Лиза Чернобай, хрупкая и талантливая девушка из Петербурга, создаёт витрины, похожие на волшебные миры – в них живут миниатюрные человечки, разворачиваются захватывающие события и происходят удивительные трансформации. На сайте своего проекта «Мастерня» Лиза позиционирует себя так: «Художник, скульптор, инженер, механик и просто девочка. Живу, чтобы творить». О том, что такое арт-витрины и как они могут продвигать заведение лучше всякой рекламы, Лиза Чернобай рассказала порталу Biz360.ru.
Лиза Чернобай, 27 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель компании
«Мастерня» (оформление витрин магазинов и ресторанов). Образование: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (специальность – «радиотехнологии связи»). В 2015 году получила премию «Молодой предприниматель Санкт-Петербурга» в номинации «Производство».
Всё началось, когда я училась в университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича на радиосвязиста, и мне с шестой попытки надо было сдавать математический анализ. Я пыталась найти достойное оправдание нежеланию учить «матан». Тогда я включила «Чарли и шоколадная фабрика» и сделала свой первый миниатюрный домик, это был магазин мороженого. Смотрю: человечков не хватает, а потом ещё и улицу добавила. С тех пор не могу остановиться.
Да, чего только не выдумаешь, чтобы не учить «матан»! Его, как вы догадываетесь, я так и не сдала. Меня тогда - а это было семь лет назад - как кувалдой по голове ударило: жизнь разделилась на «до» и «после». Я бросила универ, и с головой ушла в свои домики и «островки» - так я называю тематические композиции с миниатюрными человечками. Сейчас я делаю их в свободное время для души, а также использую в оформлении витрин и интерьеров, что на сегодня является моим основным профессиональным интересом и бизнесом.
Первый заказ на витрину появился в 2013 году и весьма неожиданно - моя сестра, иллюстратор Тома Чернобай в «Открытой библиотеке» познакомилась с директором петербургского книжного магазина «Подписные издания». Михаил, выслушав историю о нас, предложил оформить новогоднюю витрину для магазина. На следующей встрече мы с важным видом озвучили гонорар, забрали его и исчезли на месяц. Любимый заказчик!
В итоге мы сделали с сестрой бумажную витрину: небольшая история о «Голубой стреле» по мотивам сказки Джанни Родари, моей любимой с детства, я даже помню изумительные иллюстрации в книге. Мы добавили своих персонажей, придумали свой паровозик «Голубая стрела», на котором игрушки перед новым годом сбежали из магазина к бедным детям.
С тех пор я каждый год делаю «Подписным изданиям» новогодние витрины, меняется только тематика и техника. В 2017 году, к примеру, это была уже не бумажная, а объёмная витрина с человечками. А лица помощников Санты я вылепила похожими на реальных сотрудников магазина: кто-то читает книгу, кто-то стоит, задумавшись, у мольберта, кто-то за кассой пробивает чек, а один - мой любимый злобный эльф - тайком подсовывает крысу в подарочную коробку... И кому она достанется?
Узнают обо мне по сарафанному радио - сначала благодаря моей большой творческой семье и друзьям-знакомым, а сейчас меня хорошо знают по работам. Никакой рекламы я не использую, кроме постов в Instagram, Pinterest, Facebook. Когда только «раскручивалась», работала в прямом смысле - за еду. Я договорилась с ребятами из кафе-бара «Фартук», которых впервые видела, что сделаю в интерьере для их шикарной длинной кирпичной стены что-то за бесплатный пожизненный кофе и сэндвичи. Что именно - я не сказала. Им понравилось предложение.
На протяжении двух месяцев я приходила к ним, брала свой обещанный кофе и скрывалась в неизвестном направлении. Под конец ребята стали немного нервничать. В день Х я сложила миниатюрные островки в красивые коробочки, перевязала атласными ленточками, запихнула в легендарный мусорный пакет из «Абердина». Я долго жила на Литейном проспекте и внизу был бар «Абердин». И каждый раз, когда заканчивала проект, я спускалась к ним с вопросом: у вас есть мусорные пакеты? А они супергигантские были, таких в магазине не купить.
Вот я и приехала в кафе с огромным мусорным пакетом. Они, не подозревая, что я им привезла, достали 16 коробочек, распаковали. Ну, что сказать. Мои щеки горели от смущения, а они кричали от восторга! Все островки объединены стилем и цветом, но на каждом течёт своя жизнь: джентльмен прогуливается с собачкой, дворник сметает листья, к кому-то приехал фургончик с мороженым. Это была самая фантастическая сдача проекта.
Ещё мои человечки - ни много, ни мало, а 100 штук! - живут в интерьере магазина Bosco Family на Невском проспекте в Петербурге. Кстати, это был мой первый в жизни настоящий договор, который я собственноручно подписала, - такая путёвка во взрослую жизнь. И я радовалась как маленький ребёнок!
В Петербурге есть ещё моя витрина в баре «Траппист» - о том, как варится пиво в миниатюре. Её смонтировали даже после ремонта, хотя это такой кропотливый труд!
Я никогда не считала, сколько всего я витрин и интерьеров оформила - штук 30 наберётся точно.
В 2015 году ко мне обратились из магазина Freedom Store. Хотели витрину. Я предложила сделать механический комикс, они дали мне один месяц на реализацию. А я до этого никогда не работала ни с деревом, ни с механизмами! Но этот проект оказался поворотным. Это моё детище и сокровище. Моя первая командная работа, первое управление процессом и создание своей мастерской.
Приятель выделил мне место на складе в промзоне. Я только когда собрала первый бокс, осознала размах своей идеи и начала паниковать - всё приходилось делать впервые - ужас! Ко мне присоединился плотник, он по ходу и объяснил, как работать с деревом. С механикой разбиралась сама - очень интересно, готова была сутками напролёт учиться. В основном - по учебнику физики. С подсветкой помогал профессиональный осветитель.
Помню, работали сутками. Сейчас я бы всё в десять раз быстрее сделала. Сам комикс получился 3 на 5 метров, в нём десять боксов, каждый рассказывает кусочек истории, которые складываются в одну большую историю с кульминацией и хэппи эндом.
После механического комикса я и решила открыть «Мастерню». Ударение, кстати, не на последний слог, а на второй! Только производственники правильно называют. Есть даже шутка профессиональная: «У меня пока ещё мастЕрня». «МастернЯ» - это когда уже всё совсем плохо. Само название - просто производное от слова «мастерская». Мне часто звонили, спрашивали - где я нахожусь, а я отвечала, что в мастЕрне. Так оно и прижилось.
В том же 2015 году я стала победителем конкурса «Молодой предприниматель Санкт-Петербурга» в номинации «Производство» - за хорошую организацию работы в мастерской и оптимизацию производства.
Если коротко, то суть моей оптимизации - всё делать самой. Ну, это утрированно, конечно. У меня всё было чётко: минимум рабочей силы, и максимум распределения обязанностей среди сотрудников и соблюдения ими сроков. Буквально чертила график, таблицы, где все было расписано досконально. Работало как часы!
Когда родилась «Мастерня», у неё было своё место - в промзоне на Кожевенной линии в Петербурге. Мой знакомый брал с меня по минимуму - 35 тысяч рублей в месяц за 120 квадратных метров. У меня были сотрудники по найму - четыре человека: два краснодеревщика, светотехник и мой помощник, если требовалось что-то отвезти-привезти, также он занимался закупками материалов. Отбирала команду тщательно, упорно. Светотехника, который мне раньше помогал с законами Ома и светоидами, долго переманивала к себе.
Мастерская просуществовала около двух лет. Недавно я отказалась от своего производства. Тяжело девушке приходится на производстве.
Сейчас чувствую свободу. Когда получаю заказ, дизайн-проект придумываю сама, а на производство отдаю знакомым мастерам - они знают все мои требования, я только контролирую их работу. При необходимости я открываю временную мастерскую - сборочный цех - то есть снимаю помещение на месяц-два, привожу оборудование. Моё оборудование сейчас раскидано по друзьям, в разных местах: торцовочная пила, циркулярная пила, перфоратор, шуруповёрт, сверлильный станок, компрессор, шлифовальная машина.
Если большой объём работы - нанимаю команду. Над одним проектом могут трудиться от 2 до 30 человек. Плюсы такой схемы работы - я могу делать проекты, где угодно: в любой город поехать или даже страну. Это в планах, почему бы нет. С Москвой уже есть опыт. Оказалось, что там всё организовать проще, чем в Петербурге - и цех, и команду.
