Зубы мудрости: о чём стоит знать перед открытием стоматологической клиники

Прочтёте за 4 мин.

«Если вам кажется, что вы много работаете в найме, то помните, что открытие собственной клиники – это занятость 24/7»

IT-инструменты, которые использует Андрей Жук

  • Venyoo
  • Telegram
  • YouTube

Открыть собственную клинику или работать только на себя в формате частной практики – об этом задумываются многие врачи-стоматологи. Но предпринимательство требует от этих специалистов не только качественного лечения, но и менеджерских навыков, знаний основ маркетинга и даже нюансов юриспруденции. О том, что следует учитывать врачам перед открытием собственного дела, порталу Biz360.ru рассказал Андрей Жук, основатель сети клиник Ortholike.

Досье

Андрей Жук – основатель сети клиник Ortholike, стоматолог-ортодонт. Окончил Саратовский государственный медицинский университет им. Разумовского, магистр медицины (получал степень в Германии) и кандидат медицинских наук. Имеет 16 лет практики и 15-летний опыт преподавания по специальности «ортодонтия». Владеет тремя патентами на изобретения. Вице-президент общества лингвальных ортодонтов России, член европейского и российского обществ ортодонтов.

Андрей Жук

Работать на кого-то или на себя

У каждого стоматолога рано или поздно возникает мысль уйти из найма. Самое важное условие для принятия такого решения – наличие собственной базы пациентов. Обычно за 5-10 лет работы стоматолог понимает, рекомендуют ли пациенты его другим людям, будет ли его база клиентов достаточной для собственной практики. 

Задумываясь о собственном деле, нужно определить, насколько масштабным оно будет: частная практика на одно кресло в рамках аренды или своя клиника.  

На этом этапе очень часто врач-стоматолог допускает ошибку. Он считает, что пациенты, доверяющие ему, точно так же будут доверять коллегам, работающим в его команде. Но уровень доверия в медицине как правило носит характер «лицо к лицу»: пациенты доверяют только конкретному врачу. И не обязаны верить словам врача, который говорит, что его коллега работает так же хорошо, как он сам. 

Как открыть стоматологическую клинику и не прогореть

Многие частные клиники закрываются в течение первого года работы. Это связано с тем, что их владельцы – действующие или бывшие врачи – не обладают достаточными бизнес-компетенциями. 

Честно говоря, у докторов их нет совсем. Нас не учат экономике и финансам, мы понятия не имеем о том, что такое маркетинг и продажи. Нас учат лечить и помогать людям. В этом уникальность медицинского образования именно в России. Наши европейские и американские коллеги имеют очень хорошее представление о том, как должен быть организован бизнес-процесс медицинской практики. 

Перед открытием собственной клиники нужно обязательно проработать бюджет с финансовым консультантом. Если не спланировать расходы заранее, то возникает риск скорого банкротства. 

Открытию должна предшествовать большая подготовительная работа. Собственнику важно обратить внимание на следующие моменты.   

Создание уникального предложения. Это то, что будет привлекать в вашу клинику людей. Определить уникальное предложение очень и очень сложно, потому что стоматологические услуги в России развиты очень хорошо. И придумать что-то новое тут непросто. 

Уникальное предложение нашей сети клиник Ortholike было создано после глубокого изучения нового направления стоматологии в России, в частности – ортодонтии. Ортодонтия – это специальность, которая занимается исправлением положения и смыкания зубов. Эта специальность одна из самых молодых в современной стоматологии. 

Ортодонтии в России около 20 лет, примерно 20 лет назад я и начал её активно изучать. Я закончил университет, получил диплом и выбрал для себя новую специальность, которая только появилась в России. Научной базы и научной школы у нас по ней тогда не существовало. Пришлось потратить немало времени на обучение в Европе и США, чтобы разработать концепцию оказания ортодонтической помощи. 

Именно с ней около 10 лет назад мы вышли на российский рынок, представив новый класс клиник – клиники ортодонтии. Это позволило нам выйти за рамки авторской клиники, где один хороший специалист привлекает всех пациентов, но при этом не может обеспечить загрузку других врачей. Мы «продаём» не врача, а подход к уходу за полостью рта, что позволяет нам эффективно масштабироваться. 

Выбор локации. Стоматологи не могут оказывать услуги онлайн, а, значит, их клиника должна располагаться в удобном месте. Важно учесть, кто ваши пациенты, где они живут, где отдыхают и где работают. Также нужно понимать, какие услуги вы оказываете и как часто за ними могут обращаться пациенты: раз в месяц, раз в неделю, раз в жизни или раз в год. 

Например, если вы оказываете услугу по замене всех зубов, то этот подход подразумевает буквально однократное посещение клиники. Поэтому она может располагаться в каком-то тихом и уютном месте, куда люди приезжают на процедуру, получают её, отдыхают – и всё это за один день. 

Ремонт помещения. Он может обойтись и дорого, и дешёво, но очень важно, как этот ремонт будет обслуживаться в дальнейшем. В клинику постоянно приходят пациенты, а потому очень важно поддерживать порядок, чистоту, новизну. Периодически придётся красить потолки и стены, что-то ещё обновлять или чинить. Заранее стоит продумать, кто этим ремонтом и обновлениями будет заниматься. Нужны или люди в штате, или проверенные подрядчики, к которым можно оперативно обратиться. 

Юридическое сопровождение.  Необходимо работать в рамках законодательства РФ, которое периодически меняется, что приводит к изменениям и в работе. Врач не может следить за всеми нововведениями, он умеет лечить людей и не изучает юриспруденцию. Обязательно нужны компании или отдельные юристы, которые будут сопровождать вашу практику, помогая решать возникающие вопросы при взаимодействии с пациентами, надзорными и проверяющими органами.  

Создание команды. Врачи всегда очень внимательно относятся к месту своей работы. Потому, открывая собственную клинику, ответьте на вопрос, чем вы будете привлекать этих специалистов. Например, у вас будет самое современное оборудование и материалы, удобный график работы или высокая заработная плата. 

Стоматологическое оборудование – важнейший элемент функционирования любой стоматологической клиники. С ним тоже постоянно возникают проблемы – оно может ломаться, его нужно чинить, обслуживать, обновлять. Не всегда определяющим моментом является цена при покупке оборудования. Надо понять, во сколько обойдется сервисное обслуживание и как сложно его проводить. 

Три распространённые ошибки врачей-предпринимателей

Открывать клинику с таким прицелом, чтобы меньше работать. Если вам кажется, что вы много работаете в найме, то помните, что открытие собственной клиники – это занятость 24/7. Вы никогда не сможете отключиться, всё время придется быть на связи и решать какие-то проблемы.  

Неправильно подобрать персонал. Врачу, владеющими интересными современными технологиями, практически невозможно найти коллег, которые будут мыслить одинаково с ним. Любые клинические процессы должны быть упрощены до максимума и чётко разъяснены, чтобы их мог воспроизвести каждый доктор вне зависимости от уровня его образованности, технологичности и интеллекта.   

Многие считают, что им нужны только профессионалы. Но медицинской клинике требуются не суперпрофессионалы, а квалифицированные специалисты, умеющие сопереживать, сочувствовать и иметь схожие с вами ценности.   

Это касается и врачей, и административного персонала. Очень важно постоянно искать «своих» людей. Иногда требуются годы, чтобы найти тех, кто реально будет разделять ваши ценности в бизнесе. 

Игнорировать важность документов. Фундаментом для стабильной работы является договор аренды помещения, который должен соответствовать определённым критериям. Важно прописать в нём все важные пункты, чтобы в дальнейшем без стресса развивать клинику.  

Не стоит открывать собственное дело, действуя по принципу «начнём, а потом будем разбираться». Нужно иметь хотя бы поверхностный бизнес-план, где будут отражены предполагаемые расходы и доходы, маржинальность и сроки окупаемости клиники. Иначе бизнес развалится в первый же год. 

Из доктора – в директора

К сожалению, информации о том, как открывать частную клинику, нет ни в одном медицинском учебнике и ни в одной книжке, которую изучают врачи. Найти специалистов, которые помогут с открытием, крайне сложно. Чаще всего они способны что-то подсказать или взять на себя часть операционной работы, но точно не выстроят общую систему развития и функционирования бизнеса. Она основана прежде всего на клинических вопросах. Например, эффективность стоматологической клиники напрямую зависит от качества проводимого лечения. 

Как только врач открывает свою клинику, он начинает превращаться из доктора в директора. Очень важно составить план дополнительного образования, чтобы получить необходимые бизнес-компетенции. Именно они позволят развивать бизнес и качественно управлять им.

Андрей Жук

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

09 февраля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов