Одни предприниматели создают собственное дело и развивают его на протяжении долгих лет, а то и всей жизни. А другие предпочитают покупать готовый и работающий бизнес, который кто-то отстраивал до них. Такие покупатели хотят получить хороший актив, который будет приносить больше прибыли, чем проблем. О том, как выбирать бизнес для покупки и на что обращать внимание при подготовке сделки, бизнес-брокер Даниил Гамаюнов рассказал порталу Biz360.ru.
Даниил Гамаюнов – бизнес-брокер. Получил высшее образование в РГУ нефти и газа им. Губкина. В строительной сфере прошёл путь от менеджера до владельца собственного бизнеса. Сейчас помогает предпринимателям продавать готовые бизнесы: производства, рестораны, пекарни и многое другое. Провёл более 80 успешных сделок.

Часто, когда я работаю с клиентами как бизнес-брокер, мысленно ставлю себя на их место и задаю себе вопрос: а если бы я сам покупал бизнес, на что бы я смотрел? Какие факторы для меня были бы приоритетными? На основании чего я бы принимал решение?⠀
Важно понимать, что у каждого человека свои критерии выбора. Кому-то важна автономность, кому-то – быстрый срок окупаемости. Кто-то хочет, чтобы бизнес был красивым и эстетичным, а кто-то ориентируется на потенциал роста в выбранной нише.⠀
Я бы рекомендовал предпринимателям обратить внимание на следующие ключевые, по моему мнению, параметры при выборе бизнеса.
Потенциал развития
Важно видеть, куда бизнес может расти.
Например, среди объектов продажи у нас есть раскрученный магазин на Wildberries, который торгует товарами из Китая. Это бизнес с потенциалом миллиардных оборотов. Его можно масштабировать, выстраивать систему, запускать линейку товаров, расширять логистику и т.д.
А вот, скажем, школа танцев – это прекрасный бизнес, но он ограничен локальной аудиторией и физическими ресурсами. Потолок прибыли там – 1,5 млн рублей в месяц. У магазина на маркетплейсе потолок гораздо выше.
Живучесть бизнес-модели
Рекомендую обращать особое внимание на устойчивость. Будет ли работать этот бизнес через три, пять или десять лет?
Опять же, магазин на Wildberries. Эта платформа развивается, аудитория растёт, люди продолжают покупать на маркетплейсах. Китай – стабильный деловой партнёр, никто не может конкурировать с ним по ценам и ассортименту. Найти там качественные товары – вопрос навыка, а не удачи.
Плюс, сегмент товаров. Майки, носки, полотенца, чашки – это то, что будет нужно всегда. Это не модный тренд, как спиннеры или антистрессы, а вечный спрос.
Сравните это, к примеру, с производством йо-йо: модно, хайпово, но быстро проходит.⠀
Понимание логики бизнеса
Тут всё субъективно. Например, кто-то любит предприятия сферы общепита, а кого-то пугают нюансы этой индустрии: просчёт себестоимости блюд, контроль сроков годности, контроль качества, управление персоналом и т.д.
Кому-то больше импонируют производственные бизнесы: есть продукт, есть рынок, есть расчёты. Есть возможность оценить рентабельность, просчитать закупку оборудования, выстроить каналы сбыта и запустить всё по стратегии. И эта логика им более близка.
После того, как стало понятно, что именно для предпринимателя важно, предлагаю искать подходящие варианты готового бизнеса.
Этап №1: поиск по специализированным площадкам
Стоит зайти на специализированные сайты по продаже бизнеса (Beboss, Bonplan, Biztorg и другие) и настроить фильтры:
-
категория бизнеса;
-
бюджет на покупку;
-
география.
Этап №2: первичный прозвон
Далее нужно изучить информацию о компаниях из открытых источников, а также созвониться со всеми продавцами, чьи бизнесы подходят под фильтры, и просто общаться. Задавать вопросы, уточнять данные, вносить всю информацию в таблицу.
Поверьте, собственники бизнеса обожают рассказывать про своё дело. Если задать нужные вопросы, можно узнать очень много полезного.
Конечно, верить только на слово не стоит. А потому стоит проверить понравившиеся проекты – правда ли всё то, что о них рассказали их нынешние владельцы. Изучите сведения о бизнесе в сервисе «СПАРК», проверьте в картотеке арбитражных дел, участвует ли компаний сейчас в судах, просмотрите публикации в СМИ. Так у вас получится более объективная картина о делах в компании.
Этап №3: отбор и встречи
Из всех вариантов выберите пять самых интересных и договоритесь о личной встрече. Тут уже важно не только смотреть на цифры и документы (что обязательно), но и оценить самого владельца бизнеса.
Очень важный момент: продавец = бизнес. Я никогда не куплю бизнес у человека, который мне не нравится, вызывает недоверие или неприятие (разве что это бизнес с твёрдыми активами по очень привлекательной цене).
Почему это важно? Потому что очень часто бизнес – прямое отражение своего владельца (пишу, исходя из личного опыта). Если человек системный, честный, адекватный и харизматичный – у него и бизнес будет похожий: работающий, логичный, сильный.
Этап №4: принятие решения
Главное в этом процессе – сохранить баланс. Цифры, документы, аудит – это всё, безусловно, важно. Но интуиция и внутренние ощущения тоже имеют значение.
Идеальное решение рождается на стыке логики и чувств. И если вдруг вы, пройдя все этапы, решите отказаться от покупки – это тоже одно из решений.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».