Ищу специалистов через социальные сети - люди, которые откликаются, уже с горящими глазами, хотят участвовать в проекте, учиться, творить, вдохновлять и вдохновляться. Так я сделала несколько витрин для московских ресторанов Ginza Project.
Я работаю практически со всеми материалами - бумага, дерево, металл, глина. Единственное, с чем не буду связываться, - это оргстекло и пластик. Я параноик - считаю, что это загрязняет окружающую среду. Училась я на ходу - во время работы над механическим комиксом, например. Помог друг-краснодеревщик, спасибо ему, поначалу он мне и оборудование предоставил, и азам научил. Дальше я уже сама вникала, изучала, добирала. Через интернет учусь, разбираюсь - было бы желание, а оно у меня есть.
Теперь я не представляю жизни без компрессора, например. Или шпилечник - вещь! Это такой пистолет, который аккуратненько шпильку ставит, можно забыть про дырки от шурупов и гвоздей. А шлифовальная машина - она всегда мне нужна!
Стоимость витрин от Лизы Чернобай – от 100 тысяч рублей, мини-островков с фигурками – от 15 тысяч рублей
Бумажные витрины - это, например, первые новогодние «Подписные издания» в Петербурге или новогодняя витрина-2017 для кафе-кондитерских «Буше»: получился такой Кандинский по-чернобаевски.
Объёмные витрины - это с человечками, к примеру, последние новогодние «Подписные издания». Четвертый тип - механические. Их пока две: механический комикс и механический городок для ателье тортов Cream Dream в Москве. Идея: в городе обитают чудесные люди, но их в страхе держит чудовище, которое живёт в пещере. Неожиданно, в любое время суток, гремит гром, цвет меняется на кровожадно-красный (да, спецэффекты есть!), монстр вылезает, требуя в жертву самого вкусненького ребёночка. Но тут в чудовище ударяет молния - и он падает замертво.
К этой работе подключались мои друзья-программисты, занимались платой ардуино, с помощью которой каждый моторчик крутится с нужной скоростью в нужное время. До сих пор, когда захожу в Москве в это заведение, пускаю скупую слезу умиления. Но только одну.
Сейчас у меня три-четыре заказа в месяц. Это тот объём, который я могу потянуть без спешки. Максимально моя работа может стоить до бесконечности, стартовые цены на витрину - от 100 тысяч рублей. Это сложная работа, и материалы очень дорогие. Половина стоимости проекта - это как раз материалы, на втором месте - рабочие руки. Остаётся процентов 20, это мой гонорар.
Поставщиков я искала методом проб и ошибок. Фанеру, дерево беру в Питере, а вот бумага - итальянская или испанская. Я работаю с определённой бумагой - она по фактуре шероховатая: смотрится красиво и в жизни, и на фото. И у неё изумительные оттенки цветов.
Из чего я делаю своих миниатюрных человечков (самые маленькие - по 2 см) - это секрет секретов. Самая моя большая тайна. Её можно узнать, только придя на мой мастер-класс. Я раньше из принципа не проводила мастер-классов, но меня долго уговаривали и я согласилась. И была настолько поражена, что девочки смогли сделать! Теперь, если будет большой проект, я буду знать, кого привлекать лепить персонажей.
Самое неприятное в моей работе - это монтаж витрины. Постоянно возникают технические сложности, причём, в самый последний момент. Например, как-то стена, на которой должна держаться витрина, оказалась гипсокартонная и начала отходить. Пришлось срочно выдумывать, как другим способом закреплять витрину.
Больше всего мне нравится, когда мне звонят в 12 ночи в панике: «Лиза, сделай нам хоть что-нибудь!» Золотые слова! Когда так доверяют автору, суперкруто получается. От замысла и договора с клиентом на витрину уходит примерно месяц. Само производство занимает недели две.
Сотрудничество протекает по-разному. Я не каждый заказ беру. Я придумываю всё сама, работаю в своем авторском стиле. Я не исполнитель, я создатель. Если клиенту нужно исключительно воплощение его идеи, и он в договоре намерен расписывать каждый шаг, как и что должно получиться, - это не ко мне. Я, конечно, выслушиваю пожелания и даже делаю несколько эскизов, чтобы можно было выбрать.
Вот, к примеру, с «Буше» было интересно. Креативный директор мне говорит: мы хотим чего-нибудь эмоционально-большого! Я - ага, интересно, думаю, ладно. Сделала семь или даже десять эскизов, и она потом не могла выбрать - всё понравилось. В итоге оформила две витрины в разных «Буше» - и они провисели с предновогодних дней чуть ли не до Пасхи.
Новый год у меня начинается в августе. Сейчас идут переговоры с тремя заказчиками, поэтому осень - полная загрузка. Самое пекло - ноябрь-декабрь. Неожиданно и срочно всегда кто-нибудь свалится на голову, поэтому стараюсь постоянным заказчикам всё делать пораньше - с августа.
Большинство заказов - именно новогодние витрины, чтобы создать предпраздничное настроение. Под новый год выделяют бюджеты, люди готовы тратить. А вот январь-март - мои! Заказов нет, я отдыхаю. Занимаюсь своим хобби - миниатюрными мирами с человечками.
Сейчас наиболее активная публика в Instagram, оттуда приходит больше откликов, есть ещё страничка в Facebook, но ею надо более регулярно заниматься, а вот «ВК» скорее мёртв, чем жив. У меня есть сайт, который сделал муж сестры. Там можно ознакомиться с примерами моих работ, но не всех - у меня всё руки не доходят выложить фотографии.
Меня огорчает, что у нас абсолютно не развит рынок оформления витрин. В России не хотят делать красиво в витринах (максимум - на праздники, и то далеко не на все), чтобы быть особенными, а не сливаться с общей массой. У нас не готовы платить существенные деньги за дизайнерские витрины, как это делают в Европе, где это в порядке вещей и есть отдельный бюджет на эти цели.
Там у многих кафе хочется фотографироваться как у арт-объекта! У нас же для привлечения клиентов ограничиваются вывеской «второй кофе бесплатно» или «скидка 50% на сезонное блюдо». Но ведь эти таблички никто не фотографирует, и это не выложат в социальные сети! А мимо арт-витрин не пройдут, ещё и поделятся находкой в соцсети с друзьями - вот она реклама и привлечение клиентов.
Каждая моя работа - индивидуальна, второй такой никогда не будет. И это обязательно какая-то история, можно сказать, мир в миниатюре, со своими героями, настроением и стилем. Я даже не знаю, есть ли у меня конкуренты. Ну, вот в Петербурге приходит на ум только Евгений Климов, который оформил витрину чайного магазина «Унция» на Невском - это известная кинетическая витрина в городе. А вообще дизайнерских витрин по пальцам пересчитать.
Миниатюрные домики с персонажами и тематические островки остаются моим хобби. Я сама выдумываю персонажей и их истории. Вот, например, островок с дирижёром и голубями я себе так представляю: «Все его считали... немного странным. Так как он дирижировал хором голубей». Или одинокий прилавок с лимонадом без продавца, но с покупателем. «Пожалуй, подожду», - сказал игрушечный человечек. Но ждал он вовсе не лимонад. Ему, за проведённые 5 лет в пустыне, не хватало общения. Он не подозревал, что продавец лимонада больше никогда не вернётся». Я их делаю с удовольствием, для души. Но их можно приобрести. Островки стоят от 15 тысяч рублей, раскупаются как горячие пирожки. Заказать их нельзя, можно только купить то, что в наличии. Но это, повторюсь, хобби, основное моё занятие сейчас - витрины.
Я бы хотела увеличить объёмы заказов, чтобы не одну витрину оформлять, а все окна у торгового центра, например. Такой опыт есть в ЦУМе в Москве и в ДЛТ как его филиале в Питере. Но там работает своя команда. А я пока только мечтаю о подобном заказе. Ещё я бы очень хотела ввести робототехнику в свои работы, но, боюсь, пока не потяну. Собираюсь изучить этот вопрос, буду разбираться.
Вообще, от всего, что я делаю уже семь лет, я получаю радость. И желаю всем следовать за своим сердцем и ни перед чем не останавливаться.
Как заработать на производстве барной мебели.
Как заработать на элементах декора для ресторанов и кафе.
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.