Михаил Чеботарёв обучился профессии электросварщика и работал по этой специальности больше семи лет – сначала в найме, потом как фрилансер. Но по-настоящему он нашёл себя в другом деле – выращивании суккулентов. Михаил живёт и ведёт свой бизнес в небольшой станице в Краснодарском крае, но его растения знают и любят по всей России. Кстати, текущий кризис никак не повлиял на его бизнес. О том, как заработать на выращивании суккулентов, Михаил Чеботарёв рассказал порталу Biz360.ru.
Михаил Чеботарёв – 36 лет, предприниматель из Краснодарского края, основатель проекта
Succulent Art Company. Собственный бизнес запустил в 2018 году, до этого семь лет работал электросварщиком.
Я рано женился и завёл первого ребёнка, поэтому получить высшее образование не успел: только начал учиться на программиста, как пришлось оставить учёбу. Нужно было решать более насущные вопросы, и я нашёл максимально простой и оперативный способ начать зарабатывать – окончил курсы электросварщика. Им я работал около семи лет.
В 2014 году уволился по причине низкой зарплаты – и продолжил работать сварщиком как частник. Тем временем моя супруга увлеклась разведением цветов, которые хорошо себя чувствовали в жарком засушливом краснодарском климате. Одними из наиболее подходящих к такому климату видов растений были суккуленты. Их главная особенность – способность расти в условиях засухи и накапливать влагу в специальных тканях. Я находил суккуленты на местных цветочных рынках и у частных продавцов, а жена составляла из них композиции. Тогда это было хобби.
Потом мы с супругой продали свой дом в маленьком городке под Краснодаром – и переехали поближе к природе, в маленькую станицу с пятьюстами жителями. Работы там не было, и встал вопрос, как зарабатывать. В итоге мы сошлись на том, что можно заниматься тем, что мы любим – суккулентами. Обычными комнатными растениями сегодня мало кого удивишь. А суккуленты ещё достаточно редки, среди них – невероятное разнообразие форм и расцветок.
Мы перевезли в новый дом все комнатные растения, которые у нас уже были, а для морозоустойчивых обустроили несколько клумб возле дома. Сейчас мы выращиваем суккуленты во дворе дома, который арендуем. Зимой они все находились в доме, а сейчас уже нет минусовых температур – так что перенесли всё на улицу. В планах к осени поставить теплицу, и тогда все суккуленты будут зимовать в ней.
Начали мы с того, что нашли нескольких крупных коллекционеров-заводчиков суккулентов через интернет и заказали у них оптовую партию разных черенков. На тот момент особенно не разбирали, какие именно брали – было важно только, чтобы их было много разных. Суммарно мы приобрели около 100-150 видов растений на 12 тысяч рублей. Примерно столько же потратили на специальные минеральные грунты и керамические горшки.
Минеральные грунты были ошибкой, но это мы поняли уже позже. 30% растений из первой партии погибли. Также мы неверно рассчитали время роста суккулентов: закупили их зимой и планировали к весне уже все вырастить и начать продажи. Но оказалось, что растениям нужно больше времени. Так что весь первый год мы их только размножали и растили, а также покупали новые виды – увеличивали растительную базу. К продажам в итоге смогли приступить только к следующей весне.
За две-три недели после открытия каталога мы распродали всё, что было готово к реализации. После – взяли паузу на месяц и за это время дорастили ещё часть растений. И вновь открыли продажу.
Информации в интернете про суккуленты и их разведение на тот момент было не очень много. Был только один хороший канал на Youtube, где информацией делился специалист по суккулентам Георгий Аристов – оттуда всё и узнавали.
Суккулент можно вырастить из черенка – веточки взрослого растения – или из листика. Листик в течение одного-двух месяцев даёт корешки, сажается в грунт и от двух до шести месяцев растёт до сформировавшейся розетки. Многие из тех, кому интересно разведение суккулентов, предпочитают приобретать уже подрощенные молодые растения с развитой корневой системой: опасаются, что листик не приживётся.
Взрослые экземпляры дорогие, и после смены условий содержания могут потерять свой вид. Поэтому самый лучший вариант – приобретать молодые суккуленты. Тогда они будут расти и развиваться согласно предоставленным условиям, а не как в питомнике.
Растения мы отправляем покупателям по почте. Для этого перед отправкой просушиваем суккулент, чтобы он впал в спячку, как он делает это в природе без дождя. Потом каждое растение индивидуально заворачиваем и упаковываем в коробку.
Мы также научились доставлять и уже готовые композиции через транспортные компании (ранее высылали их по отдельности: отдельно горшок, отдельно грунт, отдельно растение с синтепоном и жёстким каркасом из фанеры). Человек получает растение – и далее оно растёт уже у него дома. Суккуленты спокойно могу переносить длительные пересылки, и после получения и посадки быстро восстанавливаются.
Посылки мы отправляем по всей России, а с помощью компании «СДЭК» – ещё и в Белоруссию и Казахстан. Но наибольший спрос – в Москве и Санкт-Петербурге. . Наши основные покупатели – женщины, мужчин всего процентов пять.
В офлайновом масс-маркете можно найти в основном суккуленты из Голландии. Они не самого высокого качества, часто продаются уже зараженные какими-то болезнями. Плюс в таких магазинах обычно не особенно следят за растениями, и суккуленты, например, часто «вытягиваются» в высоту из-за неправильного содержания (а такого быть не должно, их розетка должна оставаться относительно плоской).
А когда человек приобретает суккулент у нас, он может быть уверен в качестве. К тому же наши растения уже адаптированы к жизни именно в российских условиях. А ещё у нас очень большой выбор суккулентов – есть редкие виды, которых даже в магазинах крупных городов нет.
Сейчас мы в среднем продаём около 1,5 тысяч растений в месяц, ежемесячная прибыль – от 100 до 180 тысяч рублей.
Всего в нашей ассортиментной линейке около 250-300 видов растений. В продажу попадают около 100, но, в зависимости от наличия, они могут меняться. Также у нас есть виды, которые мы выращиваем не для продажи, а для личного любования или создания красивых фото.
С некоторых пор наша цель – продажа не отдельных растений, а композиций из них в керамических горшках по 10-15 штук. Стоимость одного «среднестатистического» растения отдельно – 150-350 рублей. Что-то более редкое, крупное или сложное в уходе и размножении может стоить и 700 рублей. Когда человек хочет композицию из суккулентов, но не может выбрать сам, из чего она будет состоять, то доверяется мне – и я формирую набор сам. Цена композиции может варьироваться от 2,5 до 8 тысяч рублей. Можно сделать и дороже, но такие варианты мы пока не создавали.
Сегодня мы в основном размножаем собственные растения. Также покупаем какие-то черенки у коллег и потом размножаем. Нам постоянно попадается что-то интересное, поэтому наша коллекция и ассортимент постоянно растут. Но от увеличения коллекции до роста ассортимента проходит много времени: размножение суккулентов – длительный процесс. На выращивание экземпляра, готового для продажи, обычно уходит год.
Сезон у нас длится с марта по ноябрь, зимой редко что-то продаётся. Поэтому прошлой зимой мы делали акцент на продаже керамики. В местном лесу рядом с домом нашли несколько месторождений глины. Стали брать её оттуда, методом проб и ошибок научились доводить до нужного состояния, лепить горшки и обжигать их в самодельной дровяной печи.
Но печь не давала нужной температуры, и в итоге мы получали высокий процент брака. В прошлом году мы скооперировались с другом: он приобрёл профессиональную печь и керамические материалы, так что мы вышли на новый уровень производства горшков. Однако вскоре друг уехал в другое место, забрав с собой оборудование. Поэтому на данный момент проект с керамикой на стопе.
Соответственно, этой зимой керамики не было – перебивались случайными заказами в очень малом объёме. В будущем зимнем сезоне рассчитываем решить проблему с печью и вновь заняться глиняными изделиями.
С самого старта проекта мы завели аккаунт в Instagram, где рассказывали про суккуленты и свой опыт в их выращивании. В 2019 году мы открыли продажи и оказались на заре зарождения суккулентной темы в Instagram, тогда таких профилей там почти не было. Аудитории было видно, что для нас это дело не теория, что мы хорошо знаем, о чём говорим, и это вызывало доверие. Постепенно подписчиков в профиле прибавлялось.
После блокировки Instagram в России охват публикаций в нашем аккаунте снизился раза в три. Но я буду продолжать его вести: хотя таргетинг там теперь невозможен, можно продолжать продвигаться через блогеров и рекомендации наших подписчиков (то есть через сарафанное радио).
А параллельно попробуем развиваться в «Вконтакте» и Telegram. Пока туда, правда, перешло совсем небольшое количество подписчиков. Если в Instagram у нас за 4 года набралось 15 тысяч подписчиков, то в Telegram перешли всего около 500.
Последние негативные тенденции в экономике на нас почти не отразились, в нашей деятельности нет почти никаких импортных составляющих. Разве что на печь для керамики, которую мы бы себе хотели приобрести, цена выросла в 1,5 раза.
В планах на этот год – собрать финансирование на новую печь на крауд-платформе «Бумстартер». Тогда мы сможем продолжать делать горшочки для наших готовых композиций – люди любят и ценят их.
Также планируем привлечь как минимум одного сотрудника, который бы помогал с растениями и упаковкой. А если получится собрать средства на печь – возьмём и ещё одного сотрудника на это направление.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».