Имя для бизнеса: как придумать и защитить товарный знак

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации Алины Сидоровой

IT-инструменты, которые использует Алина Сидорова

  • Консультант+
  • Гарант
  • Telegram

Выбор названия для компании – одна из первых задач, с которой сталкиваются предприниматели при открытии бизнеса. Придумать классное и запоминающееся имя, которое будет удачно продвигать и позиционировать бизнес, непросто. А вот случайно воспользоваться чужим – легко. О том, как выбрать название, и у каких названий больше шансов на регистрацию в Роспатенте, порталу Biz360.ru рассказала ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова.

Досье

Алина Сидорова – ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент». Выпускница Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Опыт работы в сфере защиты интеллектуальной собственности с 2018 года. Успешно зарегистрировала более 200 товарных знаков. Имеет опыт участия в судебных процессах по нарушению прав на товарные знаки. Представляла интересы в Роспатенте и судах таких брендов, как сеть барбершопов Topgun, франшиза киберспортивных клубов Colizeum, винный дом PIK Oplenac, сервис зооуслуг BookingPet и др.

Алина Сидорова

Зачем проверять и регистрировать название  

Не каждый предприниматель задумывается об уникальности названия для своего бизнеса или продукта. Но такая непредусмотрительность может обойтись очень дорого – от вынужденной смены названия до штрафа в размере до 5 млн. рублей. Любое использование чужого товарного знака, пусть и не намеренное, является нарушением исключительного права. Поэтому, прежде чем выбрать название для бизнеса, нужно проверить его на совпадения по базам Роспатента. 

А когда название уже выбрано и проверено, для защиты своих прав важно зарегистрировать его в качестве товарного знака, чтобы никто не смог использовать его без вашего согласия. 

Названием компании может стать существующее слово, словосочетание, имя, придуманное слово. Но есть нюансы. 

Имена и фамилии

Называть бизнес своим именем, именем и фамилией или именем близкого человека – очень частая практика. Например, кафе «Людмила» или химчистка «Виктория». Также такой подход часто встречается среди тех предпринимателей, которые активно развивают персональный бренд (блогеры, коучи, дизайнеры), и в тех индустриях, где такая практика принята (например, адвокаты, врачи или стилисты). 

Больше всего «не повезло» обладателям распространенных имён и фамилий – в таких случаях Роспатент обычно признает их в качестве неохраняемых элементов, а если словесный элемент занимает доминирующее положение в логотипе, то возможен риск отказа в регистрации. Но даже редкое ФИО нельзя зарегистрировать, если у вас есть известный тёзка. Также важно помнить, что с июля 2023 года регистрировать товарные знаки могут не только юридические лица, но ещё и самозанятые. В итоге если один предприниматель уже зарегистрировал название «Клиника Сергея Иванова» или «Мастер маникюра Татьяна Петрова», то другой врач Сергей Иванов или мастер Татьяна Петрова уже не смогут использовать своё имя как название. 

Как повысить шансы на регистрацию товарного знака? Можно попробовать использовать имя с первой или первыми двумя буквами фамилии (например, владельца компании, организующей экскурсии в Санкт-Петербурге, зовут Пётр Гончаров, а компанию свою он назвал «Пётр Go»), создать новое сочетание из двух имён или имени и фамилии, а также превратить фамилию в фантазийное слово, используя в конце слова, например, Ъ или -OFF. Так, салон красоты «МарЛи» назван по имени дочерей его владелицы Марии и Лики, а бренд «МясновЪ» как раз использует на конце твёрдый знак. 

Географические наименования

Часто предприниматели хотят подчеркнуть уникальность своего бизнеса и продукта, давая отсылку к его географии. Как правило, такие обозначения регистрируются в качестве географических указаний или наименований мест происхождения товара. 

Например, среди таких действующих объектов есть астраханские томаты – помидоры из Астраханской области, обладающие определёнными вкусовыми свойствами благодаря выращиванию в этом регионе. Или «Дербент» – бренди, который производится по особой технологии из сырья, выращенного в предгорьях Каспийского моря. Также в качестве географического указания в России зарегистрированы «Шуйское мыло», «Ейская лечебная грязь», «Ордынская роспись», «Воронежское мороженое», «Новороссийский цемент», «Корейский красный женьшень», «Троицкий платок» и т.п. 

Стоит отметить, что и в товарном знаке возможно использование названий географических регионов. Чтобы компании зарегистрировать такое название, она должна быть расположена в упомянутом регионе или предоставить доказательства взаимосвязи с этой местностью. Однако «закрепить» за собой такое название нельзя, поэтому оно не будет охраняться. 

Для повышения шансов на одобрение заявки рекомендуется добавлять к географическому наименованию какое-либо оригинальное слово или фразу. Например, если вы из Костромы, то вряд ли сможете зарегистрировать знак «Кострома» или «Костромские сладости» для конфет, но если придумаете что-то фантазийное, например, «Костромские облака» для кондитерских изделий, то шансы появятся (если никто до вас такое название уже не зарегистрировал). 

Слово или словосочетание

Ещё один часто используемый вариант названия – обычное слово или словосочетание. Бывает, что это просто понравившееся слово, подходящее для конкретного бизнеса, или оно может быть связано с какими-то личными историями и ассоциациями предпринимателя. 

Это может быть название цветка, предмета, животного, абстрактное понятие – например, название «Золотое сияние» для ювелирного магазина или «Мудрая сова» для книжного. Главное, чтобы слово или словосочетание не указывало (не описывало) товар или услугу, для которых регистрируется знак.

При выборе слова или словосочетания нужно обязательно проверить, не занято ли оно другим собственником, и обязательно – именно в вашем классе МКТУ (международная классификация товаров и услуг – список товаров и услуг, разделённых по классам, который принят в большинстве стран мира). 

Немного проще с сочетаниями слов – если придумать неожиданную креативную идею, то вполне вероятно, что такое сочетание будет свободно. Например, «Слепая курица» для салона оптики, «Все свои» для стоматологической клиники, «Модный стриж» для салона красоты. 

Также название не должно быть «ложным», то есть нельзя назвать, например, сауну магазином или, например, хлеб колбасой или молоком. 

Название, похожее на известный бренд

Бывает и так, что предприниматели, желая побыстрее раскрутить свой бизнес, хотят назвать его словом, похожим на название известного бренда. Так, в сентябре 2020 года в Роспатент подали заявку на регистрацию бренда DOL’KA BANANA. Ведомство отказало в регистрации, так как он напоминал «Дольче & Габбана». 

Не получится зарегистрировать любое слово, которое по своему звучанию похоже до степени смешения на уже принадлежащий кому-то товарный знак – например, «Абибас» или «Майк» для обуви, одежды и других товаров в том же классе МКТУ. 

Неологизм придуманное слово

Наиболее лёгкий для регистрации вариант названия – это неологизм, то есть не существующее в языке слово, которое придумано самим предпринимателем. Такие слова уникальны, потому что рождаются в результате фантазии человека, и скорее всего, свободны. 

Например, по такому принципу был назван Google. Это слово происходит от математического термина «googol» – число, состоящее из единицы, за которой следуют сто нулей. «Google» было намеренно написано с опечаткой, но стало брендом. Также и название «Яндекс» было придумано в 1993 году владельцами компании. Поиски шли вокруг слов search и index. Так появилось Yandex – сокращённое от «yet another indexer» («ещё один индексатор»). 

Безусловно, фантазийные названия тоже требуют проверки и не должны быть похожи до степени смешения на уже существующие знаки, но обычно шансы на регистрацию для таких слов высоки. 

Что делать, если Роспатент отказал в регистрации

Если выбранное вами слово или сочетание уже зарегистрировано другой компанией в вашем классе МКТУ или у Роспатента имеются другие возражения, он вынесет отказ в регистрации. В этом случае можно попробовать договориться с правообладателем на тех или иных условиях, направив ему официальное письмо. 

Если есть предположение, что знак не используется правообладателем в течение трёх лет с момента регистрации, то можно обратиться в суд по интеллектуальным правам (СИП) с иском о досрочном аннулировании знака. И, наконец, всегда есть вариант подключить фантазию и доработать свой товарный знак таким образом, чтобы сделать его на 100% уникальным. 

Если же всё-таки использовать понравившееся название без разрешения владельца, то, узнав об этом, он может подать в суд и компенсация правообладателю может составить до 5 млн. рублей.

Ы

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

07 мая 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов