Право голоса: как малому бизнесу достучаться до аудитории

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации Юлианы Шуниной

IT-инструменты, которые использует Юлиана Шунина

  • Pressfeed
  • Telegram
  • Zoom
  • YouTube
  • 2ГИС

Часто PR считают эффективным инструментом только для крупных игроков и «акул бизнеса». У них есть достаточный бюджет на продвижение, а также ресурсы для отслеживания его эффективности. Владельцы же малого бизнеса иногда даже не рассматривают для себя возможности PR, а зря – для многих компаний сектора МСБ пиар является важным инструментом. О том, чем может быть полезен PR малому бизнесу и как выстраивать стратегию продвижения с минимальными затратами, порталу Biz360.ru рассказала Юлиана Шунина, основатель агентства PR Integral.

Досье

Юлиана Шунина – предприниматель, основатель агентства PR Integral. Опыт в PR – более 15 лет. Автор книги «Связи с общественностью для людей без связей». PR-директор ресторанного шоу GASTREET, GLOBAL EVENT FORUM, фестивалей «Чистая гора» и «Вкус Эльбруса».

Юлиана Шунина

Как PR помогает малому бизнесу

У многих компаний малого бизнеса, по моим наблюдениям, довольно прохладные отношения с PR. Это связано с тем, что они не считают PR релевантным для собственного продвижения. 

  • PR (public relations) – создание благоприятного имиджа товара, услуги, бренда или конкретного человека с помощью средств массовой информации, социальных сетей и других каналов коммуникации. 

Малому бизнесу нужны лиды, и чем горячее тем лучше. А публикации в СМИ или соцсетях становятся, по ощущениям многих предпринимателей, слишком широкой и глубокой воронкой, откуда трудно доставать живых клиентов. На самом деле, PR закрывает много других потребностей бизнеса: 

  • PR существенно повышает узнаваемость бренда. Малому бизнесу необходимо выделиться на фоне конкурентов. PR помогает создать уникальный образ бренда, подчёркивать его преимущества и достоинства, а также доносить эту информацию до целевой аудитории.

  • Создаёт комьюнити вокруг бренда или продукта. Появляется сообщество клиентов, которые лояльно настроены и помогают повышать узнаваемость вашей компании, продукта или услуги.

  • Продвигает личный бренд владельца или топ-менеджеров компании. Личный бренд формирует авторитет спикеров в индустрии, работает на узнаваемость бренда компании и способствует развитию отношений с потребителем.

  • Открывает новые возможности. Это и выход на новые рынки, и более эффективный вывод на рынок нового продукта. PR привлекает внимание к деятельности компании, её новым продуктам или услугам.

  • Помогает привлечь инвесторов. Те компании, которые на виду, остаются востребованными и интересными не только для клиентов, но и для инвесторов.

  • Влияет на HR-бренд компании. Компания становится привлекательным местом работы и гарантией качества для сотрудников. Как результат появляется возможность привлекать на работу более квалифицированных и талантливых специалистов. 

Какие PR-инструменты стоит использовать

Яадепт публикаций в СМИ. Считаю, что публикации в СМИ доступны и полезны не только крупным рыбам бизнеса. Но рассмотрим не только этот, но и другие инструменты PR, которые стоит использовать малому бизнесу. 

Публикации в СМИ 

Выбирая между публикациями в СМИ или их отсутствием, задайтесь следующими вопросами: 

  • Возможно ли масштабировать ваш проект только при помощи, например, личных рекомендаций постоянных клиентов?

  • Хотели бы вы стать более узнаваемым предпринимателем?

  • Помогло бы вашему бизнесу, если бы вы были всё время на слуху и на виду?

  • Помогла бы ваша личная медийность, как владельца, развитию бизнеса? 

Если во всех вопросах вы склоняется к ответу «‎да», то не стоит сбрасывать со счетов публикации в СМИ. Целесообразнее будет проработать стратегию, особенности коммуникации с журналистами и редакторами, tone of voice (стиль коммуникации) и ключевые смыслы, которые хотите донести до целевой аудитории. 

