Качество строительных и ремонтных работ в сфере B2B часто становится спорным моментом в отношениях между исполнителем и заказчиком. Одна сторона – подрядчик – утверждает, что выполнила всё в рамках договора, но результат не устраивает другую сторону – заказчика. По этой причине заказчик отказывается принимать работы и оплачивать их. О том, как в этой ситуации подрядчику получить оплату по договору, основатель юридической компании «Прагмат» Эдуард Калинкин рассказал порталу Biz360.ru.
Эдуард Калинкин – основатель и директор юридической компании «Прагмат». Окончил финансовый университет при правительстве РФ. Работал помощником депутата Госдумы РФ, затем – в юридическом консалтинге. В 2019 году основал собственную юридическую фирму.

Первое, что нужно сделать – документально подтвердить, что работы выполнены в соответствии с договором и в полном объёме. Нужно составить акт сдачи-приёмки с применением стандартной формы КС-2 или той, что прописана в договоре. В акте следует чётко указать, какие работы выполнены и в какие сроки, а также отметить их соответствие проектной документации.
Готовое уведомление необходимо направить заказчику. Желательно вручить его лично под подпись или же отправить заказным письмом с описью вложения. В уведомлении должен быть указан разумный срок для подписания акта (как правило, от 7 до 10 дней).
Если заказчик не является на приёмку или отказывается подписывать акт, то подрядчик вправе сделать это в одностороннем порядке, зафиксировав отказ. Односторонний акт подписывается с участием независимых свидетелей (например, представителей СРО – саморегулируемой организации профессионалов, контролирующей деятельность предприятий в строительной сфере, или других подрядчиков).
Важный момент: если заказчик, что называется, «пропал с радаров» и не отвечает на уведомления, то, в соответствии со ст. 753 ГК РФ, через 10 дней работы считаются принятыми по умолчанию.
Заказчик может отказаться от приёмки по двум причинам. Первая – когда работы действительно выполнены с недостатками. В этом случае заказчик обязан предоставить письменный мотивированный отказ с указанием конкретных дефектов. Со своей стороны, подрядчик должен либо устранить недостатки и сдать работу повторно, либо доказать, что дефекты несущественные.
Вторая причина – заказчик уклоняется от оплаты без веских оснований. Если претензии необоснованны, подрядчик вправе требовать оплаты через суд. В таком случае пострадавшей стороне потребуется запросить у заказчика письменное обоснование отказа.
Прежде чем обращаться в суд, нужно попытаться решить вопрос мирно, начав этот процесс с составления претензии. В ней следует указать сумму долга, сроки оплаты по договору, а также сослаться на акты выполненных работ. Отправляя документ, необходимо приложить к нему копии договора, уведомлений о приёмке и переписки с заказчиком, подтверждающей договорённости.
Как правило, разумный срок для добровольного исполнения финансовых обязательств составляет одну-две недели. Если заказчик игнорирует претензию, можно предложить ему рассрочку или скидку: в ряде случаев это помогает быстрее получить деньги.
Важный момент: чтобы повысить шансы на успех, важно ещё на этапе договорённостей разъяснить заказчику, что подписание акта не лишает его права на предъявление претензий с точки зрения качества. Вместе с тем, заказчик должен быть в курсе, что даже обнаружение недостатков в ходе приёмки объекта не даёт ему права полностью отказаться от подписания документов и оплаты выполненных подрядчиком работ.
Если не помогли переговоры, то, к сожалению, путь один – обратиться в суд. Правильно подготовиться к процессу поможет тщательный сбор доказательств: договор, акты, переписка, фото- и видеофиксация работ и так далее. Если отказ от оплаты вызван спорами о качестве услуг, следует добавить к этому перечню заключение независимой экспертизы.
Правильно рассчитанная сумма иска включает в себя основной долг, неустойку (обычно от 0,1 до 0,3% за каждый день просрочки), а также судебные издержки – такие как госпошлина, экспертиза, услуги юриста. Если заказчик является физическим лицом, то готовый иск подают в районный суд, если юридическим – в арбитражный. После того как суд вынесет решение, необходимо получить исполнительный лист и передать его приставам или же напрямую – в банк заказчика.
Продажа долга коллекторам или факторинговой компании
Это работает следующим образом: по договору цессии подрядчик уступает право требования долга специализированной организации. После этого часть суммы возвращается ему сразу, а остальное – после взыскания. Преимущество этого варианта заключается в том, что можно быстро получить деньги, как говорится, без суда и следствия, не затрачивая время на работу с приставами.
Вместе с тем, подобные компании приобретают долги не просто так, а с существенным дисконтом, поэтому часть денег, изначально причитавшихся подрядчику, непременно осядет в чужих карманах. Как правило, профессиональные сборщики долгов выкупают их за сумму, составляющую от одной трети до половины долга. Кроме того, существует риск окончательно испортить отношения с заказчиком, поскольку коллекторы могут действовать агрессивно.
Уступка требования (цессия) другому контрагенту
Если заказчик, к примеру, должен вам и одновременно является должником вашего партнёра, то можно перевести долг на него. Однако если такая уступка не была предусмотрена договором, придётся оформлять трёхстороннее соглашение между подрядчиком, партнёром и заказчиком.
При «исчезновении» заказчика следует, в первую очередь, произвести розыск его имущества: проверить наличие недвижимости или транспортных средств с помощью Росреестра и ГИБДД, а также через суд заказать в ФНС справку о счетах. На всё это суд вправе обратить взыскание, если добровольного погашения долга не произошло. Если имеются признаки мошенничества по ст. 159 УК РФ, к делу можно подключить полицию, подав соответствующее заявление.
Если долг превышает 2 млн рублей, можно обратиться в суд с заявлением о банкротстве заказчика. В этом случае подрядчик будет включен в реестр кредиторов, что предусматривает получение следующих шансов на возврат денежных средств:
-
первая-вторая очередь (если имеется залоговое имущество);
-
третья очередь (обычные требования) – выплаты зачастую составляют менее 10% от суммы долга.
Если заказчик – индивидуальный предприниматель, то подрядчик вправе запросить взыскание средств из его личного имущества.
-
Финансовая «подушка безопасности». Во избежание возможных будущих разногласий подрядчику разумно включать в договор как минимум авансовые платежи в размере 20-30% – для покрытия затрат на материалы. Кроме того, законом предусмотрено так называемое гарантийное удержание денежных средств (обычно 5-10% от суммы договора, которые возвращаются заказчику после приёмки работ). А при наличии технических возможностей можно включить в документ пункт об удержании объекта строительства до проведения полной оплаты.
-
Страхование рисков. Ряд банков предлагает оформление страховки от неуплаты по договору (продукт «Кредитная гарантия» и т. п.). Обычно дополнительные расходы на такие процедуры несёт подрядчик и учитывает их при расчёте стоимости работ. Но они могут оплачиваться и заказчиком, если это прямо предусмотрено контрактом или госзаказом. Главное – чётко прописать в договоре, кто и какие риски страхует, и за чей счёт, чтобы избежать споров.
-
Тщательное и подробное ведение «протокола» реализации договорённостей. Помимо указания в договоре чётких критериев приёмки, штрафов за необоснованный отказ от подписания актов и других нюансов, следует фиксировать каждый этап выполнения работ. Не ленитесь делать фото- и видеоотчёты и регулярно отправлять их заказчику, получая обратную связь, сохраняйте все чеки и накладные, а также по возможности подписывайте промежуточные акты.
-
Проверка репутации заказчика перед заключением договора. Во избежание правовых рисков желательно вступать в договорные отношения только с заказчиками, надёжность которых можно подтвердить документально. К примеру, обратившись к общедоступным источникам данных – таким как ЕГРЮЛ, ЕФРС или сайт ФНС, либо запросив информацию напрямую у контрагента.
-
Если заказчик отказывается принимать и оплачивать работы, главное – действовать уверенно и последовательно.
-
Для начала необходимо зафиксировать выполнение работ и попытаться урегулировать спор мирно.
-
Если это не помогает – обратиться в суд. Чем лучше подготовлена документальная база – тем выше шансы на успех.
Если ситуация сложная (например, при банкротстве контрагента) – лучше всего, не затягивая, обратиться к юристу, который специализируется на строительных спорах. Чем раньше и активнее вы начнёте защищать свои интересы – тем больше времени сэкономите, и тем реальнее будет возврат денежных средств и, быть может, и восстановление добрых отношений с заказчиком.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».