь идёт об инженерах computer vision.

«В России очень много умных ребят, но все они сейчас задорого сидят в Москве - классный программист может зарабатывать там до 300 тысяч рублей. Это отдельная боль для региональных стартапов», - говорит Ушаков.

Но вместе с тем он уверяет: когда ты понимаешь, что можешь сделать что-то большее, чем просто получать деньги, - это вдохновляет. За счёт интересных задач, считает предприниматель, стартапы и могут конкурировать с большими бюджетами корпораций.

«В целом у нас задача выйти на мировой рынок - для себя мы ставим именно такую цель».

Paycon


Читайте также:

Кассиры больше не нужны: как устроена умная витрина для магазинов.
Мы из будущего: шесть вдохновляющих историй о технологичных бизнесах.
Soyuz нерушимый: как тульские микрофоны пробивают дорогу на мировой рынок.

19 сентября 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов