В нефтяной отрасли не так много компаний, которые можно отнести к среднему бизнесу. И кажется, что им точно никакие кризисы не страшны, потому что на горюче-смазочные материалы всегда будет спрос. Да, спрос никуда не девается, но он смещается в сторону более дешёвых продуктов. О том, как кризис и происходящие изменения влияют на рынок нефтепродуктов и его игроков, порталу Biz360.ru рассказал Сергей Пляскота, владелец компании «Ангелинская нефтебаза».
Сергей Пляскота – собственник компании «Ангелинская нефтебаза». Окончил Кубанский государственный университет по специальности «Бухучёт и аудит», второе высшее образование – юридическое. «Ангелинская нефтебаза» специализируется на торговле, а также услугах перевалки и хранения топлива. Рост выручки за 2022 год по сравнению с 2021-м – 163%.
Нефтяная отрасль России оказалась одной из наиболее пострадавших в последние годы. Согласно статистике, локдауны из-за коронавируса сократили мировое потребление нефти на 25%. Вообще 2020 год оказался испытанием на прочность. В сфере ГСМ до половины поставщиков и около четверти покупателей покинули рынок, приостановили работу или значительно снизили потребление. А розничная торговля в сфере горюче-смазочных материалов вдвое или даже втрое сократила объёмы продаж.
Но, например, нашей компании пандемия сыграла, скорее, на руку. Мы смогли улучшить сервис и увеличить количество клиентов. Их стало больше ещё и за счёт того, что количество предложений на рынке сократилось. Нам необходимо было просто иметь в наличии товар. В то же время рынок покинули «компании-однодневки», не отвечающие по своим обязательствам, а также «случайные» компании, занимавшиеся торговлей нефтепродуктами не по призванию, а по воле случая.
Только бизнес немного выдохнул и все процессы вернулись в прежнее русло, как случился 2022 год и ситуация с Украиной. На фоне санкций нефтеперерабатывающие заводы переориентировались на рынки «дружеских» стран – в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Это позволило не только сохранить общие объёмы поставок, но и почти на 25% увеличить экспорт нефти в страны этих регионов.
Но проблемы всё же были. До 2022 года работало множество поставщиков, была стабильная логистика как железнодорожным транспортом на этапе закупок, так и автомобильным транспортом для поставок. Среди продуктов лидировали бензины Аи-92 и Аи-95, также поставлялись бензины Аи-98 и Аи-100, дизельное топливо. После начала событий в Украине спрос сместился в сторону дизельного топлива (ДТ) и бензина Аи-92. Кроме того, существенно сократился спрос на высокооктановые премиальные марки бензинов Аи-98 и Аи-100. Все стали экономить.
Мы в этой ситуации просто переориентировались и сосредоточились на повышении качества дизельного топлива. Надо понимать, что ситуация на рынке топлива может ещё изменяться, а нам надо оставаться конкурентоспособными. Мы стараемся не только расширять сеть дружественных поставщиков, но и ищем новые источники финансирования в факторинговых схемах, позволяющих увеличивать срок отсрочки оплаты для наших клиентов. Это значительно повышает их лояльность.
Сейчас как никогда остро для нас и коллег по рынку встал вопрос безопасности. Учитывая текущую геополитическую ситуацию, мы вынуждены усиливать меры безопасности нефтебазы и осуществлять дополнительные расходы в этом направлении.
Ценообразование на рынке нефтепродуктов переживает сложный, можно сказать, мучительный процесс перестройки. Выплачиваемый нефтяным компаниям демпфер значительно «мешает» министерству финансов. Демпфер – расчётное количество денег, которое доплачивает государство нефтяным компаниям или наоборот, если есть разница между ценой продажи нефтепродуктов внутри страны и продажей на экспорт. В современных реалиях Минфину приходится много выплачивать.
Возможно, эта схема будет изменена в сторону возврата к прошлой системе обложения, когда финальная стоимость напрямую зависела от пошлины на экспорт нефтепродуктов. Однако уже с опорой на новую схему расчёта, исходя из новых реалий.
Также в процессе «борьбы» нефтяников с Минфином за демпферные выплаты происходит неконтролируемый вывоз нефтепродуктов за рубеж. Вместе с этим отмечается и неоправданный спрос на крупнооптовые партии нефтепродуктов. Именно поэтому мы все видим ошеломляющий рост оптовых цен, которые уже обогнали как мелкооптовые цены, так и, в некоторых регионах, даже розничные цены. Из-за этого сильно увеличивается спрос на товар внутри страны и создаётся дефицит.
Например, одна из основных стратегий «Ангелинской нефтебазы» – диверсификация поставок топлива. Мы работаем только на внутреннем рынке и продаём большую долю топлива конечным потребителям. Они совершают покупки даже при повышении цены на рынке. Кроме того, мы имеем устойчивые соглашения с поставщиками. Это позволяет обеспечить надёжные и долгосрочные поставки различных видов топлива в нужное время и в нужном объёме.
При любых потрясениях остается одно – конкуренция. Она увеличивается с ростом профицита и уменьшается во время дефицита. Это естественный рыночный процесс. Более того, чтобы оставаться конкурентоспособным нужно постоянно развиваться и диверсифицировать свои услуги. У «Ангелинской нефтебазы», например, есть планы по расширению – построить новую российскую вертикально интегрированную компанию, стать основным поставщиком по всем значимым госконтрактам, а также заниматься строительством функциональных АЗС. Они будут оснащены не только туалетной комнатой, но и своим собственными мини-кафе, а также душевой.
Одним из главных трендов современности, который будет с нами ещё очень долго, является экологичность. Это касается и рынка АЗС. Сегодня многие нефтеперерабатывающие компании внедряют экологически чистые технологии и инвестируют в исследования и разработки для улучшения стандартов безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Ситуация на нефтяном рынке оказывает значительное влияние на компании из разных сфер деятельности. Рост цен на нефть непосредственно отражается на их затратах, особенно в тех секторах, где нефтепродукты используются в производстве или транспортировке товаров. Это может вызвать увеличение конечной стоимости продукции для потребителей. Поэтому бизнес должен быть готов к адаптации и оперативному реагированию на изменения в ГСМ-отрасли.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».