К моменту корона-кризиса в школе программирования CODDY уже был опыт работы в онлайне - часть индивидуальных занятий проходила удалённо. Но даже с таким опытом полный переход в онлайн дался компании нелегко – команда проекта несколько дней интенсивно тестировала технологию, создавала методические материалы и активно коммуницировала с родителями учеников. В итоге всё получилось – выручка проекта просела, но не критично, и при этом удалось сохранить команду. О том, с какими сложностями пришлось столкнуться при переходе в онлайн, порталу Biz360.ru рассказала основатель школы CODDY Оксана Селендеева.
Оксана Селендеева, предприниматель из Москвы, основатель международной школы программирования для детей
CODDY. Около 17 лет работала маркетологом в компаниях МТС, Pepsico, Ericsson, банках «ЮниКредит» и «Сбербанк». Школу программирования CODDY основала в 2016 году, находясь в декретном отпуске. Сейчас проект работает в 123 городах в 8 странах мира (Россия, Беларусь, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, США и Украина). Для детей в возрасте от 3 до 18 лет ведётся обучение по 75 направлениям.
Наша школа представлена в 123 городах. Только в Москве у нас 45 площадок, самые крупные из которых за выходные посещает в среднем 350 детей. Наши занятия проходят как в офлайне, так и онлайн. Ещё три года назад мы запустили индивидуальные онлайн-уроки - их ведут самые звёздные и опытные преподаватели.
Первые признаки наступающего кризиса, связанного с коронавирусом, мы почувствовали в конце февраля–начале марта. Родители начали беспокоиться и сомневаться: стоит ли водить детей к нам на занятия. Практически в это же время занервничали некоторые наши партнёры, на территории которых мы проводили занятия.
Мы с коллегами стали обсуждать, что делать. Сначала связались с родителями каждого ученика и спросили, как им удобней заниматься - онлайн или офлайн. Кто-то хотел продолжить заниматься офлайн, но многие сказали: «Или онлайн, или вообще не будем ходить».
Так ещё до карантина у нас некоторые группы разбились на две части. Из-за этого нагрузка на каждого преподавателя сильно увеличилась: для части учеников специалист вёл занятия в офлайне, а для другой части - онлайн. В таком формате мы работали две недели.
Когда наступил режим самоизоляции, у многих началась паника – как у франчайзи, так и у родителей. В наших чатах в WhatsApp творился какой-то ужас: слухи, сплетни. Это длилось несколько дней. К счастью, преподаватели так себя не вели, они ждали указаний.
Я написала подробное письмо партнёрам-франчайзи с чёткой пошаговой инструкцией по переходу в онлайн. Её мы вместе с командой разработали за 4 дня. По сути, мы составили три инструкции: для партнёров, родителей и преподавателей, которых тоже пришлось обучать работе в онлайне. После этого паника и слухи прекратились.
В каждой из инструкций мы подробно «разложили» шесть вариантов перевода групповых занятий в онлайн. Выбор конкретного варианта зависел от того, какой именно курс проходят ученики. Софт в программах, которые изучают дети, отличаются, и требования к ним тоже разные. Например, в курсе по игре Minecraft должно быть подключение к серверам - это как платформа в платформе.
Основные платформы, которые мы использовали для онлайн-работы – Discord (мессенджер с поддержкой видеоконференций), Hamachi (программа для построения сети) и ряд других. Обучение программированию – это не просто «сидит человек и что-то рассказывает». У преподавателей должен быть доступ к компьютерам детей, чтобы помогать им писать код. Именно поэтому Zoom для нас был одним из последних вариантов, а Skype даже не рассматривали.
Все рекомендации перед тем, как выдать их партнёрам и родителям, мы протестировали. Собрали несколько групп наших учеников разного возраста по различным предметам. Для них провели получасовые занятия, на которых смотрели, что удобно и неудобно, какие возникают сложности. Исправили ошибки, протестировали на учениках ещё раз. И так – пока не довели до ума. На весь этот процесс у нас ушла всего неделя.
В целом переход в онлайн прошёл хорошо. Возникли небольшие шероховатости, которые мы быстро исправили. Больше всего вопросов было у преподавателей, которые ведут курс «Графический дизайн» и используют Photoshop, Adobe Illustrator и другие программы. Но проблемы были мелкие – ничего критичного.
Конечно, такой чёткий переход в онлайн – в первую очередь заслуга коллектива. Я просто давала команды директорам, менеджерам, руководителям проектов. А они это всё классно и дисциплинированно выполнили, грамотно поговорили с преподавателями, успокоили их, дали им все необходимые инструменты. Здесь самое важное – не столько технические моменты, сколько психология.
В итоге большинство преподавателей сказали, что онлайн – это так же интересно и продуктивно, как офлайн. Таких комментариев от них было много, я этому сама удивилась. Они переступили пороги неуверенности и страха, увидели преимущества в новой форме занятий и стали получать удовольствие.
С переходом на онлайн тяжелее всех было малышам в возрасте 5-6 лет. Поэтому группы, в которых было по 10 человек, сократились до 4-5 участников. Конечно, это всё индивидуально. Моей дочери 5 лет, и она спокойно занимается, хотя ей на первых занятиях было некомфортно. Но с ребятами от 7 лет и старше всё прошло без особых проблем.
К сожалению, не все партнёры смогли легко начать работать онлайн. У франчайзи возникли две основные проблемы, которые мы не можем решить никакими инструкциями. Первая – у некоторых учеников нет дома интернета или компьютера. Вторая проблема – финансовая. Часть родителей потеряла работу, а некоторые настолько боятся остаться без средств к существованию, что не рискуют тратить вообще ни на что. Подобные проблемы у нас практически во всех регионах – даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск.
По финансам тем не менее всё оказалось не так критично, как я опасалась. В конце марта отток учеников составил всего 0,6%. А в апреле произошёл рост - на 14,6% по отношению к марту и на 62% по отношению к апрелю прошлого года. Количество групповых занятий в апреле уменьшилось по сравнению с мартом на 20,6%. Но вместе с тем увеличилось число персональных онлайн-занятий – на 128,9%.
Общая выручка CODDY упала на 19,5%. Это нормальные цифры, исходя из ситуации – всё могло быть намного хуже. Некоторые компании на нашем рынке говорят, что просели всего на 10%. Другие утверждают, что привлекли 300 новых учеников за 2 недели. На мой взгляд, это всё неправда: ничего подобного даже теоретически быть не может.
Если говорить про наши расходы, то, к счастью, сейчас мы не платим за аренду помещений, в которых проводили занятия. Часть этих площадок – офисы IT-компаний, которые являются нашими партнёрами. Они предоставляют нам переговорные комнаты по выходным дням, и мы там занимаемся. Остальные площадки (чуть больше половины от общего количества) мы берём в почасовую аренду или договариваемся на процент от выручки.
Наш офис находится в арт-кластере Artplay в центре Москвы. За месяц до вируса (в конце февраля) я заметила, что наши сотрудники стали реже ездить в офис и больше работать из дома. И я решила, что мы временно прекратим снимать это помещение. Так что в этом смысле для нас всё очень удачно совпало – мы не платим за офис с марта.
Нам удалось сохранить всех наших преподавателей. Людей из тех регионов, где уменьшилась активность, мы привлекли к онлайн-занятиям для Москвы или других городов. Офисную команду из 15 человек мы также не сокращали. При этом мы никому не урезали зарплаты, а они у нас хорошие. Правда, очень узкой части сотрудников зарплату за февраль выплатили только сейчас, в конце апреля. Но почти все отнеслись к этому с пониманием. Мне в личку часто пишут сотрудники: «Мы представляем, как вам сложно. Держитесь, а мы сделаем всё от нас зависящее». Я им за это очень благодарна.
В сумме наши расходы не изменились. Основная их часть, помимо зарплат – это продвижение и развитие. Мы почти закончили перевод сайта на французский язык. Это заняло полтора месяца и обошлось нам в серьёзную сумму. Я всегда стараюсь стратегически выстраивать развитие, а такие проекты нельзя сделать мгновенно, «когда петух клюнет». Казалось бы, сейчас надо экономить. Но останавливать развитие опасно – за это можно поплатиться.
В марте-апреле мы запустили много новых рекламных каналов. Но после их анализа выяснилось, что около 90% новых клиентов дают органическая выдача и рекомендации. Сейчас у нас вопрос, тратиться ли на контекстную рекламу в мае. Бюджеты на неё немаленькие, и мы теперь сомневаемся в её необходимости.
По условиям обучения, программам и оплате мы ничего не меняли. Все цены остались прежними. Но чтобы родителям было психологически легче, мы разрешили оплачивать занятия разово. Часовое занятие в мини-группе из двух-пяти человек стоит 750 рублей, а персональное – 1000 рублей. Такие же цены у нас были и в офлайне.
К сожалению, некоторые компании на нашем рынке начали предлагать бесплатные занятия. Сейчас с этим уже более-менее нормально. Но в начале кризиса многие побежали на рынок с криками: «Мы открываем бесплатный доступ – пользуйтесь!» Они делают это в поисках лидов. Но это просто недальновидно! Им очень сложно будет объяснить клиентам, почему раньше было бесплатно, а теперь вдруг стало платно.
Если честно, меня такой подход просто бесит. Он обесценивает продукт как таковой и формирует неправильное потребительское поведение. Из-за этого многие родители начинают требовать: «сейчас карантин – дайте нам бесплатно». Microsoft почему-то не дарит свои программы из-за коронавируса, а Apple не даёт бесплатный доступ к музыке. Они ценят свой продукт и не хотят рушить рынок.
В первое время после перехода на онлайн у нас были возражения от родителей, но мы держали оборону. Иногда нам говорили: «Вы же сейчас за аренду не платите, почему не снижаете цену?» Но родители не знают структуры наших расходов, как они могут так говорить? Мы не проводим вебинары в записи, каждое занятие ведёт живой преподаватель. У нас не уменьшились ни трудозатраты персонала, ни оплата педагогам, ни расходы на развитие.
Кризис «раскрывает» людей за короткое время: это идеальный момент, когда можно увидеть настоящего человека. Это проверка на вшивость для всех: преподавателей, подрядчиков, партнёров. Надо сказать, эту проверку прошли почти все. Сейчас в моём списке есть всего три-четыре сотрудника, с которыми мы расстанемся ближе к сентябрю. Но позитивных вещей от команды и партнёров я вижу больше, чем негативных.
Думаю, что после окончания режима самоизоляции люди начнут ещё больше ценить живое общение. Поэтому многие проекты, которые сейчас «нахлебаются этих онлайнов», забудут про них навсегда. Но при этом часть рынка останется в онлайн-формате и будет в нём как рыба в воде.
Конечно, мы будем развивать офлайн, потому что для детей это очень важно. Также важно, что мы проводим занятия в IT-компаниях. Туда приходят не только за знаниями, но и за атмосферой. Для наших учеников офлайн – это единомышленники, тусовка, дружба.
В ближайшие несколько месяцев на рынке детского образования почти ничего не изменится. Самая страшная проблема – снижение доходов населения. Количество клиентов уменьшится, и за оставшееся количество учеников будут бороться одни и те же игроки на рынке. И здесь преимущество – у крупных компаний, которые могут позволить себе тратить крупные бюджеты на маркетинг. Уверена, что крупные устойчивые компании с широкой разветвлённой сетью останутся на рынке. Может, доходы станут меньше – ничего страшного, переживём.
Многие небольшие кружки для детей раньше не занимались контекстной рекламой, поисковой оптимизацией, соцсетями, пиаром. На мой взгляд, они просто не смогут выделяться в условиях возросшей конкуренции. И они в лучшем случае останутся небольшими офлайн-кружками по месту жительства.
При общении с другими предпринимателями я говорю: «Без паники. Нам есть, где жить, на что сходить в магазин – и хорошо. Главное – что мы в больнице не лежим. Если вы раньше развивались, почему вы сейчас не будете развиваться?» Мы всё равно будем чем-то заниматься. Жизнь на этом кризисе не останавливается. Тем более в XX–XXI веках мы уже сколько всего перетерпели. Неужели ещё с одной проблемой не справимся?
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».