Минимизируем риски: пять юридических проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации адвоката Ильдара Мухаметзянова

IT-инструменты, которые использует Ильдар Мухаметзянов

  • Консультант+
  • Федресурс
  • Pravo.ru

В работе предпринимателя достаточно много юридических сложностей. Хорошо, если есть грамотный штатный юрист или хорошая внешняя юридическая поддержка, а если нет? Тогда можно нарваться на серьёзные неприятности. Особенно это касается небольших компаний. О том, как минимизировать риски и найти выход из спорных ситуаций, порталу Biz 360.ru рассказал адвокат и основатель онлайн-сервиса юридической помощи Advostar.online Ильдар Мухаметзянов.

Досье

Ильдар Мухаметзянов – адвокат, основатель онлайн-сервиса Advostar.online. Эксперт по нейросетям и искусственному интеллекту. В настоящее время  является руководителем Уфимского центрального филиала и членом президиума Башкирской республиканской коллегии адвокатов. В 2018 году основал онлайн-сервис юридической помощи, в котором более 80 юристов отвечают на вопросы клиентов в телеграм-чате. В сервисе также активно внедряются технологии искусственного интеллекта.

Ильдар Мухаметзянов

Договор аренды с непрозрачными условиями

Не все собственники помещений заключают договоры со справедливыми условиями для всех сторон. Кто-то намеренно пропускает или не очень точно прописывает важные пункты в соглашении. А есть арендодатели, которые перекладывают существенную часть ответственности на арендатора, даже если это противоречит закону.

Конечно, в каких-то мелочах предприниматель может пойти на уступки, но есть ситуации, где сделать это либо не получится, либо выйдет себе дороже. Например, если в договоре нет чёткого распределения ответственности сторон за пожарную безопасность, то по закону её могут возложить как на арендатора, так и на арендодателя. Это будет зависеть от того, по чьей вине помещение не соответствует требованиям.

Кажется, что всё довольно справедливо, но на практике так бывает не всегда. По регламенту пожарный инспектор должен учитывать положения договора аренды. Но если в нём нет ничего про ответственность сторон за пожарную безопасность, проверяющий может на своё усмотрение решить, кому выписывать штраф.

Вот почему очень важно грамотно составлять договор аренды и подробно прописывать в нём права и обязанности всех сторон. Подумайте, справедливо ли, если арендодатель, например, не хочет менять неисправную проводку, а в договоре указано, что ответственность в случае пожара или при проверке инспекторов в любом случае возложат на вас?

Чем более прозрачно составлен договор аренды, тем лучше. Если у вас возникли сомнения в том, как составили документы юристы собственника, лучше проконсультироваться с независимым юристом, который рассмотрит ситуацию беспристрастно.

Фактические неточности в соглашениях

С арендой связан ещё один распространённый кейс: многие предприниматели сталкиваются с тем, что характеристики помещения по документам и в реальности не совпадают. По материалам от собственника всё соответствует техническим и санитарным требованиям, стороны заключают договор, а через какое-то время приходит проверка и накладывает штраф на предпринимателя.

Дело в том, что для некоторых организаций устанавливаются более строгие требования к помещению. Чаще всего это касается аптек, ресторанов, кафе, банков, магазинов оптики и ряда других бизнесов. Например, в аптеке высота потолков должна составлять не менее 2,4 метра, вход нужно оборудовать пандусом или кнопкой вызова сотрудника, а места для разгрузки товара не должны пересекаться с жилыми подъездами. За нарушение требований предприниматели расплачиваются штрафами или даже временной приостановкой деятельности на срок до 3 месяцев.

Если вы уже попали в такую ситуацию, оптимальный вариант – договориться с собственником о компенсации с его стороны (например, об устранении нарушения за свой счёт). Ведь именно он не предоставил верную информацию в документах и тем самым ввёл вас в заблуждение. Если собственник отказывается, можно потребовать решить вопрос в судебном порядке.

Бывает, что нарушения устранить очень сложно, и сторонам приходится просто разрывать договор аренды. Поэтому чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше заранее запросить у арендодателя полный и актуальный пакет документации. А все критичные моменты перепроверять самостоятельно уже на месте.

Поверхностная проверка контрагентов

Даже опытные предприниматели периодически становятся жертвами фирм-однодневок, которые оказываются банкротами, не выполняют обязательств или вовсе исчезают с деньгами в неизвестном направлении.

Если с вами случилось именно это, то, конечно, можно обратиться в суд и попытаться призвать мошенников к ответственности. Но очень часто бывают случаи, когда предпринимателям приходится довольствоваться «пирровой победой» – то есть формально суд выиграть несложно, но отыскать нарушителя и взыскать с него компенсацию практически нереально.

Поэтому лучший вариант – заранее убедиться в надёжности контрагента перед тем, как подписывать любые соглашения. Для этого как минимум нужно проверить три важных обстоятельства:

  • Не является ли потенциальный партнёр банкротом. Это можно бесплатно проверить через «Федресурс». Также актуальные задолженности доступны в «Банке данных исполнительных производств».

  • Выполняет ли партнёр обязательства перед своими клиентами и контрагентами. Эта информация доступна в «Картотеке арбитражных дел». Уточните, подавали ли другие компании претензии или судебные иски.

  • Уплачивает ли потенциальный контрагент все необходимые налоги. Сделать это можно через сервисы автоматической проверки контрагентов – например, «1СПАРК-Риски», Irbis, «Проверка бухгалтерской отчётности» и ряд других. Большинство таких ресурсов – платные, но это как раз тот случай, когда лучше потратить немного денег, чтобы сэкономить более существенные суммы в будущем.


Регистрация ООО с равными долями

Когда два предпринимателя совместно открывают компанию и регистрируют ООО, им нужно сразу же разделить уставный капитал. Если люди вложили в запуск бизнеса примерно одинаковый объём ресурсов, интуитивно верным кажется решение распределить всё поровну.

Увы, с юридической точки зрения – это ошибка. Если вы разделите уставный капитал в соотношении 50 на 50, в будущем это может привести к проблемам. Практически в любом бизнесе случаются ситуации, когда предприниматели долго спорят и не могут прийти к компромиссу по какому-то важному вопросу. В этом случае финальное решение обычно остается за тем, у кого большая доля. Но если у обоих партнёров одинаковые права, спорить можно до бесконечности – иногда даже бывает, что работа компании на этот период практически останавливается.

Поэтому желательно оставлять хотя бы минимальный перевес для одного из участников в уставном капитале. А чтобы не пренебречь интересами того предпринимателя, чья доля меньше, можно прописать в уставе организации дополнительные положения, которые закрепят не только права, но и обязанности партнёров. Например, соучредителя с большей долей можно обязать компенсировать убытки, если он настоял на решении, которое оказалось неудачным.

Раздел бизнеса при разводе

Из года в год статистика разводов ухудшается. Сейчас, например, в среднем на десять браков в России приходится семь разводов. Отдельная головная боль в этом случае – раздел совместно нажитого имущества. По закону в большинстве случаев его распределяют в равных долях между обоими супругами (если не предусмотрены другие условия в брачном договоре). Люди делят квартиры, машины, дачи и другое имущество.

У предпринимателей всё намного сложнее. Личное имущество поделить не так уж и сложно, а что делать с бизнесом? С такой проблемой, например, столкнулась одна семейная пара: по документам аптека принадлежала супруге (по форме ИП), но бывший муж претендовал на половину рыночной стоимости компании, так как вкладывал в неё свои средства.

Первые суды выиграл супруг, но другая позиция оказалась у Верховного суда. Дело в том, что в гражданском праве нет такого объекта имущества как «бизнес». Разделить можно только активы, которые ИП приобрёл во время брака, а также доходы от предпринимательской деятельности. В результате дело отправили на повторное рассмотрение.

В целом многие юристы сходятся во мнении, что разделить ИП крайне непросто. Чуть легче ситуация с ООО. Если супруги ведут бизнес в такой форме, можно попросить суд распределить доли в соотношении 50 на 50. Второй вариант компания остаётся за кем-то одним, а второму выплачивают компенсацию в виде рыночной стоимости половины бизнеса. Но есть свои нюансы, которые могут затянуть ход дела.

Одна из лучших рекомендаций в этом случае заключать брачный договор. В нём можно заранее прописать, как разделить все активы и доходы от предпринимательской деятельности, а также доли в компании. Если супруги составили грамотный брачный договор, то они вполне могут обойтись без долгих судебных тяжб.

Law

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал и  страницу в Facebook.

12 января 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов