Рубрики:
  • Менеджмент
  • Финансы
  • Персоны
  • 5

Закон о персональных данных: как не нарваться на штраф по 152-ФЗ

Прочтёте за 3 мин.
26 сентября 2017

Алексей Кондратов – о новых рисках для владельцев сайтов

IT-инструменты, которые используются в проекте 152ФЗ

  • AmoCRM
  • Spark
  • Google Docs

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в федеральный закон о персональных данных (152-ФЗ), нарушение которого может чувствительно ударить по карману: штрафы выросли в десятки раз, а Роскомнадзор получил новые полномочия для возбуждения административных дел. О том, что нужно сделать, чтобы не подвергнуться штрафу, и как привести свой сайт в соответствие с законом, в своей авторской колонке рассказал сооснователь сервиса 152ФЗ.РФ Алексей Кондратов.

Досье

Алексей Кондратов, сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса 152ФЗ.РФ, специалист в области защиты персональных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса. Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

Алексей Кондратов

Что нужно сделать, чтобы не получить штраф

Если вы владелец сайта и не хотите получить штраф за нарушение закона о персональных данных, то в первую очередь вам нужно сделать следующее:

  • Убедиться, что данные пользователей хранятся на российских серверах.

  • Добавить на сайт «Политику конфиденциальности» в открытом доступе и, желательно, «Пользовательское соглашение».

  • Позаботиться о том, чтобы на всех формах, где обрабатываются персональные данные пользователей, стояла галочка согласия с политикой конфиденциальности, а в самом документе были прописаны все виды действий с данными пользователя.

  • В ряде случаев необходимо отправить заявку в Роскомнадзор о регистрации в качестве оператора персональных данных.

152ФЗ

Скопировать политику конфиденциальности –
не лучший вариант

Первое, что приходит в голову - это решить проблему самостоятельно и без затрат. Например, скачать шаблоны документов из интернета или скопировать с какого-нибудь сайта, внушающего доверие. Это вполне уместно, если вы являетесь юристом или у вас в штате есть юрист. В противном случае может оказаться так, что вы не только не решите задачу, но и добавите себе новых проблем. Ибо в этих документах есть ряд нюансов, о которых человек «не в теме» просто может не знать.

Например, вы скопировали - и даже, возможно, слегка подредактировали - политику конфиденциальности с другого сайта, а там было указано, что ваш ресурс хранит skype-идентификаторы зарегистрированных пользователей, при том, что на самом деле эти данные на вашем сайте не запрашиваются.

Подобное нарушение может повлечь штраф за обработку персональных данных, не связанную с обозначенными целями обработки этих данных. Для компании такой штраф составляет 50 000 рублей. И это лишь один из нюансов, на которые необходимо обращать внимание.

Где от вас точно потребуют
политику конфиденциальности

В последнее время без политики обработки данных нельзя, например, создать приложение на Facebook или в Slack. Требуют оформить privacy при публикации приложений на Google Play, App Store, iTunes Store. Причём, был в моей практике кейс, когда модераторы Slack, вопреки устоявшейся точке зрения, реально вычитывали текст политики конфиденциальности. Если документ взят с потолка и не соответствует реальности, то модераторы могут  обратить на это внимание.

Собственно, любой цифровой ресурс должен иметь соответствующую регламентацию, если он обрабатывает персональные данные пользователя. Например, в феврале Google разослала части разработчиков приложений письма, в которых сообщила о грядущем удалении сервисов, у которых отсутствуют данные о политике конфиденциальности из магазина Google Play.

По какому сценарию штрафует Роскомнадзор

Возможны несколько вариантов развития событий.

1. Проверка по заявлению пользователя в рамках 59-ФЗ. Владельцу сайта отправляется запрос или информация на его сайте проверяется самостоятельно. Если нет возможности установить, кто отвечает за ресурс, или если это иностранная организация без контактов и возможности связаться в ней в пределах РФ, может производиться блокировка сайта по решению суда.

Если с владельцем есть обратная связь, отправляется запрос для получения пояснений по имеющимся претензиям. Если от владельца нет ответа, за это он может быть привлечён по статье 19.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. При этом, если есть состав нарушения, то и по этому составу тоже будет возбуждено дело об административном правонарушении и направлено в суд. Если от владельца сайта всё-таки есть ответ, то в зависимости от степени вины или аргументов в ответе решается вопрос о привлечении к ответственности и передаче дела в суд либо о положительном исходе. Дело могут не возбудить и не направить в суд, если претензии будут исчерпаны.

2. Проверка в рамках надзорной деятельности. В этом случае порядок действий такой же, как и в первом варианте.

3. Плановая проверка - всё проходит аналогично. Также возможна выездная проверка.

В случае внеплановой проверки уведомление о её проведении направляется в адрес проверяемого лица за три дня до её проведения. Роскомнадзор прибывает на место и смотрит на наличие документов, регламентирующих защиту персональных данных в организации: каким образом хранятся данные, как они защищены и т.д. Далее снова вступает в ход вышеописанный алгоритм.

Нужно обратить внимание, что для компании, тем более, если она обрабатывает персональные данные своих сотрудников или клиентов в офлайне, обязательно в такой ситуации должен быть представлен пакет документов и локальных актов, регламентирующий эти процессы. Как правило, подобный пакет состоит из 31 документа.

Думали, что после 1 июля штрафов ещё нет? Есть!

Многие российские предприниматели по привычке не принимают всерьёз риск нарваться на увеличившиеся с 1 июля 2017 года штрафы. Хочу заметить, что в год Роскомнадзор проводит тысячи плановых проверок и проверок по жалобам, мы уже получали звонки от обеспокоенных руководителей компаний во время того, как у них проводилась проверка, или когда они получили «письмо счастья», информирующее о грядущей проверке. А вот несколько свежих ситуаций со штрафами, которые произошли уже после 1 июля:

Так что о соответствии сайта 152-ФЗ следует позаботиться уже сегодня, чтобы завтра ваш ресурс не оказался в чёрном списке, а вы – не оказались под угрозой штрафа.

Варианты решения проблемы

Сейчас в интернете появилось довольно много сервисов, готовых решить проблему. Некоторые сервисы, предоставляющие виджеты для сайтов и cms-системы, разработали собственные решения. По старинке можно также обратиться к живому юристу для формирования пакета документов, которые затем нужно размесить на сайте.

Последний вариант, скорее всего, окажется наиболее дорогим. Что касается интернет-сервисов - нужно выбирать аккуратно. Есть качественные ресурсы, но есть и такие, что сделаны «на коленке», и их использование просто-напросто рискованно, либо цена услуги соизмерима с работой живого юриста. Решения от cms зачастую шаблонны и могут применяться лишь в качестве «заглушки» - авось обойдётся (по крайней мере, некоторые выглядят именно так).

Наша компания в своём решении постаралась учесть недостатки подобных сервисов и максимально автоматизировала рутинные процессы. Сервис предлагает пройти короткий мастер настройки и получить код виджета, который вставляется по аналогии с «Яндекс-метрикой». После его установки на сайт автоматически вставляются ссылки на политику конфиденциальности и пользовательское соглашение, содержимое которых открывается во всплывающем окне. Всегда можно отредактировать информацию в личном кабинете, изменить внешний вид виджета и т.д. Важно, что воспользоваться сервисом 152-ФЗ предприниматели могут бесплатно. Но если задачи выходят за рамки стандартных, то можно выбрать тарифы «Профи» (полная автоматизация) или «Юрист» («Профи» + тексты документов составляют живые юристы).

Выбирать, каким образом привести свой сайт в порядок, только вам. Но рекомендуем не затягивать с этим вопросом и заняться решением проблемы уже сейчас. Роскомнадзор не дремлет!

152ФЗ

Читайте также:

В чём суть закона об онлайн-кассах и как он будет работать.
Можно ли заключать договоры по email и как это правильно сделать.
Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Менеджмент Учись учиться: как не ошибиться при выборе образовательного бизнес-мероприятия 26 апреля
    Учись учиться: как не ошибиться при выборе образовательного бизнес-мероприятия
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Ударный бизнес: как заработать на обучении тхэквондо детей и взрослых 26 апреля
    Ударный бизнес: как заработать на обучении тхэквондо детей и взрослых
    Прочтёте за 8 мин.
  • Менеджмент Мне в Париж, по делу, срочно: как провести командировку с максимальной пользой 25 апреля
    Мне в Париж, по делу, срочно: как провести командировку с максимальной пользой
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы Промышленный диджитал: как небольшая веб-студия создаёт сайты для крупных предприятий 25 апреля
    Промышленный диджитал: как небольшая веб-студия создаёт сайты для крупных клиентов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы Успеть за 15 секунд: как компания в разы сократила время на формирование отчётности 24 апреля
    Успеть за 15 секунд: как компания в разы сократила время на создание отчётности
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников 24 апреля
    Палатка XXI века: как заработать на автономном жилье для путешественников
    Прочтёте за 6 мин.
  • Менеджмент Любимый офис может спать спокойно: три базовых правила информационной безопасности 23 апреля
    Информационная безопасность: любимый офис может спать спокойно
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 23 апреля
    Нарисуем – будем шить: как заработать на платьях и футболках по детским рисункам
    Прочтёте за 8 мин. Нарисуем – будем шить: как заработать на платьях и футболках, сделанных по детским рисункам
  • Финансы Инвестиции для стартапа: как влюбить европейский венчур в свой проект 20 апреля
    Инвестиции для стартапа: как влюбить европейский венчур в свой проект
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Сделано в Сибири: как заработать на детских мультфильмах 20 апреля
    Сделано в Сибири: как заработать на детских мультфильмах
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Брошенная корзина: как вернуть клиента, не завершившего покупку 19 апреля
    Брошенная корзина: как вернуть клиента, не завершившего покупку
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в декрете: как заработать на необычной детской одежде 19 апреля
    Бизнес в декрете: как заработать на необычной детской одежде
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны Следите за вздохами и настроением: манеры хорошего лидера 18 апреля
    Следите за вздохами и настроением: манеры хорошего лидера
    Прочтёте за 5 мин.
  • Технологии Технологии удивления: как заработать на производстве интерактивных гаджетов 18 апреля
    Технологии удивления: как заработать на производстве интерактивных гаджетов
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса «А вам, сударь, лучше повременить с контекстной рекламой» 17 апреля
    «А вам, сударь, лучше повременить с контекстной рекламой»
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Из Сибири, от кутюр: как заработать на собственном бренде одежды 17 апреля
    Из Сибири, от кутюр: как заработать на собственном бренде одежды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса В одной упряжке: зачем игрокам digital-индустрии обмениваться клиентами 16 апреля
    В одной упряжке: зачем игрокам digital-индустрии обмениваться клиентами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Квест шагает по планете: как заработать на необычных экскурсиях 16 апреля
    Квест шагает по планете: как заработать на необычных экскурсиях
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Промо-инструменты для бизнеса: что такое PR Outreach и как им пользоваться 13 апреля
    Промо-инструменты для бизнеса: что такое PR Outreach и как им пользоваться
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 13 апреля
    Ветер – это сила!: как заработать на увлечении яхтингом и мечтах о море
    Прочтёте за 5 мин. Ветер – это сила!: как заработать на увлечении яхтингом и мечтах о море
Идёт загрузка материалов