«Всё достало, все достали!»: как строить деловые коммуникации без ущерба для психики и здоровья

Прочтёте за 4 мин.

«Постоянный стресс от общения может быть признаком неэффективности ваших коммуникационных привычек»

IT-инструменты, которые использует Татьяна Пшеничная

  • Tilda
  • Zoom
  • YouTube

Предприниматели вынуждены в ежедневном режиме общаться с большим количеством людей. Подрядчики, партнёры по бизнесу, потенциальные инвесторы, сотрудники, клиенты – это далеко не полный перечень лиц, с которыми приходится встречаться и что-то обсуждать. И далеко не всем людям бизнеса такого рода деловые коммуникации даются легко. О том, как снизить уровень стресса от общения «по работе», в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала практический психолог Татьяна Пшеничная.

Досье

Татьяна Пшеничная – практический психолог и предприниматель с 20-летним опытом управления бизнесом. Заинтересовалась психологией для того, чтобы улучшить собственные управленческие навыки: в то время Татьяна была совладельцем и финансовым директором компании-дистрибьютора по поставкам расходных материалов и комплектующих для офисной техники. Получила высшее психологическое образование. С 2010 года занимается частной практикой.

Татьяна Пшеничная

В чём проблема

Если предприниматель жалуется на то, что после общения с заказчиками, партнёрами или подчинёнными он каждый раз чувствует себя обессиленным и опустошённым, то это сигнал к тому, чтобы обратиться за психологической помощью. 

Как психолог и экс-предприниматель, я считаю, что люди бизнеса вполне способны сами оптимизировать своё эмоциональное состояние. Но у специалиста-психолога есть инструменты, которые человек в принципе не смог бы применить к себе самостоятельно – например, трансовые техники и некоторые другие методики. 

Даже разбор проблем в диалоге со специалистом может дать значительные сдвиги. Как мы шутим, «чтоб покрасить дом, нужно из него выйти» – психолог, скорее всего, увидит больше, чем видите вы. То есть тут вопрос в комфорте, скорости и эффективности. Если одни и те же проблемы возникают в жизни регулярно, то привлечение специалиста для «смены сценария» сэкономит время. 

Разберитесь с причинами стресса от общения

Задача психолога, к которому обращаются с трудностями в деловом общении, перейти от общих слов к конкретике. Для начала стоит выяснить, какого рода проблемы и при общении с кем возникают. Необходимо понять, в каких ситуациях предпринимателю трудно общаться, что именно вызывает у него напряжение: разногласия, невозможность донести свою точку зрения, излишние требования и т.д. 

Второй резонный вопрос: что происходит с предпринимателем в процессе коммуникации? Какие у него возникают чувства и эмоции: обида, раздражение, страх и т.д. 

Третий вопрос: как это ему мешает, что именно у него не получается? Возможны ответы «боюсь негативных реакций собеседника, поэтому не могу аргументировать свою позицию», «есть чувство, что коллеги меня не понимают, поэтому не решаюсь обсуждать с ними важные рабочие вопросы» и др. 

На данном этапе становится понятно, что проблема в общении с коллегами/клиентами состоит из двух частей: 

  • Неприятная реакция на других людей или другого человека проявляется в конкретной ситуации (раздражение, страх, чувство, что вас недооценивают или не понимают).

  • Отсутствие коммуникативного навыка (например: умение аргументировать точку зрения, умение выслушать, умение отстаивать личные границы) либо неспособность его применить

Например, запрос звучит так: «Чувствую неприязнь к заказчику, не могу в этом состоянии выстраивать аргументацию и отрабатывать его возражения по проекту». Здесь проблемой, с точки зрения психолога, является и реакция предпринимателя (у него есть чувство, которое он не хотел бы испытывать, но ничего не может с ним поделать), и то, что у него недостаточно развит навык аргументированного ответа на критику. 

Самоконтроль и тренинги

Помочь в преодолении этих проблем, помимо психолога, способны тренинги коммуникативных навыков: ораторское мастерство, soft skills, навыки аргументации и ведения переговоров. 

Не менее важно наблюдать собственные негативные эмоции и учиться их переключать. В психологии это называется «ответственность за собственные чувства». 

Лайфхак для предпринимателя или руководителя: вести список ситуаций, в которых вам дискомфортно взаимодействовать, и описывать то, как вы воспринимаете других людей, собственные эмоции и желания. Это создаст очень важную привычку: в случае любой проблемы отделять эмоции и чувства, мнение о других людях и о себе от фактов. Это поможет находить новые точки зрения на ситуацию. 

Наши привычки обижаться, бояться, испытывать гнев – часто это так называемые «базовые эмоции», возникшие в раннем детстве. Для человека, который привык чувствовать, как базовую эмоцию страх, все люди потенциально несут угрозу. Для человека, привыкшего проявлять агрессию и побеждать соперников, любой разговор потенциально приведёт к конфликту, в котором он будет стремиться победить собеседника. И так далее. 

Разумеется, эти установки психики очень влияют на ежедневное общение, и победить их без помощи специалиста трудно – речь идёт о бессознательной части психики. Но можно, по крайней мере, увидеть, какие «эмоциональные установки по умолчанию» действуют у вас, и пробовать находить альтернативы. 

Формирование новых коммуникационных привычек

Перейдём от анализа ситуации к конкретным действиям, которые помогут справиться с возникающими в деловых коммуникациях сложностями. 

Упражнение № 1. «Чего бы я хотел от собеседника?» 

Каждый раз, когда вы раздражены или обижены на собеседника, задайте себе вопрос: «Что должен был бы этот человек (подчинённый, коллега, заказчик) сделать, чтобы вам было комфортно?» Вы удивитесь, что в голову начнут приходить достаточно нелепые и странные мысли. Вы столкнетесь с очень наивными, детскими ожиданиями. Например: «я хотел бы, чтоб заказчик всегда мне улыбался» или «хотелось бы, чтобы клиент всегда был доволен мной и моей компанией». 

Упражнение № 2. «Легко ли со мной?» 

После сложного разговора, в котором вам было нелегко с оппонентом, подумайте: было ли ему легко с вами? Скорее всего, обнаружится, что не только вы, но и ваш собеседник тратили друг на друга ресурсы. Подумайте, что вы, без отказа от своих целей, могли делать по-другому, чтоб собеседнику стало легко с вами. 

Упражнение № 3. «Моделирование альтернативного себя» 

Вообразите, что существует кто-то, кто на вашем месте легко справился бы со сложным разговором и провёл бы его эффективно, сдержанно, доброжелательно, результативно. Непосредственно перед встречей представьте, как этот человек («модель») будет вести себя, что будет говорить, каким тоном, как реагировать на собеседника. Во время самих переговоров постарайтесь сохранить это ощущение «присутствия» вашей новой модели. Вы заметите, что ведёте себя спокойнее и достигаете результата легче. 

Это упражнение может казаться странным. В нём задействуется фантазия, творческое воображение, интуиция – такие вещи, о которых человек, может быть, никогда и не задумывался. Но именно поэтому эта практика эффективна (потому что задействовано то, что никогда раньше не использовалось). В общем, странность здесь не минус, а большой плюс. 

P.S.

К предложенным тренировкам следует относиться так же, как к наработке любых других бизнес-скиллов: работаем на результат – кто-то обучается быстрее, кто-то медленнее. 

Вы – предприниматель и привыкли обучаться и добиваться цели. Обучение приёмам самоконтроля отличается только тем, что вы имеете дело не с цифрами или процессами, а с самим собой. Сначала появляется привычка отрабатывать каждую неприятную ситуацию, потом вы привыкаете видеть себя со стороны и понимать поведение других людей. 

По опыту, регулярная практика в течении одного-двух месяцев даёт очень серьёзный результат.

Татьяна Пшеничная

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

01 июля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов