Вендинг или торговля через специальные аппараты – относительно молодое направление на российском рынке, но уже распробованное покупателями и предпринимателями. Сегодня сложно представить аэропорт, торговый или офисный центр без аппаратов, в которых можно купить напитки или снеки. О преимуществах вендингового бизнеса перед традиционной моделью и перспективах продаж через автоматы в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал рассказывает Александр Курочкин, создатель компании VendGo.
Александр Курочкин – серийный предприниматель, создатель кофейной компании VendGo. Работал в найме с 17 лет, в компании PepsiCo проделал путь от рядового сотрудника до менеджера по работе с ключевыми клиентами. В 23 года стал заниматься предпринимательством. Компанию VendGo открыл в 2015 году. Основатель первого международного бизнес-сообщества для профессионалов и любителей кофе Pro.Coffee.
Я много ездил по городам России, в которых встречал старые кофейные аппараты с растворимым кофе. И задавался вопросом: «Почему нет нормальных автоматов, с хорошим кофе?». Так появилась идея заниматься вендингом.
Мне она показалась хорошей, потому что «меньше людей – меньше проблем», понятна окупаемость и схема масштабирования. Но было страшно связываться с техникой, обслуживанием и ведением бухгалтерии.
В закупку первой партии оборудования я вложил 200 тысяч рублей, а первый кофейный аппарат установил в подъезде своего дома. Это было начало, но я искал компании, которые были бы заинтересованы в появлении в своих офисах или зданиях вендинга.
Первым крупным заказчиком стала компания «Делойт», выручка от этого сотрудничества составила 2,5 млн. рублей. Доход тогда превысил мои ожидания. Спустя 7 лет моя компания VendGo – это более 500 автоматов в 50 городах.
Бизнес-идея, в которую я верил на старте, доказала свою востребованность и эффективность с течением времени. У вендинга есть свои преимущества и недостатки, о них я и хочу рассказать.
Вендинг – это бизнес, который работает 24/7 почти без участия человека. Один оператор может обслуживать до 25 точек. В то же время для обычной кофейни требуется минимум один бариста. Показательным для вендинга стал 2020 год, когда во время локдауна традиционные кофейни были закрыты, а мы обслуживали аппараты в два раза чаще.
У вендинга понятная модель масштабирования: чем больше автоматов – тем выше доход. Чистая прибыль с одной точки составляет от 20 до 80 тысяч рублей ежемесячно.
Есть хорошие возможности для роста. В России вендинг развит слабее, чем в Европе. Там на один аппарат приходится в среднем 120 человек, а у нас 440. Перспектива ближайших 10 лет – один аппарат на 100 человек, то есть спрос вырастет в 4,4 раза. По данным отчёта консалтинговой компании NeoAnalytics, объём вендинга в России за 8 лет вырос в десять раз. И с каждым годом интерес покупателей и предпринимателей к торговле через аппараты увеличивается на 5%.
В России легко внедряются новые продукты. Это значит, что владельцы вендинга могут экспериментировать с дизайном автоматов, товарной линейкой, специальными предложениями. То есть получают возможность расти горизонтально, улучшать продукт. Я люблю этот бизнес за неограниченный творческий подход, здесь скучно не бывает.
Однажды мы установили кофейный аппарат в поликлинике. Удачное проходное место, но продаж эта точка приносила немного. Тогда мы изменили дизайн аппарата на бело-зелёный и повесили плакат: «1 чашка кофе в день снижает риск болезни Альцгеймера на 65%». Спустя месяц, аппарат принёс в 1,5 раза больше выручки.
Возможность поддержки бизнес-сообщества. Начинать собственное дело всегда страшно. Мы с командой развивали идею кофейного вендинга вслепую, опираясь в основном на опыт зарубежных коллег. Да, нажили шишек, но выстроили рабочую стратегию и создали сообщество Pro.Coffee, где с удовольствием делимся опытом и помогаем новичкам. Теперь начать бизнес в вендинге намного проще.
Вендинг – это бизнес машин. При бережном отношении аппараты служат долго. Всё, как и с автомобилями, зависит от пользователя: если регулярно менять расходные материалы, то проблем не возникнет. Но без регулярного техобслуживания аппараты выходят из строя. Большинство поломок можно устранить на месте, но иногда требуется остановка и отправка аппаратов в ремонт, а это финансовые издержки. Сейчас всё оборудование поставляется из Китая, плюс есть несколько российских поставщиков. Уже налажены цепочки поставок машин и запчастей к ним, но всё это происходит не так просто, как раньше. Добавилось больше операционных действий из-за необходимости вести расчёты в валюте.
Сезонность. Она не ярко выражена, но всё-таки существует. Например, прошлое аномально жаркое лето привело к снижению выручки в некоторых точках на 30% в течение двух месяцев. Но аппарат в бизнес-центре почти не имеет сезонных спадов в продажах. Кондиционеры сохраняют комфортный микроклимат в помещении, а значит, люди продолжают пить кофе в прежних количествах. Особенно активно потребляют кофе работники сферы аналитики и IT: таких компаниях аппараты на пике популярности в любое время года.
Предел доходности. Здесь не получить миллиардную выручку, хотя маржинальность доходит до 50%. Невозможно установить вендинговые автоматы повсюду, чтобы получать такой доход.
Когда начинающий предприниматель думает, какую нишу ему выбрать, то учитывает следующие факторы:
-
размер вложений;
-
срок окупаемости;
-
риски;
-
маржинальность.
Вендинг – это бизнес-модель, в которой рисков не так много, как в других нишах. Кофейный вендинг – понятный, маржинальный и легко масштабируемый.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».