Врубай на всю катушку! Как бизнесу легально использовать музыку в своём заведении

Прочтёте за 5 мин.

Штрафы за пиратское использование песен доходят до 5 млн. рублей

IT-инструменты, которые использует Виктория Драчёва

  • 1С:УНФ
  • TIKITRIK
  • Figma
  • Jira

Сложно представить ужин в ресторане или шоппинг в торговом центре без фонового музыкального сопровождения. Но какую бы мелодию ни выбрали руководитель или отдел маркетинга компании, необходимо соблюдать требования закона к коммерческому использованию музыкальных произведений. В противном случае можно получить серьёзный штраф. О том, как не нарушить закон и грамотно подойти к звуковому оформлению своего кафе, магазина или салона красоты, порталу Biz360.ru рассказала Виктория Драчёва, операционный директор сервиса «Звук Бизнес».

Досье

Виктория Драчёва – операционный директор сервиса «Звук Бизнес». Окончила Московский государственный технологический университет «Станкин» (факультет экономики и менеджмента). Преподавала в этом же вузе, была помощником проректора. Работала в компании Market Music и Muzlab на позициях финансового и исполнительного директора. В сервисе «Звук Бизнес» с 2021 года: сначала как руководитель направления бизнес-аналитики, теперь как операционный директор.

Виктория Драчева

Зачем бизнесу музыка

Фоновая музыка для бизнеса – это дополнительный инструмент взаимодействия с клиентами. Музыка в зале ресторана или магазина помогает формировать характер бренда, повышает результативность сотрудников и увеличивает продажи. Британская компания PPL в своём исследовании показала, что 84% посетителей ресторанов при выборе заведения обращают внимание на фоновую музыку. Если там тихо или музыкальный контент не соответствует позиционированию, клиенты чувствуют себя некомфортно и не задержатся надолго, сделав выбор в пользу конкурентов. 

А короткий и редко обновляемый плейлист быстро надоедает персоналу: из-за этого может падать продуктивность и появляться негативный настрой. Здесь упомяну исследование Source Vision Critical, согласно которому в 65% предприятий говорят, что музыка на рабочем месте делает сотрудников более эффективными. 

Как не нарушить закон

Практически у всех музыкальных композиций есть владельцы. У них есть права: 

  • авторские – возникают в момент создания произведения и принадлежат отдельно автору музыки и отдельно автору слов;

  • смежные – принадлежат исполнителям, создателям фонограммы, эфирным и телевещательным организациям. 

Владельцы и авторских, и смежных прав получают отчисления за использование своих композиций. 

Тот бизнес, который хочет использовать фонограммы произведений в коммерческом помещении легально, должен приобрести лицензию на их публичное использование. 

Лицензии бывают нескольких видов: 

  • Исключительная лицензия даёт эксклюзивное право на использование музыкального произведения. Это подойдёт тем компаниям, которые планируют использовать композицию в качестве своего аудиологотипа.

  • Неисключительная лицензия позволяет использовать композицию в качестве фоновой музыки. Эта композиция будет встречаться и в других заведениях, но её можно, например, обработать или аранжировать, чтобы создать уникальное звучание именно в вашем заведении. 

Как получить разрешение на воспроизведение

Любой контент можно использовать только с разрешения правообладателей. Как получить разрешение на музыкальные произведения? 

  • Делать отчисления в аккредитованные организации по управлению правами. В РФ это Российское авторское общество и Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Заключение договоров с ними позволит использовать любой контент легально. Но компании потребуется вести и сдавать регулярный отчёт о проигрывании музыки. К недостаткам данного варианта можно отнести высокую стоимость отчислений и дополнительные расходы на подготовку музыкальной концепции, а также составление плейлистов.

  • Заключить договор с музыкальным сервисом. Существуют компании, выступающие посредниками между клиентом и правообладателем. Помимо легальной музыки такие компании предлагают услуги аудиомаркетинга и программного обеспечения для управления контентом.

  • Использовать музыку с открытой коммерческой лицензией. Если трек обладает открытой коммерческой лицензией, его автор разрешает воспроизведение с соблюдением определённых условий. Такую лицензию называют Creative commons. Внимательно изучите условия лицензии по каждой композиции, потому что не все произведения можно использовать в коммерческих целях. Способ требует постоянного мониторинга изменений: музыку могут удалить из открытых источников или изменить тип лицензии.

  • Заключить договор напрямую с правообладателем. Учтите, что договор должен быть подписан с каждым правообладателем: автором музыки, автором текста, звукозаписывающей компанией и исполнителем. Это сложно и достаточно дорого. Можно заказать музыку «под ключ» у автора, который вместе с композицией передаст компании и исключительные права на неё. Но этот способ не подходит для бизнеса, потому что плейлист требует постоянного обновления.

  • Использовать музыку, входящую в общественное достояние. Произведение становится общественным достоянием через 70 лет после смерти автора и через 50 лет после создания записи. Но здесь есть подводные камни: большинство классических произведений перезаписывались, поэтому придётся оплачивать смежные права. Правда, бизнес может воспроизводить музыку с пластинки, записанной более 50 лет назад – тогда ему точно не грозят штрафы. 

Компания самостоятельно решает, какой способ легального воспроизведения музыки выбрать. Стоит помнить, что за нарушение авторских прав грозят серьёзные штрафы – от 20 000 до 5 000 000 рублей за каждый трек. За одну проверку могут зафиксировать незаконное использование более десяти треков. 

Инспекторы проверяют компании вне зависимости от их объёма продаж или территориального расположения и не предупреждают о своих визитах. О проверке компания узнаёт только из досудебной претензии. Знаем это, потому что к сервису «Звук Бизнес» каждый месяц подключаются компании, ранее оштрафованные за нелегальное использование музыки в своих заведениях. 

Как выбрать композиции и оценить их эффективность

Ориентируйтесь на образ вашего бренда и целевую аудиторию. Не стоит включать музыку, которая нравится лично вам или просто лидирует в чартах, нужно учитывать музыкальные вкусы ваших клиентов. 

Если учитывать музыкальный темп, то можно управлять поведением клиентов. К примеру, исследования показали, что под медленную музыку посетители ресторана дольше остаются в заведении и заказывают больше алкогольных напитков. 

Основной критерий эффективности музыкальной политики – рост прибыли. Стоит заранее выбрать, по каким метрикам вы будете оценивать эффективность фоновой музыки. Самый простой способ – провести опрос среди клиентов. Для сети заведений подойдёт A/B тестирование, а для одиночного ресторана или магазина сравнение значений целевых метрик до и после изменения фоновой музыки. Учитывайте, что музыкальное сопровождение – это, в первую очередь, эмоциональная связь с аудиторией и позиционирование бренда, поэтому смена фоновой музыки не всегда даёт быстрое изменение метрик. 

Тренды в коммерческом применении музыки

Сфера аудиомаркетинга постоянно развивается, совершенствуются знакомые инструменты и появляются новые. Мы выделили ключевые тренды этого года:

  • Использование искусственного интеллекта. Теперь нейросети не только озвучивают аудиоролики, но и создают музыку. Появляются боты для производства аудиорекламы, которые и озвучат текст, и добавят подходящую музыку в ролик. Такая генеративная музыка набирает обороты, но пока сильно уступает лицензированным композициям.

  • Создание брендированных альбомов. Первопроходцем стал Mastercard с альбомом Priceless. В России эту идею поддержал «Индилайт», выпустив не только альбом «Живу на лайте», но и несколько клипов.

  • Возможность «унести» музыку домой. HiFi-стриминг «Звук» и ресторанный гид GreatList создали совместный проект с музыкой из ресторанов под слоганом «Попробуй музыку на вкус». В профиле GreatList в «Звуке» можно найти плейлисты с композициями заведений гида на любой музыкальный и гастрономический вкус.

Sound

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

27 ноября 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов