Большинство стартапов в определённый момент сталкиваются с общей проблемой: личных средств владельцев и операционного потока, который генерирует сам бизнес, становится недостаточно для продолжения интенсивного развития. Как следствие, владельцам приходится принимать важное решение – либо бизнес продолжает медленно развиваться «на свои», либо проект начинает поиск инвестора, с которым придётся поделиться полномочиями и перспективами. О том, к чему нужно быть готовым фаундерам, когда в проект входит инвестор, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании NewLawyers Андрей Чумаков.
Андрей Чумаков, юрист-предприниматель, основатель компании
NewLawyers. Имеет высшее юридическое образование, является кандидатом юридических наук. Более 10 лет проработал в компании Ernst&Young, где занимался сопровождением сделок M&A, реструктуризацией и подготовкой бизнеса к приходу инвесторов, представлением интересов инвесторов и стартапов в ходе переговоров. Совместно с партнёрами запустил сервис
NewLawyers.Lite, который помогает компаниям малого и среднего бизнеса экономить на юридическом обслуживании при сохранении высокого уровня юридической защиты бизнеса.
Не существует единого алгоритма, которым руководствуются все инвесторы, принимая решение о вложении в тот или иной проект. В значительной степени это зависит от того, что это за инвестор и какая у него стратегия.
Тем не менее, есть ряд достаточно общих требований, которыми руководствуется любой инвестор. В числе прочего ему нужно понимать, во что конкретно он инвестирует, а для этого ему нужно точно знать:
- что из себя представляет ваш продукт и его аудитория;
- что из себя представляет ваш бизнес;
- какие в этом бизнесе финансовые потоки;
- как этот бизнес организован;
- в чём его основные риски;
- каковы его перспективы – рыночные и финансовые.
Для получения ответов на все эти вопросы инвестор проводит так называемый дью дилидженс. В идеальном мире дью дилидженс – это достаточно детальное исследование, в котором отражается ключевая информация об объекте потенциальных инвестиций: начиная с ключевых финансовых показателей и заканчивая информацией о том, кто и каким образом владеет и управляет бизнесом.
Автору приходилось работать на проектах, где отчёты по результатам дью дилидженса достигали нескольких сотен страниц мелким шрифтом. Тем не менее, применительно к стартапам у дью дилидженс есть своя специфика.
Так, весьма распространённой особенностью стартапов является отсутствие у них полноценной отчётности. Как следствие, финансовые специалисты не смогут точно высчитать те или иные показатели, которые могут быть необходимы для принятия инвестиционного решения. Речь идёт, например, о таких показателях, как EBITDA, NPV, ROI и т.д.
В этой ситуации консультанты не всегда стремятся проверить приобретаемый бизнес. Достаточно часто они пытаются на основе разрозненной информации, получаемой от менеджмента стартапа, составить квазиотчётность, которая позволит хотя бы приблизительно прикинуть значения указанных показателей.
Ещё одной особенностью стартапов является сравнительно небольшой объём денежных средств, которые требуются от инвестора. В этом случае делать детальный анализ (и нанимать для этого дорогих юристов) особого смысла нет. Поэтому достаточно часто дью дилидженс не проводится вовсе либо носит весьма ограниченный характер. Во втором случае юристы, как правило, концентрируются на наиболее ключевых вопросах: кому принадлежит бизнес и ключевые активы, есть ли в них юридические дефекты и т.п.
Одной из наиболее распространённых проблем, выявляемых в ходе дью дилидженса стартапа, является непрозрачная и рискованная юридическая структура бизнеса, в который планируется осуществить инвестиции.
Да, бизнес, зарегистрированный в формате ИП с применением патентной системы налогообложения, является эффективным с налоговой точки зрения. Однако долю в ИП не купишь и защитить интересы инвестора при такой структуре крайне проблематично. Именно поэтому одной из первых задач владельцев, планирующих привлечение внешнего инвестора, является правильное структурирование их бизнеса, т.е. его подготовка для входа инвестора.
При структурировании происходит юридическое обособление бизнеса. На отдельное юридическое лицо (или юридические лица) передаются ключевые активы и договоры, регистрируются товарные знаки, переводится персонал и т.п. Одновременно из периметра бизнеса выводятся активы и операции, которые не имеют к нему прямого отношения (например, личные активы владельцев).
Соглашение о намерениях позволяет сторонам ещё на ранее стадии переговоров согласовать свои намерения и требования к их будущей сделке, а также в самом общем виде договориться относительно её ключевых параметров, условий и этапов.
На практике соглашение о намерениях используется, когда предстоящая сделка не так проста с точки зрения её реализации. Так, например, потребность в таком соглашении может возникать, если бизнес нуждается в реструктуризации либо инвестор планирует провести дью дилидженс (хоть и ограниченный).
