Сфера ритейла в России 2022 года переживает сложные времена – сказываются жёсткие санкции, высокая зависимость от импорта комплектующих, проблемами с грузовыми перевозками, валютные скачки, отказ многих производителей от сотрудничества с российскими компаниями и т.д. О том, как игроки рынка реагируют на внешние изменения, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал руководитель санкт-петербургского офиса компании «ЦКТ» Алексей Биляк.
Алексей Биляк – 32 года, руководитель санкт-петербургского офиса компании
«ЦКТ». Окончил РГПУ им. Герцена по специальности «Менеджмент организации». В компанию «ЦКТ», которая специализируется на B2B-ритейле, пришёл сразу после окончания вуза – в 2011 году. Руководит офисом в Санкт-Петербурге с 2014 года.
В начале года аналитики прогнозировали по ритейлу рост продаж в России на 10%. После введения санкций и закрытия границ, по оценке на июнь 2022 года, ожидается общий спад по рынку до 5%.
Уход международных компаний вызвал дефицит во всех сферах рынка. Его не смогут компенсировать в полном объёме товары из «дружественных» государств – Китая и других стран Азии. Для полного замещения потребуются от одного до двух лет при благоприятном исходе. Если это будут новые бренды и новые компании, то им понадобится какое-то время на наработку репутации и узнаваемости – это относится ко всем товарам и транспорту.
Ушедшие из России бренды создали возможность для отечественного бизнеса занять освободившиеся ниши. Большое количество сокращений в иностранных компаниях даёт возможность быстро набирать опытный персонал при меньших затратах на зарплату.
Сейчас самое время выяснить, что наработал наш рынок за последние 30 лет, какие знания и технологии на нём есть, насколько образованы и обучены торговые кадры в нашей стране, создан ли фундамент для торговли без заимствования иностранных технологий.
Главное новое правило или, можно сказать, схема – доставка товаров по системе так называемого параллельного импорта. Раньше компания-производитель поставляла в нашу страну товары через местных дистрибьюторов, а те, в свою очередь, через собственные дилерские сети либо через цепочки поставок. Сейчас почти все импортные товары компаний, ушедших с нашего рынка, будут ввозиться без согласия производителя или правообладателя.
У такого подхода есть очевидные минусы: логистика, пошлины в других странах, неконтролируемая наценка компаний, которые будут приобретать эти товары для нашего рынка. Всё это приведёт к росту стоимости таких товаров на нашем рынке. Например, автомобили могут подорожать до 50%, а бытовая техника – до 25-35%. Если говорить о коммерческих товарах или грузах, строительном транспорте, то здесь рост цен может достигнуть 100%.
Все понимают, что это вынужденная мера, которая должна частично компенсировать нехватку товаров на нашем рынке. Для этого государство, вероятно, подготовит и выпустит ряд новых законопроектов.
Главным изменением рынка стало то, что ушли постоплатные условия работы между компаниями. Почти все игроки перешли на предоплату. На рынке это вызвало цепную реакцию: валюта падает, а цены на многие товары не снижаются либо растут.
Дилерам и производствам приходится брать дорогие кредиты на закупку сырья и товаров, ведь многие заключили в прошлом году договоры с госструктурами и крупными компаниями. Не выполняя условия контрактов, поставщики рискуют получить штрафы, потерять клиентов и понести крупные репетиционные потери. Поэтому повсеместное отсутствие отсрочки является, наверное, одним из главных факторов ценообразования, наравне с дефицитом групп товаров на рынке и, конечно, логистикой.
Из-за того, что организации вынуждены ожидать фактического поступления денежных средств, время доставки и логистики увеличилось, и это играет в минус сервису.
Если говорить о розничных продажах, то в магазинах практически исчезли рассрочки, а проценты по кредитам для физлиц (кстати, как и для юрлиц тоже) выросли в два и более раза. Такая ситуация не позволяет увеличить продажи на некоторые товары.
Кроме того, как показывают исследования 2022 года, количество покупателей, желающих сэкономить либо вообще отказаться от покупки товаров, выросло в два раза. Все эти факторы говорят об одном: продавцам и поставщикам придётся менять свою маркетинговую политику, продавать товары непривычным способом, например, сотрудничать с маркетплейсами и запускать дополнительную рекламу.
В 2022 году рынок ритейла в России будет меняться, исходя из условий, которые диктует экономическая ситуация, и ограничений, которые накладываются на него иностранными компаниями. Наши предприниматели стали больше времени уделять не продажам, а доставке в Россию или производству товаров, так как во многих сегментах спрос превышает предложение.
Сколько времени понадобится на перестройку рынка, прогнозировать сложно, но с уверенностью можно сказать, что 2022 год во многом будет экспериментальным. От того, каким образом в данный период будет жить рынок, зависят темпы его роста в дальнейшем.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».