Готовые блюда становятся всё более популярными у покупателей, особенно в крупных городах. Многие люди предпочитают не тратить время на приготовление домашней еды, а покупают или заказывают в специальных сервисах как отдельные блюда, так и рационы на день, неделю или месяц. О том, что происходит с рынком готовой еды, Biz360.ru спросил некоторых его игроков.
Сергей Королёв,
сооснователь и СЕO сервиса доставки готовых блюд justfood
Мы замечаем несколько трендов, которые значимо влияют на потребление:
-
значительный рост цен в ресторанах и кафе мотивировал людей чаще, чем раньше, потреблять заранее приготовленную готовую еду (в коробочках);
-
значимое увеличение спроса в низком ценовом сегменте и снижение в среднем ценовом сегменте;
-
продолжает развиваться предложение готовой еды в ритейле, и даже те сети, которые до последнего игнорировали рост популярности готовой еды, тоже стали инвестировать в развитие этого направления.
С одной стороны, продолжится перетекание спроса из среднего сегмента в бюджетный. С другой, производители будут расширять предложение готовых блюд, т.к. в сравнении с ресторанными ценами, цены на коробочки с готовой едой продолжают быть довольно низкими.
Мы также видим глобальный рост спроса на готовую еду – выручки кухонь увеличиваются и, как мы ожидаем, этот тренд будет с нами ещё долгое время. В том числе начинается рост за счёт регионов.
Использование ИИ в сфере готовой еды – это, скорее, красивые истории, чем реальная польза. Но мы уверены, что на дистанции нескольких лет передовые игроки, которые смогут позволить себе расходы на R&D (исследование и разработку – прим. редакции), сумеют значимо повысить эффективность производства за счёт применения ИИ.
Мария Дмитриева,
руководитель направления готовой еды в «Яндекс Лавке»
Рынок доставки готовой еды продолжает показывать стабильный рост. Например, за последний год в «Яндекс Лавке» покупателей готовой еды стало больше на 30%. Увеличивается также количество заказов и размер чека. Многие покупатели, особенно молодые, всё чаще предпочитают готовые блюда домашней готовке. Это экономит им время и силы. Готовая еда постепенно всё больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что превращает потенциал рынка в огромный.
Драйверы рынка готовой еды – высокое качество, вкус и безопасность продукции. Всё это укрепляет доверие покупателей. Чаще всего они отдают предпочтения блюдам собственных торговых марок (СТМ), чем остальному ассортименту. Поэтому всё больше ритейлеров активно развивают СТМ, в том числе и в премиум-сегменте.
Если говорить про барьеры рынка, то это, скорее, непонимание того, как «устроена» готовая еда в коробке. Например, у части потребителей есть предубеждение, что такая еда не может быть вкусной, потому что хранится несколько дней. С этими барьерами надо работать всем участникам рынка. В частности, больше рассказывать покупателям о составах, за счёт чего продлевается срок годности готовой еды, о контроле качества и так далее.
В заготовке полуфабрикатов набирает популярность автоклавирование: с его помощью производители смогут готовить охлаждённую еду с увеличенным сроком годности. В ближайшие годы массовое хлебопечение освоит технологию холодного брожения и сможет производить так называемый крафтовый хлеб в большом количестве.
Мне кажется, отношение потребителей к готовой еде уже начинает меняться в лучшую сторону, и это – заслуга всех, кто непрерывно работает над качеством своей продукции.
Михаил Парашкин,
руководитель продукта готовой еды сервиса «Кухня на районе»
Стремительное развитие тренда доставки готовой еды началось с пандемии. Именно она произвела мощнейший сдвиг на рынке готовой еды и товаров повседневного спроса: к инноваторам и ранним последователям нового образа питания присоединились и другие категориии потребителей. В этот период произошёл рост моделей дарксторов и маркетплейсов, сервисов доставки традиционного ритейла. Ковидные ограничения ушли, а привычка горожан заказывать еду и товары осталась. Рынок продолжает расти.
В 2023 году ситуация сильно изменилась – мы вступили в фазу активной консолидации. Проникновение egrocery-сервисов (продажа товаров повседневного спроса через интернет) в повседневную жизнь горожан достигает своего максимума, аудитория тяготеет к крупнейшим игрокам, нишевые компании стагнируют. Главным драйвером привлечения и удержания клиентов становится уникальный ассортимент.
В 2024 году ожидается сдвиг в тенденциях питания: от привычной домашней еды к более разнообразным кухням, таким как итальянская, японская, европейская и другие. Клиенты становятся всё более открытыми для новых вкусов и культур, что отражается на их предпочтениях. Многие люди обращаются к услугам доставки холодной готовой еды. Этот тренд набирает обороты, появилось больше доверия к продукту, удобство которого позволяет экономить время и усилия.
Важнейший фактор эффективности нашего бизнеса – в непрерывном улучшении операционного цикла: от планирования продаж к цепочкам поставок и дистрибуции. Мы стараемся не останавливать модернизацию нашего центрального производства и использовать все технологические новинки. Например, такие, как наш блинный робот «Опти».
Перспективы и тенденции рынка готовой еды и полуфабрикатов эти и другие спикеры будут обсуждать на конференции и выставке GOTOVO, которая пройдёт 19-22 марта в Москве.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».