Однажды Василий Быков купил для своей дочери самокат, и это стало первым шагом в череде событий, которые привели к запуску довольно нестандартного проекта – сервиса проката самокатов. Василий протестировал идею в бизнес-школе – но её в пух и прах разнесли коучи-эксперты. Однако Быкова это не остановило – и сейчас его самокаты можно арендовать в семи странах мира. О том, как заинтересовать своим проектом инвесторов и развивать его в условиях возросшей конкуренции, порталу Biz360.ru рассказал основатель сервиса Samocat Sharing Василий Быков.
Василий Быков, 42 года, предприниматель из Калининграда, основатель компании
Samocat Sharing. По образованию – инженер-судостроитель, окончил Калининградский технический университет. Позже получил образование в бизнес-школе Vlerick в Бельгии. В 2006 году занялся собственными проектами, связанными с платёжными терминалами и вендинговыми аппаратами. Продал этот бизнес в 2009 году, после чего открыл интернет-магазин. В 2015 году вместе с Денисом Медведевым и Сергеем Писаренко основал компанию Samocat Sharing, которая развивает сеть автоматических микротранспортных станций по аренде самокатов. Сегодня сеть насчитывает более 150 станций в 7 странах.
Как это часто бывает, бизнес-идея родилась из потребностей будущего основателя компании. В 2014 году Василий Быков купил дочери самокат, и во время прогулок она так быстро гоняла на нём, что папе приходилось за ней бегать. Потом он купил самокат для себя, но большую часть времени транспорт простаивал на балконе или в багажнике машины. А в ситуациях, когда он действительно помог бы быстро преодолеть небольшое расстояние – например, по терминалам аэропорта или по городским районам, где нет общественного транспорта, его не оказывалось под рукой.
Василий подумал о том, что неплохо было бы иметь возможность брать самокат в аренду там, где приходится ходить пешком, а сдавать его в другом месте – там, куда приезжаешь. Перед его глазами был пример велошеринга - общегородской системы автоматических прокатных станций велосипедов. Такие системы в 2014 году развивались не только в США и Европе, но и в России – в частности, в Москве и Казани. А вот самокаты, которые начали входить в моду, централизованно в аренду никто не предлагал. «Поиск в Google по запросам «шеринг», «самокат шеринг» или «скутер шеринг» ничего не давал. Даже на китайском языке», - рассказывает Василий.
У Быкова имелось чёткое представление о том, как должен работать сервис аренды самокатов. В середине 2000-х Василий владел сетью из 200 платёжных терминалов, а затем занимался вендингом - торговлей кофе, снеками и игрушками через автоматы. Прокат самокатов, по его задумке, тоже должен быть полностью автоматизирован.
Желающий покататься скачивает приложение на свой смартфон, оплачивает через него поездку и получает код для доступа к самокату на станции. Самокат отсоединяется от микротранспортной станции (парковочной коробки), и им можно пользоваться. По окончании срока проката самокат сдаётся на любую другую станцию со свободным слотом. Всё то же самое, что и с велопрокатом.
«Прокат очень похож на вендинг, - объясняет Василий Быков. - И там, и там средний чек невысок (1–2 евро), а стоимость автоматических станций довольно велика (около 4–5 тысяч евро). В обеих сферах очень важна географическая локация, в которой будут установлены станция или аппарат. Имеются сходные требования к электронике, «железу» и софту: нужны замки, удерживающие устройства, приёмные устройства, антивандальные решения, доступ к «облаку», онлайн-касса, эквайринг и так далее».
Экспертиза в сфере вендинга убедила предпринимателя в том, что проект коммерчески перспективен, и дала ему уверенность в собственных силах. Но обучение в бизнес-школе чуть было не поставило реализацию этого проекта под угрозу.
Во время учёбы в брюссельской бизнес-школе Vlerick у Василия Быкова появилась возможность представить свою идею с прокатом самокатов преподавателям и коучам. На одном из семинаров Василий и несколько его сокурсников защищали проект городского автоматического сервиса по прокату этого вида транспорта. Проект посчитали бесперспективным, студентам поставили неудовлетворительные оценки.
«Нам сказали, что наша идея вообще не пойдёт. Во-первых, в ней нет ничего нового, а во-вторых, она больше рассчитана на детей. Это всё было в 2014 году, и тогда замысел с шерингом самокатов не казался таким очевидным, как сейчас», - вспоминает Василий.
К числу недостатков проекта отнесли и отсутствие внятных перспектив монетизации. Сокурсники Быкова с мнением преподавателей согласились, а он сам – нет. Василий решил искать единомышленников, вместе с которыми мог бы реализовать свою идею. И не в Европе, а в Москве.
«Там есть языковые барьеры, плюс европейцам сложно объяснить, как твой проект может работать. Поэтому мне было легче стартовать в Москве, собрав здесь команду разработчиков», - объясняет он.
Весной 2015 года Василий Быков вернулся в Москву, где познакомился с будущими компаньонами - Денисом Медведевым и Сергеем Писаренко. Вместе они стали работать над прототипом станции для проката, продумывать технологическую сторону и маркетинг. В качестве рабочих самокатов подошли Oxelo Town французского бренда Decathlon - они лёгкие, маневренные и надёжные. Их предстояло лишь немного адаптировать под прокат: внедрить антивандальные решения, поставить замки и радиометки, чтобы самокат не угнали.
Принципиальным решением стало использование мускульных самокатов (то есть таких, для передвижения на которых нужно отталкиваясь ногой от земли), а не электросамокатов. Последние значительно дороже и быстро ломаются. Как рассказывает Василий Быков, обычные самокаты служат два-три года, а электрические требуют замены или ремонта уже после двух-трёх месяцев активного использования.
Станцию проката и ИТ-платформу команде Samocat Sharing пришлось придумывать фактически с нуля, действуя методом проб и ошибок. Дизайн станции создавался в студии известного дизайнера Артемия Лебедева.
В итоге запуск проекта, который изначально планировался на лето или осень 2015 года, отложили более чем на год. «Мы сталкивались с проблемами, которые знакомы всем разработчикам. Неправильно подобранная электроника, нехватка знаний, сервис не до конца был заточен под мобильное приложение. Кроме этого нужно было увязать станцию для шеринга из железа с электроникой. Создание станций в Калининграде растянулось: создавался прототип, потом он изготавливался, тестировался, в нём выявлялись и исправлялись ошибки», - констатирует Василий.
Сначала разработка велась на средства совладельцев. Так, Василий Быков вложил в проект около $100 тысяч. Пока проводились первые тесты, компаньоны начали искать международные инвестиции, заодно пропагандируя идею шеринга самокатов на глобальном уровне. В 2016 году стартап Samocat Sharing получил $110 тысяч от американского фонда Urban X, а также поучаствовал в международных конкурсах, посвящённых «новой мобильности», в Берлине, Нью-Йорке и других городах. Также проект получил грант от российского фонда содействия инновациям в размере 2 миллионов рублей. «Наша идея везде вызывала вау-эффект», - говорит Василий Быков.
В 2016 году проект Samocat Sharing установил первые три станции для проката самокатов в инновационном центре «Сколково». «Железо» для платформы привезли из Калининграда, собрали его на месте и запустились. Станции работали с перебоями и позволяли сразу выявить недочёты в конструкции и софте.
Этот тест доказал, что взрослые люди охотно берут самокаты в прокат. Первые пользователи чаще всего арендовали этот вид транспорта из любопытства – они совершали на самокате короткие поездки по 10-15 минут. Стоимость аренды была 2 рубля в минуту или 60 рублей в час.
Тестирование идеи в «Сколково» выявило следующую проблему – бизнес сложно масштабировать. Например, много времени уходило на сборку платформы для самокатов - около двух недель. «Поняли, что при такой сборке расти невозможно. То есть две-три станции сделать – это хорошо, а вот если 10 или 100, ничего не получится. Тут нужна была и быстрая сборка, и управление сетью. Необходимо было заняться переструктурированием и дальнейшим тестированием», - замечает Василий Быков.
Выяснилось, что идея аренды самокатов близка чиновникам городских транспортных департаментов. Дело в том, что она решает вопрос недостающего звена в системе городского транспорта - помогает преодолеть «последнюю милю». Так называется участок, который не покрывают метро, автобусы или трамваи: путь от дома до автобусной остановки (или от остановки до офиса), обычно не превышающий 0,5–3 километра. Часто именно из-за нежелания проходить это расстояние пешком люди садятся в автомобиль, что приводит к перегруженности транспортных магистралей и пробкам на дорогах.
По подсчётам представителей Samocat Sharing, в среднем использование самоката экономит людям 23 минуты в день - за год это около 100 часов. В вопросах преодоления «последней мили» самокаты являются отличной альтернативой велосипедам: они развивают меньшую скорость и не так травмоопасны, их проще спускать в подземные переходы, они компактнее.
Проблема «последней мили» актуальна не только для России, но и для многих зарубежных стран. В 2017 году мэрия финского города Эспоо пригласила Samocat Sharing обкатать систему на своей территории. В Эспоо расположен один из ведущих университетов Финляндии, и чиновники предложили предоставить студентам сервис, который помог бы им быстрее передвигаться по территории вуза.
Университетский кампус города Экспоо выделил средства на производство семи станций с самокатами. Сервис шеринга проработал на их территории год, а затем проектом заинтересовались и власти столицы Финляндии – города Хельсинки.
В 2018 году проект привлёк нового инвестора – предпринимателя из Новосибирска Антона Супруна. Он вложил около €1 миллиона. Тестирование проекта, проходившее в Москве и Финляндии, позволило выявить недостатки, а средства инвестора – устранить их и сделать проект более технологичным. Так, при производстве станций стали использовать другие крепления для самокатов, более дешёвые элементы. Сборка одной станции вместо двух недель занимает теперь два часа. На привлечённые средства запустили серийное производство на заводе в Калининграде. Здесь изготавливают около 200 станций в месяц.
С самого начала Василий Быков планировал развитие компании с помощью широкой партнёрской сети. Общая схема взаимодействия, по его задумке, выглядит так. Samocat Sharing предоставляет партнёрам–франчайзи оборудование (станции и самокаты) и облачную IT-платформу со встроенным платёжным решением. А те сами устанавливают станции проката, договорившись об аренде с муниципальными властями или частными владельцами участков-локаций, а затем занимаются их поддержкой и обслуживанием.
Станция на 10 сложенных самокатов занимает всего 1,5 квадратных метра. Это значительно меньше, чем велосипедная станция проката. К тому же она может работать от солнечных батарей и не требует подключения к источнику электроэнергии.
Стоимость одной станции для франчайзи составляет от 396 до 440 тысяч рублей, в зависимости от размера заказа. Samocat Sharing берёт комиссию 20% за работу колл-центра и приём платежей. При средней ежемесячной выручке 5600 рублей за один самокат окупить станцию можно за 7–12 месяцев - это один-полтора сезона работы. В южных регионах прокат самокатов может работать фактически круглогодично. Рентабельность, как указывает Василий Быков, выше, чем в сегменте электросамокатов, прокат которых запустили в Москве в прошлом году компании «ДелиСамокат» и YouDrive.
Сегодня партнёры-франчайзи Samocat Sharing работают в ряде крупных городов России - Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Геленджике, Новосибирске, а также в Грузии, Армении, на Кипре, в Испании, Франции и Финляндии. Всего установлено около 400 станций. По словам Василия Быкова, объём предзаказов на 2019 год уже превышает 1500 станций, так что скоро имеющихся мощностей будет недостаточно. Сейчас компания планирует масштабировать производство и запустить новую производственную площадку в индустриальном парке «Храброво» в Калининграде.
Развивать проект команде Samocat Sharing приходится на фоне возросшей конкуренции. На мировом уровне прокатом самокатов в 2018 году занялись такие известные сервисы, как Uber и Lyft. Другими заметными игроками стали три стартапа - Bird, LimeBike и Spin, которые совместно привлекли от инвесторов $225 миллионов и выросли в «единорогов» (стоимость каждой из этих молодых компаний быстро перевалила за миллиард долларов).
В 2019 году компания ожидает десятикратного роста количества станций, и высокие темпы она намерена сохранить в ближайшие пять лет. К 2021 году, по прогнозам, сервис пройдёт точку безубыточности и начнёт приносить прибыль. «Сейчас мы растём и постоянно вкладываем средства в производство. Когда происходит быстрый рост, тут не до прибыли», - замечает Василий.
Бурного роста Samocat Sharing намерен достичь за счёт развития по франшизе, привлекая малый и средний бизнес в качестве партнёров. К 2021 году компания планирует разместить до 50 тысяч станций по аренде самокатов в мире. «В наших планах поставить станции с нашими самокатами на каждом континенте. Мы отдаём предпочтение локальным предпринимателям, которые своими силами открывают и развивают прокат. Сейчас у нас есть запросы о сотрудничестве от десятка стран», - добавляет Быков.
У проекта есть корпоративные клиенты – например, аэропорт «Домодедово» в Москве. Для них Samocat Sharing предоставляет в прокат и электросамокаты, и гироскутеры. Вполне возможно, что через несколько лет Samocat Sharing станет платформой для шеринга любого микротранспорта.
Читайте также:
Братья по оружию: как заработать на оборудовании для лазертага.
Железный человек:как заработать на производстве спортивного инвентаря.
Крути педали: как один велопрокат стал платформой для многих бизнес-проектов.