Особенность такого соглашения состоит в том, что оно, как правило, не носит обязательного характера. Тем не менее, определённое обязательство психологического толка в данном случае всё же создаётся. Участнику будущей сделки может быть более проблематично выйти из неё без какого-либо адекватного объяснения, если он уже, в целом, выразил согласие на неё.
Подписывая соглашение о намерениях, будьте внимательеы и осторожны. Правильно написанное соглашение может служить хорошим подспорьем в ходе будущих переговоров о параметрах сделки с инвестором. В то же время, если вы уже согласились с теми или иными условиям в соглашении о намерениях, то обосновать существенное изменение переговорной позиции может быть проблематичным.
Качественно проработанное соглашение о намерениях может значительно усилить ваши позиции, а документ, в который вы не стали как следует вникать - существенно их ослабить
-
вступление в переговоры или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной;
-
предоставление неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые должны быть доведены до сведения другой стороны;
-
внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
При нарушении этих правил инвестор получает возможность взыскать с владельцев и/или руководства стартапа причинённые ему убытки
Существует достаточно много способов, с помощью которых инвестор может вложить деньги в стартап.
Пожалуй, основной и наиболее очевидный способ – это вклад в уставный капитал юридического лица. При использовании этого способа решается наиболее важная задача – инвестиции попадают непосредственно в бизнес. При этом инвестор получает юридически оформленную долю, что обеспечивает ему необходимый уровень комфорта.
Данный способ представляет интерес и по причинам налогового характера. Так, при последующей продаже доли инвестор сможет уменьшить свой доход на сумму осуществлённого им вклада. Как следствие, сумма подлежащего уплате налога может значительно уменьшиться.
Впрочем, у вклада в уставный капитал есть и минусы. Например, при банкротстве компании инвестор сможет получить свои деньги обратно только после расчётов со всеми кредиторами, что достаточно маловероятно. Также при использовании этого варианта нельзя оперативно делиться доходами с инвестором. Это становится возможно при уменьшении уставного капитала, что является относительно трудоёмкой процедурой. Кроме того, можно распределять дивиденды, однако для этого, как минимум, должна быть прибыль - чтобы было что распределять.
Противоположным образом работает альтернативный вариант финансирования – через предоставление займа. Инвестор не получает доли в бизнесе, однако может оперативно извлекать из него свою часть доходов вне зависимости от прибыльности стартапа. К тому же, в случае банкротства стартапа инвестор попадает в так называемую третью очередь кредиторов, что несколько увеличивает его шансы на возврат инвестиций.
Промежуточным вариантом может стать комбинированное финансирование, когда средства инвестора предоставляются частично в виде вклада в уставный капитал, частично – в виде займа. Это позволяет обеспечить разумный баланс его интересов: с одной стороны, инвестор юридически закрепляет своё участие в бизнесе, а с другой стороны, он получает необходимую гибкость в части получения своей доли в прибыли и защиты его интересов при банкротстве.
Ещё один вариант финансирования, объединяющие вклад в уставный капитал и заём, это так называемое мезонинное финансирование. В данном случае инвестор предоставляет стартапу заёмные средства, а также получает опцион (право) на выкуп определённой доли в бизнесе. Как следствие, при удачной работе стартапа он получает возможность выкупить часть бизнеса по невысокой цене. Если же стартап не оправдывает надежд, то инвестор сохраняет право на возврат своих инвестиций, сделанных в виде займа.
Появление в компании внешнего инвестора – это не только деньги на развитие бизнеса, но и новые обязательства для владельцев и менеджмента стартапа. Инвестор, что вполне очевидно, желает контролировать, как расходуются его деньги, и в идеале – влиять на ключевые управленческие решения.
В зависимости от того, какой вариант инвестирования согласован между владельцами и инвестором, указанные задачи разрешаются различным образом.
Если речь идёт о вкладе в уставный капитал, то вносятся изменения в устав юридического лица, в котором фиксируются те или иные полномочия миноритарного участника (инвестора). Если речь идёт о займе, то контрольные полномочия фиксируются за инвестором, как займодавцем.
В последнее время всё большую популярность приобретают договоры об осуществлении прав участника (для ООО) или акционерные соглашения (для АО). Эти соглашения позволяют более гибко настроить управление в обществе, а также предусмотреть собственные правила/условия отчуждения долей/акций участников третьим лицам.
Эти договоры пришли к нам из английского права и достаточно активно использовались в сделках среднего и крупного размера. После появления их в российском праве они стали доступны и для небольших компаний.Читайте также:
Как стартаперу обратить внимание бизнеса-ангела на свой проект.
Бизнес-акселераторы: что это и чем они могут быть полезны стартапу.
Кто такие менторы, где их найти и как убедить работать с вами.