Необходимо определить, какие СМИ читает ваша аудитория, и какие из них чаще всего используют другие игроки вашей ниши. Не всем компаниям нужно начинать со статей о себе в деловых изданиях с большой аудиторией типа Forbes, РБК или «Коммерсантъ». Можно начать с профильных там будет проще выпустить материал и войти в доверительную коммуникацию с представителями редакции. 

Для начала можно публиковаться на ресурсах, где размещение материалов беплатное, среди них отмечу следующие:

  • Biz360;

  • VC;

  • Sostav;

  • Habr;

  • Pikabu. 

Некоторые площадки из этой подборки могут стать полноценным блогом компании. Из затрат только оплата копирайтеру в случае необходимости. Рекомендую подойти к этой работе системно, выдерживая всё тот же особый tone of voice, частоту публикаций, их ценность и эксклюзивность. Контент для таких площадок лучше разрабатывать в разрезе общей бренд-стратегии. Но это может быть и что-то в корне отличающееся от общепринятой коммуникации компании: так это станет дополнительным способом привлечения внимания. 

Бренд-медиа 

Рассмотрите возможность создать собственное медиа на базе своего сайта или в соцсетях. Бренд-медиа привлекают внимание холодной аудитории, повышают индекс цитируемости сайта компании, а также становятся объектом внимания, если контент в таком издании имеет стиль, харизму и актуальность. 

Сейчас многие компании создают свои бренд-медиа. Например, у scrum-студии Sibirix есть блог о диджитал-технологиях, у поставщиков чая и кофе «‎Май» есть журнал ТЧК, у магазина мебели «‎Диван.ру» – блог об интерьерной моде. Собственные бренд-медиа создают маркетинговые агентства, образовательные сервисы, компании финтеха и т.д. 

Собственные соцсети 

Вести соцсети должен качественный SMM-специалист, но не без участия PR-менеджера. Совместные идеи помогут сформировать эффективную стратегию представленности компании в социальных сетях. Актуальные инфоповоды, конкурсы, коллаборации с инфлюенсерами, креативные тексты, фото, видео, рилсы, шортсы... 

Для каждого инструмента соцсетей можно использовать PR-идеи и превращать обычный текст в классный материал, видео – в вирусный ролик, эфир в интересную коллаборацию, розыгрыш в крутую механику взаимодействия с аудиторией. Например, я публиковала рилс с вакансией в соцсети ролик завирусился, его репостили коллеги и сотрудники, получилось больше просмотров, чем на других рилсах, а также пришла новая аудитория в аккаунт. 

Инфлюенс-маркетинг 

Огромный PR-потенциал кроется в инфлюенс-маркетинге. Да, это отдельное направление деятельности, но в компаниях малого бизнеса эту часть работ можно тоже отнести к PR-взаимодействиям. 

Инфлюенс-маркетинг решает много вопросов продвижения: от вывода продукта на рынок до усиления лояльности аудитории и прироста новой. Инфлюенс-маркетинг может использоваться на разных площадках, включая Telegram. 

Флешмобы, ивенты и маркетинговые интеграции 

В этом направлении нужен креатив, онлайн- и офлайн-механики, текстовое сопровождение. Если из этого вырастет стоящая история, может подключиться и PR в СМИ. 

Малый бизнес может вполне успешно этим пользоваться: встраиваться в существующие мероприятия, а может быть создавать свои. Всё зависит от креатива, воплощения и бюджета, конечно. 

Хотя можно проводить некоторые мероприятия и без больших вложений. Например, флешмоб инструмент практически бесплатный. Всё. Что требуется от компании – придумать действительно интересную акцию, в которой захотят бесплатно поучаствовать многие люди. Далее следует превратить флешмоб в инфоповод, с которым обратиться в СМИ. 

P.S.

PR может быть доступным и эффективным даже для малого бизнеса, главное правильно выбранная стратегия и регулярный мониторинг результатов. Не ограничивайтесь только одним инструментом, комбинируйте разные подходы и экспериментируйте.

Юлиана Шунина

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
 

08 мая 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов