Кассиры больше не нужны: как устроена «умная» витрина для магазинов нового поколения

Прочтёте за 5 мин.

«Наш продукт даёт возможность «поговорить» с товаром»

IT-инструменты, которые использует Ильяс Зингер

  • 1С:Комплексная автоматизация
  • Roistat
  • Telegram

IT-предприниматель Ильяс Зингер, несколько лет успешно занимавшийся разработкой и внедрением программного обеспечения, однажды решил сделать продукт, который можно было бы «потрогать руками». Он собрал команду, усилиями которой через несколько месяцев свет увидела автономная витрина-холодильник, продающая товары без кассира или продавца. О том, как создать новое вендинговое решение, и какие ошибки были совершены в процессе разработки, порталу Biz360.ru рассказал Ильяс Зингер.

Досье

Ильяс Зингер, 37 лет, предприниматель из Москвы, основатель технологической платформы для магазинов нового поколения izipoint . Окончил Мурманский государственный технологический университет по специальности «информационные системы в экономике». Во время учёбы 1,5 года работал программистом в Великобритании в компании RTL. В 2004 году основал в Москве компании  EFSOL (обслуживание продуктов 1С с дистанционным сервисом) и  mcob.ru (бухгалтерское и юридическое сопровождение). Позже запустил облачный сервис услуг для бизнеса 42clouds и систему роботизации бизнеса  SAURI. Проект izipoint запущен в 2018 году.

Ильяс Зингер

Переключиться на железо

Предприниматель Ильяс Зингер, развивающий несколько собственных проектов в области IT-технологий, пару лет назад задумался о создании фермы. И даже стал подыскивать для неё участок. Но во время поиска подходящей территории Ильяс, как предприниматель с опытом, уже начал думать о продажах. Вернее, о новом формате продажи фермерских продуктов. 

Ему очень нравилась идея с холодильниками, которые могли стать точкой доставки. Ильяс, живущий в коттеджном посёлке в Подмосковье, подумал, что на территории таких поселений можно было бы установить холодильники. В них по заказу местных жителей завозили бы нужную им фермерскую продукцию. Забрать свою еду клиенты могли бы в удобное для себя время. 

Параллельно с размышлениями о ферме супруга Ильяса, Ольга Зингер, запустила интернет-магазин эко-продуктов Nasladdin. В нём представлена продукция различных производителей и полезные чаи собственного производства. Новой идеей супругов стало создание вендингового аппарата, который, с одной стороны, позволял бы покупателям знакомиться с товаром до оформления заказа в интернете (с возможностью взять его в руки, рассмотреть, понюхать). С другой, в этом автомате можно было бы совершить покупку. 

«До этого я занимался только внедрением IT-систем и разработкой программного обеспечения. Но душа требовала продукта, который можно было бы потрогать руками. Захотелось создать что-то, связанное с настоящим железом», - вспоминает Ильяс. 

В 2017 году предприниматель стал заниматься разработкой так называемой автономной витрины-холодильника. Сначала – для магазина Nasladdin, но с перспективой продаж и другим заинтересованным компаниям. 

Step by step

Разработка заняла почти год – вдвое больше предполагаемого времени. Сегодня автономная витрина izipoint представляет собой холодильник для магазинов, двери которого открываются с помощью мобильного приложения. Покупатель должен установить у себя приложение, привязав к нему банковскую карту. Дверь витрины откроется автоматически, когда клиент поднесёт камеру своего смартфона к витрине для считывания QR-кода. Все товары, которые он возьмёт с витрины, отобразятся в приложении. Чтобы купить их, достаточно нажать на кнопку «Завершить покупку»: двери холодильника закроются, витрина выдаст чек в приложении, деньги спишутся с карты автоматически. 


Задержки в разработке данного продукта были связаны с тем, что Ильяс и его команда из четырёх программистов подошли к решению новой для себя задачи так же, как к разработке ПО. 

Сначала планировалось создать витрину «с нуля», а не использовать имеющиеся решения. Для этого заказали дизайн-проект в дизайнерском бюро: чтобы витрина не только работала, но и выглядела уникально. После того, как проект от бюро был готов, команда задумалась над тем, где покупать комплектующие для предложенной модели (шкаф и холодильную установку), и кто будет всё это собирать. 

«Проект, созданный студией промышленного дизайна, оказался бесполезным. Спустя два месяца с начала работы над автономной витриной, у нас появилась простая идея – взять готовый холодильник для магазинов и доработать его. Слава богу, что эта мысль нам пришла, потому что доделать под свои задачи готовое решение намного проще, чем изобретать что-то новое. Из этой ситуации мы вынесли урок – по возможности всегда использовать готовое решение», - замечает Ильяс Зингер. 

Много времени ушло у команды на поиск нужного механизма открывания дверей. Во взятом за основу холодильнике дверь приходилось открывать вручную. Для автономной витрины требовалось, чтобы это происходило автоматически. Подходящий механизм нашли в бизнес-центре: увидели, как там автоматически открывались двери, и использовали это решение в своём продукте.

izipoint

«На этом этапе выявилось основное отличие между разработкой программного обеспечения и торгового оборудования. Пока мы подбирали варианты привода дверей, на пилотной витрине становилось всё больше отверстий от неудачных креплений. И убрать их было нельзя. Мы стали приучать себя использовать компьютерное проектирование. Это позволило избежать грубых ошибок с размерами и взаимным расположением деталей витрины», - делится Ильяс. 

Техническая составляющая

Автономная витрина izipoint – гибридный продукт. В верхней части конструкции витрины стоит компьютер с операционной системой Windows. Именно он обеспечивает считывание QR-кода с помощью приложения, отвечает за работу дверей холодильника. 

Вся серверная часть расположена в облаке Microsoft Azure. Она позволяет обрабатывать запросы каждой витрины – содержит информацию о ценах и остатках товаров, хранит данные о клиентах, проводит платежи, позволяет управлять маркетинговыми акциями. 

Для отслеживания остатков товаров и формирования заказов поставщикам, выставления счетов за приобретенный товар у контрагентов используется решение «1С:Комплексная автоматизация». 

«Мы издавна являемся партнёрами компании«1С», так как другие мои проекты связаны с внедрением продуктов и систем 1С. Мы хотели выбрать для своей витрины такое решение, в котором торговая часть соединена с бухгалтерией. У «1С» есть два таких продукта – «1С: Комплексная автоматизация» и «1С:ERP». Так как мы малый бизнес, нам подошла «1С:Комплексная автоматизация». Функционала этого решения нам полностью хватает. Единственное, что продолжаем дорабатывать в нём – это интеграцию с серверной частью витрин», - объясняет Ильяс Зингер.

izipoint

Три технические части автономной витрины взаимодействуют между собой. При их разработке тоже не обошлось без ошибок. 

Одна из сложностей заключалась в том, как «научить» витрину распознавать, какой товар забирает покупатель. Сначала хотели использовать систему весов – зная вес каждого товара на полке и общий вес самой полки, система сможет определить, что именно забрал покупатель. Этой технологией разработчики занимались два месяца, после чего она показалась им ограниченной. 

«У весового контроля есть много нюансов. Например, человек взял какой-то продукт, потом передумал его покупать и положил на другую полку. Как в этом случае отслеживать товар? На тот момент мы не придумали, как отрабатывать такие ситуации», - приводит пример Ильяс. 

Затем команда проекта izipoint переключилась на использование радиометок (аналог штрих-кода, который содержит информацию о конкретном продукте). На каждый товар помещается наклейка, внутри которой находится небольшая антенна. Благодаря ей отслеживается, где находится продукт в пределах витрины или магазина, а также распознаётся ассортимент. Долгое время разработчикам не удавалось достигнуть гарантированного считывания RFID-меток. Но сейчас эта проблема решена. 

От идеи весов команда проекта тоже не отказывается и надеется внедрить и эту систему через 3-4 месяца. 

«Мы хотим добавить весы, чтобы отказаться от упаковки товаров там, где это возможно. Например, для продажи яблок или апельсинов упаковка не требуется», - добавляет Ильяс Зингер. 

Первые пользователи

Когда автономная витрина была готова, её установили в одном из торговых центров Москвы. Покупателям предлагались фермерские сыры, стоившие дороже сыров заводского производства. Люди, по словам Ильяса Зингера, не были готовы к столь дорогим продуктам и не очень понимали, как им взаимодействовать с витриной. 

Позже ассортимент заменили на более привычный: выставили в витрине молочную продукцию, роллы, салаты, блины, фрукты, чаи. Рядом поставили промоутеров, объяснявших покупателям принцип работы витрины izipoint. 

Некоторых потенциальных клиентов смущает, что для совершения покупки им надо скачать приложение и привязать к нему банковскую карту. Для повышения лояльности каждому зарегистрированному пользователю дарят 200 рублей, которыми он может расплатиться при оплате.

izipoint

«Всем покупателям нравится, что перед ними автоматически открываются и закрываются двери витрины-холодильника. Но этот эффект новизны быстро проходит, поэтому очень важен именно ассортимент и маркетинг. Технология автономной витрины здесь не самое важное, она просто позволяет дать другое качество вендинга», - уверен Ильяс. 

Сейчас автономная витрина izipoint установлена в шести точках в Москве – в торговых центрах и бизнес-центрах. В них представлена продукция интернет-магазина Nasladdin. Постоянны пока только три точки, для остальных меняют локацию в поисках лучшего покупательского спроса. 

Продвижение новой технологии

Сейчас Ильяс Зингер только начинает продажи своей автономной витрины. Первый клиент – интернет-магазин Nasladdin, ещё с двумя компаниями ведутся переговоры. Планируется продавать как саму витрину, так и технологическую платформу izipoint. 

Цена самой витрины варьируется от 300 000 до 350 000 рублей (в зависимости от её оснащения). Техподдержка одной витрины, благодаря которой обеспечивается полная работоспособность «железа» (чтобы двери открывались и закрывались, работали антенны, компьютер был быстрым) и серверной части, стоит 15 000–20 000 рублей в месяц.

izipoint 

«Покупателю нашей витрины не нужно думать о том, как её настраивать. Он думает только о бизнесе – ассортименте, продвижении, позиционировании», - говорит Ильяс. 

В витрине могут размещаться любые категории товаров, не только продукты. Уже есть запрос на витрину, которая будет по сути книжным шкафом – для продажи книг или буккроссинга. Проект потенциально интересен широкому кругу компаний – от круглосуточных магазинов до банков. 

«Вариантов применения нашего продукта много. Главное – он даёт возможность «поговорить» с товаром, потрогать его, и при необходимости положить обратно», - говорит Ильяс. 

Для витрин izipoint используются холодильники и компьютеры, выпускаемые в России. Остальные комплектующие (датчики, антенны, контроллеры, приводы) китайского производства.

izipoint

Пока для продаж автономной витрины и технологической платформы используются только исходящие звонки отдела продаж. Для продвижения своего продукта Ильяс Зингер участвовал в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (на фото Ильяс презентует свой проект Борису Нуралиеву, директору фирмы «1С»). Это, по его словам, позволило получить контакты заинтересованных предпринимателей и компаний. С ними сейчас ведётся работа, результатом которой, возможно, станет заключение новых сделок. 

Что дальше

Серверная часть умной витрины позволяет сегодня получать данные о клиенте (его имя и фамилию, номер телефона, отслеживать покупки). Планируется развивать маркетинговые инструменты данного продукта, которые позволят владельцу умной витрины увеличить собственные продажи. В частности, отправлять пуш-уведомления о скидках или новой продукции клиентам, установившим мобильное приложение. Появится возможность делать покупателю индивидуальную скидку, например, на те продукты, которые он приобретает чаще всего. 

Возможно, проект станет развиваться по франшизе. К его основателю Ильясу Зингеру уже обращались бывшие россияне, которые сейчас живут и ведут свой бизнес в США. 

«Наши витрины могут работать в любой точке мира. Мы привязаны к территории только наличием технической поддержки. При открытии в других городах нам нужно будет договориться о сотрудничестве с сервисными службами, чтобы они обеспечивали работу нашего «железа», и всё», - заключает Ильяс.

Ильяс Зингер


Читайте также:

Подстелить соломку: управление рисками в digital-проектах.
Как небольшой web-студии выйти в плюс и дорасти до крупных брендов
.
Finch-стратегия: как небольшая студия разрабатывает проекты для крупных компаний.

12 июля 2018 10:00

Комментарии

2
  • Гость 25.07.2021 18:01

    А если хулиганы просто все заберут с витрины ?

  • izipoint 22.09.2021 13:55

    Спасибо за Ваш вопрос:) Работа с задолженностью может строиться в зависимости от подходов в работе владельца микромаркета и покупателей. Существуют различные варианты: списание задолженности с привязанной карты, напомнить покупателю о долге и дать возможность самостоятельно его погасить, заблокировать пользователя и конечно обратиться в правоохранительные органы. По статистике, воровство в микромаркетах составляет 3 - 5 %.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов