Бизнес на звуке: пять основных шагов по запуску студии звукозаписи

Прочтёте за 5 мин.

Экспресс-гайд по организации рекорд-студии

IT-инструменты, которые использует Владимир Розин

  • Yclients
  • Logic Pro
  • Zoom
  • YouTube

Объёмы медиа-контента в современном мире стремительно растут. А один из его главных компонентов – звук. Музыкантам нужно где-то записываться, продюсерам фильмов и ютуб-проектов – осуществлять продакшн, производителям рекламы – оформлять ролики и т.д. Поэтому неплохим вариантом бизнеса может стать студия звукозаписи. О том, как запустить свою студию, что для этого нужно и на чём нельзя экономить, порталу Biz360.ru рассказал Владимир Розин, основатель IT-группы «Открытие».

Досье

Владимир Розин – основатель и директор IT-группы «Открытие». Компания основана в 2016 году, изначально специализацией была поставка оборудования, но позднее группа развернулась в сторону мультимедиа и интерактивных проектов. Сейчас «Открытие» – одна из немногих компаний, которая занимается полным оснащением концертных залов, музейными и интерактивными пространствами, а также видеомэппингом.

Владимир Розин

Шаг первый: определиться с направлением работы

У звукозаписывающих студий есть несколько сегментов целевой аудитории, и от того, на какую именно ориентироваться, зависит как минимум покупка аппаратуры. А порой ещё и локация, размеры и многое другое.

Например, проект может быть ориентирован на работу с профессиональными артистами – музыкантами и певцами. И здесь чем выше потенциальный статус клиентов, тем выше требования к студии. Придётся и место в условном центре Москвы искать, а не где-то в Подмосковье, и концепт интерьера заказать дизайнерам, и аппаратуру купить самую дорогую. Важны и качество, и картинка.

В работе с музыкантами отдельный пункт – какое количество инструментов нужно записывать. Одно дело, если это только условный синтезатор и гитара. Другое – когда на студии пишется целый оркестр.

Record Studio

Если студия собирается работать с корпоративными клиентами и, например, записывать рекламные тексты и джинглы, здесь уже дизайнерский интерьер роли не играет, да и нужна ли локация в самом центре, с огромной площадью – большой вопрос. В целом, бюджет на такую студию будет меньше, чем для работы с музыкантами высокого класса.

Если студия намерена делать постпродакшн звука для кино, переводить фильмы, это относительно небольшие бюджеты, почти полное отсутствие акцента на дизайн и локацию – только на оборудование.

Шаг второй: найти помещение и сделать ремонт

Для поиска подходящего места придётся отталкиваться, во-первых, от направления работы, о чём я уже сказал выше. А, во-вторых, от характеристик помещения. Простая офисная «коробка» – плохой вариант даже для постпродакшн, и уж тем более она не подойдёт для работы с музыкантами. Главные требования к помещению для студии звукозаписи – звукоизоляция и акустика.

Для того, чтобы в студии была хорошая акустика, смотрите помещения с высокими потолками: в идеале, это 3-4 метра. Сама площадь тоже должна быть достаточно большой (от 60 «квадратов»), с запасом на желание увеличивать количество оборудования – а оно может возникнуть в любой момент. И никаких окон для основной зоны, а вот в комнате отдыха и приёма клиентов они вполне могут быть.

Для того, чтобы получить хорошую звукоизоляцию, во-первых, стоит присматривать локацию в тихом районе. Если это центр города, то хотя бы подальше от главных улиц, но лучше смотреть спальный район. Совсем на окраины перебираться всё же не стоит, если клиенты должны регулярно приезжать в студию: мало кому понравится такой маршрут.

Во-вторых, будет не лишним привлечь к поиску помещения инженера-акустика. Он знает градацию уровня звукового давления (УЗД) и времени реверберации (как быстро УЗД падает после отключения звука на 60 дБ) в разных типах студий, знает все требования к ним. Самостоятельно изучить все эти аспекты очень трудно.

Record Studio 

Также благодаря специальному оборудованию инженер-акустик измерит уровень шума, сможет подобрать материалы и элементы для улучшения звукоизоляции: например, специальную акустическую плитку, фанерные панели, звукорассеивающие конструкции (обычно ставятся на потолок) и так далее.

Работа с акустикой и звукоизоляцией очень сложная: не только потому, что при любой ошибке есть риск вызвать недовольство соседей, но и потому, что это сильно влияет на качество записываемого звука. Так что этому этапу нужно уделить самое пристальное внимание.

Расходы на аренду сильно зависят от города и от района, от самого помещения. Например, арендовать подвал (что подходит для постпродакшн) в спальном районе – недорого, можно уложиться и в 40-50 тысяч рублей в месяц. Сюда нужно добавить ремонт: как минимум, добавление плиток и панелей, улучшающих звукоизоляцию — это уже больше 300 тысяч рублей.

Есть истории людей, которые организовали студию звукозаписи на цокольном этаже своего загородного дома: это тоже вариант – как минимум отпадают расходы на аренду. Правда, приглашать к себе музыкантов записываться вряд ли получится. А вот постпродакшн делать в таких условиях можно. 

Шаг третий: проработать проектировку студии

Обычно звукозаписывающая студия состоит из трех главных локаций: это аппаратная, где находится основная масса оборудования, зал для исполнения музыки за стеклом и зона отдыха. Последняя может быть совсем небольшой, там команда студии будет пить чай-кофе, обедать и находиться во время перерывов. А может быть просторной и со всем удобствами, если на студию будут регулярно приезжать клиенты, тем более высокого класса – известные музыканты и певцы. Об этом всём нужно задумываться ещё на этапе проработки концепции помещения.

Record Studio 

Другой момент касается электросетей: во-первых, они должны быть мощные. Во-вторых, для них стоит подобрать заранее стабилизаторы и фильтры, защищающие от сбоев. Все эти вопросы нужно обговорить с инженером и с владельцами помещения. 

Шаг четвёртый: подобрать оборудование

Все устройства, которые есть на звукозаписывающих студиях, делятся на четыре категории по основным задачам: 

  • приём звука;

  • запись;

  • обработка;

  • воспроизведение.

За приём звука отвечают в основном микрофоны: для инструментов одни, для голоса – другие. Вокал в основном пишут на конденсаторные или ленточные микрофоны на большой мембране и с высокой чувствительностью. Для звука с инструментов вариантов больше, но под каждый инструмент нужно подбирать оптимальную частотность. 

Самые используемые студийные микрофоны – это Neumann и Sennheiser. Если работать с музыкантами не планируете, покупать очень дорогой микрофон смысла нет: лучше звуковую карту подороже взять.

Запись звука – это аналоговые магнитофоны и DAT-магнитофоны. А обработка звука происходит при помощи микшерного пульта (он сводит сигналы с разных источников), компрессоров, компьютерных плагинов и самого компьютера.

Record Studio

Последняя категория – воспроизведение звука, за него отвечают студийные мониторы, которые помогают контролировать процесс записи. Для музыкантов обычно нужны мониторные наушники. При организации студии постпродакшн можно использовать громкоговорящие мониторы (обычно это Yamaha) – похожи на колонки, только крупнее. Главное требование к этой категории оборудования – воспроизведение звука без искажений, никакой маскировки дефектов записи.

Обычные наушники использовать можно, но только на старте: они недостаточно полно передают низкие частоты и от них быстро устают уши. Здесь можно посмотреть на Sennheiser, Beyerdynamic, Sony, Avantone. 

Бонусом к этому всему могут потребоваться ударная установка, гитарные усилители, синтезатор, MIDI-клавиатура и другие инструменты – но это в основном актуально для музыкальных студий. 

Шаг пятый: выбрать компьютер и софт

Очень часто задачи записи и обработки звука на себя берёт мощный компьютер с быстрым процессором. Он заменяет и магнитофон, и микшерный пульт, но многое зависит отчасти ещё и от того, с чем будет работать студия звукозаписи. Для постпродакшн компьютера хватит, для того, чтобы писать музыку с исполнителями, тем более высокого класса, – нет. 

На начальном этапе также можно отдавать сведение материала на аутсорс: тогда не придется сразу закладывать большой бюджет на компьютер. Однако здесь важно просчитать, реально ли получится экономия, или по факту за условные полгода аутсорс заберёт даже больше денег.

Компьютер должен быть стационарным (хотя на начальной стадии это может быть мощный ноутбук) и с дополнительным аудиоинтерфейсом (внешняя звуковая карта – оптимальны Steinberg, Digidesign, Focusrite Scarlett, Audient, как минимум с четырьмя входами) – и это то, на чём экономить не стоит.

Во многих профессиональных студиях стоит Apple Mac Pro (от $6000 и проблема купить в России, для домашней студии нецелесообразно) или iMac – в сочетании с софтом Logic Pro. Это связано с более высокой оптимизацией программного и аппаратного звука в Apple, а в случае с Mac Pro ещё и с возможностями железа. Однако можно собрать и ПК на Windows или Linux, тем более софта для них найдётся больше. Главное сфокусировать внимание на звуковой карте и процессоре.

Record Studio

Относительно софта (цифровых звуковых рабочих станций) – дело вкуса, задач и операционной системы. Упомянутый Logic Pro работает только на MacOS, а Ableton Live и FL Studio – кроссплатформенные. Для записи живого звука часто используется Avid Pro Tools. Помимо самой покупки лицензии ПО сюда стоит добавить потенциальные расходы на плагины и прочие «бонусы», расширяющие возможности софта.

Затраты на оборудование начинаются с 200-300 тысяч рублей, если рассматривать бюджетные варианты для домашней студии с минимальным набором позиций: компьютер, звуковая карта, два-три микрофона со стойками, студийные мониторы, наушники, пульт и софт. По мере повышения класса оборудования и расширения его списка расходы достигают 2 млн. рублей.

Подводим итоги

В целом на все перечисленные этапы может потребоваться от 1 млн. рублей и до бесконечности. Домашняя студия будет дешевле, профессиональная для работы с музыкантами – дороже. Самые затратные моменты – ремонт и оборудование. Плюс, нужен запас на непредвиденные траты. Это помимо того, что в бюджет следует заложить зарплаты сотрудников, маркетинг. Окупиться расходы могут примерно за 2-3 года, но здесь всё зависит от ниши, позиционирования, продвижения и других факторов.

Резюмируя: при создании студии звукозаписи в первую очередь нужно решить, в каком направлении она будет работать – с какими клиентами, с какими задачами. От этого зависит всё: и сроки реализации проекта, и бюджет. При расчёте расходов экономить нельзя на работе над звукоизоляцией и акустикой (стоит пригласить специалиста) и на оборудовании – это буквально «сердце» студии, от которого зависит качество итогового продукта.

Record Studio

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

16 мая 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов