Всё чисто: что грозит селлерам маркетплейсов за нарушение авторских прав при оформлении карточек товаров

Прочтёте за 5 мин.

Несколько стратегий легальной работы с объектами авторского права

IT-инструменты, которые использует Александр Лаврентьев

  • AmoCRM
  • Miro
  • Консультант+
  • Яндекс.Метрика

Современные предприниматели уже неплохо разбираются в том, как вести онлайн-торговлю на маркетплейсах. Они компетенты в вопросах бухгалтерского обслуживания, ценообразования, логистики, отчётности по налогам и т.д. Но вот вопросы авторского права зачастую остаются «в тени» внимания многих селлеров. И это рискованно. О том, почему не стоит использовать в карточках товаров чужие фото или описания, и как защитить свой собственный контент от неправомерного копирования, порталу Biz360.ru рассказал Александр Лаврентьев, CEO компании «Антипиратские Технологии».

Досье

Александр Лаврентьев – предприниматель из Москвы, СЕО компании «Антипиратские Технологии». Окончил Московский государственный университет печати им. Ивана Фёдорова по специальности «Автоматизация». В 2012 году создал студию High Level, которая популяризовала съёмки при помощи дронов. В 2018 году запустил «Антипиратские Технологии» – юридическую компанию, специализирующуюся на защите авторских прав в сфере визуального контента. В 2022 году она стала самым крупным истцом в России по количеству заявлений по авторским правам на изображения.

Александр Лаврентьев
  
Как связаны авторское право и карточки товаров

Авторское право защищает автора или правообладателя любого объекта, в котором используется творчество человека. Нормы авторского права должны соблюдаться не только при издании книг, выпуске в прокат кинофильмов и продаже живописи, но и в маркетинге. Современная реклама состоит из самостоятельных объектов авторских прав, а также сложных, составных объектов, которые также охраняются законодательством России и других стран. 

В онлайн-торговле важно представить товар в наилучшем ракурсе, чтобы завладеть вниманием потенциального покупателя. Именно поэтому визуальный контент на интернет-площадках выходит на первый план. А каждая фотография, объект дизайна, картинка или коллаж – самостоятельные объекты авторских прав. Из такого контента и состоят карточки товаров на маркетплейсах.
Предприниматели тестируют разные варианты, чтобы выделиться в конкурентной среде и понравиться со своим предложением потенциальному покупателю. И каждая карточка товара – это сочетание объектов авторского права. 

Wildberries 

Кто-то написал текст – соответственно, у копирайтера возникло право на текст, кто-то сделал фотографию – а, значит, обладает правом на неё, кто-то придумал и отрисовал логотип – и здесь аналогично возникает право художника или дизайнера на созданный им объект. И все эти права охраняются. А их нарушение влечёт очень неприятные последствия для предпринимателя, который соблюдение авторских прав игнорирует. 

По закону, для охраны объектов авторского права не требуется регистрация, а все объекты охраняются с момента их создания. Если нарушить авторские права, то предпринимателю грозит иск о возмещении ущерба, выплате компенсации или штрафов. Использование объекта охраны без разрешения автора в коммерческих целях запрещено. Это является нарушением авторских прав. 

Как минимизировать риски

Нарушением авторских прав при создании карточек товаров может быть: 

  • использование фотографии чужого товара без разрешения;

  • использование скачанной из интернета фотографии или иного визуального контента;

  • использование чужого бренда в рекламе и презентации своего товара;

  • использование чужих текстов, описаний, дизайна, видео и т.д. без согласия автора. 

Чтобы не получить претензии от правообладателя, можно использовать следующие стратегии. 

Создание контента самостоятельно 

Да, процесс часто требует затрат времени и сил, предприниматель может не обладать необходимыми навыками и знаниями для его создания. Но зато будет полная уверенность, что контент не заимствованный, и распоряжаться им можно по своему усмотрению в любых формах. 

Современный запрос на индивидуальность вписывается в эту стратегию. Предприниматель выделяется среди остальных, возможно, проявляется в своей уникальной манере, начинает быть узнаваемым для клиентов. 

Заказ готовых объектов у профессионалов 

Фотографии товаров, дизайн карточки товара, логотип продавца, видео, описание – всё это можно заказать у одного или нескольких специалистов – дизайнеров, копирайтеров, фотографов и т.д. Однако следует помнить, что при создании контента на заказ все эти специалисты остаются правообладателями, если в договоре не предусмотреть отчуждения авторских прав. Именно этот момент наиболее важен в договорённостях между заказчиком-предпринимателем и исполнителем. 

Photosession 

В договоре должна быть примерно такая формулировка «все исключительные права на созданные в рамках договора объекты передаются заказчику в полном объёме». В этом же документе должен быть указан конкретный срок передачи исключительных прав, а в акте приёма-передачи – перечень объектов, чтобы каждый из них можно было идентифицировать. Только в этом случае заказчик получает право распоряжаться по своему усмотрению фотографиями, описанием и т.д. 

Приобретение готового контента у автора 

Достаточно редкий способ, но вполне рабочий. Если у предпринимателя есть чёткое понимание, что ему нужны конкретные фотографии конкретного фотографа, то он может: 

  • заключить с автором договор об отчуждении исключительных прав на объект;

  • получить однозначное письменное согласие автора на использование его творчества на определённых условиях;

  • заключить лицензионный договор на использование объекта творчества на определённых условиях. 

Лицензионный договор должен быть составлен в письменной форме. Так можно снизить риски претензий. 

Получение контента на специальных ресурсах 

Для легального оборота объектов авторского права существуют специальные стоковые ресурсы с готовым контентом. Они могут быть международные, иностранные или российские, платные, бесплатные или комбинированные, узкопрофильные или универсальные и т.д. 

Стоки допускают скачивание и использование контента (фотографий, видео, дизайна, логотипов и т.д.) на определённых условиях. Вся задача в том, чтобы эти условия чётко понять и соблюдать. Как правило, они описаны либо в отдельном документе на стоковом ресурсе или в пояснении к конкретному объекту. 

Freepik 

Например, определённые фотографии можно скачать и использовать в коммерческой деятельности совершенно бесплатно и свободно, некоторые – бесплатно, но только на определённой территории, некоторые – за плату, но с ограничениями по тиражу или целевому использованию. 

Очень важно не нарушить правила стока и условия пользования контентом, иначе это также трактуется как нарушение авторских прав. 

Как правообладателю защитить свои права 

В ситуации, когда предприниматель создал для маркетплейса свой собственный контент, стоит позаботиться о том, как его защитить от незаконного использования. Если речь идёт о фотографиях, то желательно их подписывать, а также сохранять доказательства авторства. Это могут быть исходные файлы фотоснимков, серии фотографий, например. 

Если контент приобретался (предприниматель позаботился о легальной стороне использования чужого творчества), то желательно сохранить доказательства приобретения – договор, факт оплаты, акт приёма-передачи объекта, историю согласования изменений и т.д. Все эти обстоятельства могут стать доказательствами в споре об авторстве. 

Очень правильным и простым решением в настоящее время является депонирование произведений в специальных электронных реестрах. 

  • Депонированиеэто добровольная регистрация объекта авторского права в специальном реестре, о чём выдается свидетельство. Такие реестры ведутся не государственными органами, а частными организациями. В момент спора они готовы предоставить сведения из реестра, что на определённый момент лицо внесло сведения об объекте. 

Депонирование позволяет получить формальные доказательства авторства. Как правило, у компаний, обслуживающих такие реестры, гибкая система тарифов и возможность депонировать объекты онлайн. В случае судебных или досудебных разбирательств документы о депонировании будут одним из доказательств приоритета создания и авторства. 

Если предприниматель обнаружил использование своего контента в чужих карточках товара на маркетплейсе, он может обратиться к администрации площадки с требованием удалить его. Маркетплейс в данном случае является информационным посредником. Крупные площадки зачастую предусматривают отдельную форму/страницу для обращений правообладателей. С небольшими площадками можно связаться через электронную почту, обязательно направить обращение по юридическому адресу. 

Если маркетплейс не предпримет никаких действий (не удалит контент, не сделает запрос потенциальному нарушителю и т.д.), то можно подать в суд с требованием о взыскании компенсации можно уже к самому маркетплейсу. И такие дела уже были. 

Чем грозит нарушение авторского права

За нарушение авторских прав в России предусмотрено три вида ответственности: 

  • гражданско-правовая;

  • административная;

  • уголовная. 

В рамках гражданско-правовой ответственности потерпевший автор или правообладатель, чьи права нарушены, требует в суде возмещения причинённого ущерба. Если ущерб подсчитать невозможно, то выплаты компенсации. Размер компенсации устанавливает суд, оценивая все обстоятельства конкретной ситуации. По закону она может достигать пяти миллионов рублей. 

Согласно ст. 7.12 КоАП РФ, использование контрафактных экземпляров произведений или указание на экземплярах ложной информации о правообладателе, а также незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода могут повлечь наложение административного штрафа: 

  • на граждан в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей;

  • на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;

  • на юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей. 

За особо серьёзные нарушения с квалифицированным составом предусмотрена уголовная ответственность – лишения свободы на срок до шести лет и штрафы на существенные суммы. 

Несколько важных рекомендаций

  • Используя любой чужой контент, помните о стратегиях легального пользования объектами охраны. 

  • Всегда оформляйте отношения с подрядчиками, прописывая в договорах факт отчуждения имущественных прав на создаваемые объекты. 

  • Правильно выбирайте вид договора, заключаемого с автором или правообладателем. 

  • Принимайте меры к защите собственных авторских прав на контент, который используете при торговле на маркетплейсах. 

  • Сохраняйте любые доказательства своего авторства.

Copyright

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

19 февраля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов