Кастинг для коуча: как предпринимателю выбрать качественного бизнес-консультанта

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации Анны Агиковой

IT-инструменты, которые использует Анна Агикова

  • amoCRM
  • YouTube
  • Telegram

Если компания не может самостоятельно справиться с какой-то задачей, то один из вариантов решения проблемы – обратиться к помощи профессионального бизнес-консультанта. При этом важно подойти к выбору тщательно и ответственно, так как на рынке консалтинга в наше время много некомпетентных специалистов. О том, на какие критерии необходимо обратить внимание при выборе эксперта, порталу Biz360.ru рассказала предприниматель и ментор Анна Агикова.

Досье

Анна Агикова – коммерческий директор сети студий танцев DaDaDance, сооснователь агентства корпоративных туров Kaif Travel. Приглашённый ментор НИУ ВШЭ, автор образовательных курсов в «Яндекс.Практикуме».

Анна Агикова

Анализируем hard skills консультанта  

«Твёрдые» навыки, или hard skills – это профессиональные и технические знания и компетенции. Чтобы ваше взаимодействие с бизнес-консультантом принесло положительные результаты, изучите следующие аспекты его профессионального бэкграунда: 

Наличие профильного образования 

Прежде всего, обратите внимание на наличие у бизнес-консультанта профильного высшего образования, например, экономического или в области бизнес-управления. 

Релевантный практический опыт в предпринимательстве – также большой плюс. Однако именно квалификация (бакалавриат или специалитет) предоставляет теоретические знания, которые являются фундаментом для понимания бизнес-процессов и комплексного взгляда на проблему. К примеру, консультант с академической степенью быстрее и профессиональнее сформулирует и проверит бизнес-гипотезу – благодаря пониманию законов поведенческой экономики. 

К слову, отсутствие у бизнес-консультантов полноценного – четырёхлетнего или шестилетнего – профильного образования сегодня является одной из распространённых проблем в сфере наставничества. Некоторые специалисты рассказывают или пишут о том, что окончили статусный вуз, не отметив при этом, что проходили в нём только повышение квалификации. Случаи фальсификации дипломов – также не редкость. 

Поэтому запрос на предоставление документа об окончании вуза – процедура, которая во многом сможет уберечь вас от потери времени и финансов в сотрудничестве с некомпетентным ментором. 

Наличие практического опыта в вашей или смежной сфере бизнеса 

Принимайте во внимание практику ментора в релевантной области. К примеру, если вы открываете или развиваете своё дело в бьюти-сфере, обратитесь к ментору, у которого был или есть бизнес в этой или смежной нише. Различия подходов в отличных друг от друга сферах – высокие, и имеют множество нюансов. Поэтому советы консультанта с опорой на опыт в незнакомой ему сфере бизнеса могут оказаться для ваших кейсов неэффективными. 

Выбирайте ментора, который не только знает особенности вашей ниши, но и занимает в бизнесе управляющую должность – является топ-менеджером, руководителем или собственником. Рядовой сотрудник может быть высококвалифицированным специалистом в своей сфере и отлично разбираться в разработке продукта. Однако непосредственно в вопросах бизнеса – построении процессов, создании спроса на продукт, его продвижении и интеграции стратегий, он экспертом не является. Поэтому сессия с таким ментором не будет комплексной бизнес-консультацией. 

Прежде чем приступить к взаимодействию с ментором, изучите, как он описывает свою роль в бизнес-опыте и собственный вклад. Если информация не указана на сайте, спросите консультанта об этом напрямую. Так вы обретете ещё большую уверенность в том, что подходящий опыт наставника принесет вам отличные результаты в наиболее значимых для развития аспектах. 

Наличие релевантных и достоверных кейсов 

Если вы обращаетесь к бизнес-консультанту не по рекомендации, то наличие у него успешных кейсов будет важным критерием при принятии решения о сотрудничестве. Конечно, не у всех специалистов на сайте есть подробное портфолио, так как в некоторых сферах раскрывать подробности работы запрещено. Однако если у вас есть возможность запросить такую информацию у консультанта, советуем детально изучить его кейсы. Уделите внимание трём ключевым факторам: 

  • Сферы бизнеса, в которых работают клиенты консультанта. Изучите, есть ли компании и эксперты из вашей или смежной индустрий. Если они присутствуют в кейсах, это «зелёный флаг» для вашего продуктивного сотрудничества с бизнес-консультантом.

  • Конкретные действия, которые предпринял консультант, чтобы решить проблему клиента. К примеру, внедрил CRM-систему, провел аудит, оцифровал компанию. Именно на процесс работы над задачей важно обращать внимание в первую очередь, а уже потом – на результат. Так вы сможете проанализировать, как подходы консультанта будут работать в контексте ваших бизнес-задач.

  • Достоверность кейсов. Если у вас есть возможность связаться с клиентами, которые упоминаются в кейсах или оставили положительный отзыв на сайте бизнес-консультанта, воспользуйтесь ею. Запросите у них фидбэк о работе специалиста. Фальсификация кейсов сегодня – не менее распространённая проблема, чем подделка дипломов о получении высшего образования. Проверка поможет вам избежать столкновения с недобросовестными менторами. 

Умение работать с цифровыми данными

Профессиональный бизнес-консультант обязательно спросит вас о ключевых показателях компании. Например, об объёме входящих заявок, о регламенте дозвонов и средней конверсии в продажу. Он умеет анализировать цифровые данные и применять их в процессе стратегической работы над повышением результативности бизнеса. 

Конечно, не все процессы можно измерить точными цифровыми значениями. Однако умение правильно ими оперировать и использовать их для усиления общих показателей проекта является одним из ключевых критериев компетентности ментора.

Обещания и гарантии, адекватные договору 

Если вы и бизнес-консультант уже находитесь на этапе заключения договора о сотрудничестве, оцените, насколько то, что он вам обещает, совпадает с тем, что прописано в документе. Когда словесные обещания значительно ярче и объёмнее, чем обязательства «на бумаге», – это «красный флаг» при выборе конкретного специалиста. 

Также необходимо обратить внимание на то, что именно предлагает ментор. Одно дело – рассказ о процессах, которые он планирует внедрять. А вот обещания «заоблачных» результатов, не предусмотренных условиями официального соглашения, должны вас насторожить. 

Внимательно изучите указанные в договоре задачи, которые ментор будет выполнять в процессе работы. Устраивает ли вас то, как прописано распределение ответственности между сторонами? Этот аспект в дальнейшем повлияет на процесс работы и конечный результат. 

Какие soft skills должны быть у вашего консультанта

При выборе бизнес-консультанта проанализируйте также его «гибкие» навыки – комплекс универсальных социальных компетенций. Наличие следующих

soft skills у ментора будет оптимальным для вашего успешного взаимодействия с целью улучшения бизнеса: 

Вовлечённость и активное слушание 

Вовлечённость специалиста легко оценить по тому, насколько он заинтересован в работе с вами: часто ли задаёт уточняющие вопросы и внимательно ли вас слушает? Эту совокупность положительных факторов также называют навыком «активного слушания». Когда ваше взаимодействие с ментором – не лекция в университете и односторонний обмен информацией, а активный, увлекательный и взаимовыгодный диалог, в котором вас слушают и слышат. 

Сотрудничество бизнес-консультанта и его клиента всегда предполагает командную работу, в которой не должно быть места обесцениваю идей предпринимателя и его вклада в бизнес. 

Работа по запросу 

Хороший бизнес-консультант определяется умением работать по запросу клиента, избегая навязывания своей точки зрения. Довольно часто встречаются ситуации, когда ментор, не желая прикладывать много усилий, старается «слепить» из вашего проекта привычную для него бизнес-модель, применив общепринятую стратегию развития. 

Сотрудничать или нет с ментором, который отказывается от индивидуального подхода, не пытается вникнуть в исходный запрос клиента и навязывает ему клише, – личное дело предпринимателя. Однако важно понимать, что у каждого бизнеса – свой «фундамент». Если «наложить» на него модель компании с другими процессами и оргструктурой, не учитывая всех индивидуальных аспектов, поставленных целей вы можете не достигнуть. 

Сфокусированность на действиях, которые можно предпринять прямо сейчас 

В контексте работы бизнес-консультанта его излишняя сосредоточенность на призрачных результатах «точки Б» в далёком будущем может быть плохим знаком. Как и дотошный анализ бизнес-показателей прошлых лет. Конечно, новые решения должны базироваться на аналитике предыдущих достижений и провалов. Однако слишком сильное погружение во вчерашний день может сказываться на эффективности вашего взаимодействия. 

Профессиональный ментор в первую очередь должен работать с настоящим временем и предлагать конкретные шаги, которые можно предпринять для решения проблем уже сегодня. 

Отсутствие критики в адрес коллег 

Бизнес-консультант негативно отзывается о вашем предыдущем сотрудничестве с другими менторами, обвиняет их в некомпетентности, а ваши действия критикует и обесценивает? Скорее всего, он не уверен в себе и своих навыках. 

Хороший ментор понимает, что любое сотрудничество, даже если оно в конечном счёте не оправдало ожиданий, является опытом. А любой опыт несёт в себе ценность. Особенно в предпринимательстве, где благодаря отрицательному опыту люди профессионально растут даже быстрее, чем с положительным бэкграундом. Выбирайте бизнес-консультантов, которые поддерживают любой ваш предыдущий опыт и помогают вам превратить ошибки в ценный урок на будущее. 

P.S.

При выборе ментора рассматривайте «общую картину», не преувеличивая значимость отдельных пунктов этого чек-листа, но и не упуская ни одного аспекта.

Consulting

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

03 мая 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов