Аналитика и автоматизация – сегодня это именно те инструменты, которые выводят компании в лидеры рынка. Актуальны они практически для всех игроков рынка, в том числе для селлеров, ведущих продажи на маркетплейсах. О том, как с помощью анализа данных определять наиболее маржинальные и популярные товары, а также почему в команде продавца должен быть аналитик, порталу Biz360.ru рассказал Александр Зимин, селлер пяти брендов на российских маркетплейсах.
Александр Зимин – предприниматель, селлер с пятью брендами на маркетплейсах. Прошёл путь от торгового представителя до квалифицированного бизнес-упаковщика и селлера. В настоящий момент выводит бренды на международный рынок, является наставником для начинающих предпринимателей, помогает систематизировать действующие бизнесы и настраивать бизнес-процессы. Бренды, которые он продаёт на маркетплейсах, приносят 6 млн. рублей выручки в год.
В современной электронной коммерции аналитика – ключевой фактор успеха, особенно на маркетплейсах. Она помогает компаниям находить перспективные товары, оптимизировать ассортимент и повышать прибыльность.
Важную роль в компании получает специалист, который может собирать разрозненные данные, анализировать их и на основе полученной информации делать прогнозы. В своей деятельности он может использовать системы отчётности в Excel или Google-таблицах, а также решения 1С и других вендоров.
Работа аналитиков на разных площадках в целом схожа, результатом их деятельности должны быть:
- расчёт юнит-экономики;
- реагирование на изменчивость спроса;
- управление ассортиментом;
- адаптация к изменениям правил и алгоритмов каждого маркетплейса;
- отслеживание конкурентов и быстрое заимствование успешных идей;
- управление логистикой и складскими услугами;
- оперативное реагирование на изменения в рыночной ситуации.
Принимая во внимание вышеуказанные аспекты, важно понимать: работа с маркетплейсами не является исключительно бизнесом селлера и сильно зависит от конкретных площадок. Поэтому необходимо постоянно адаптироваться к изменениям на платформах.
«Жизненный цикл» товара на маркетплейсе во многом определяется аналитикой. Она влияет на то, что именно будет продавать магазин, как долго и на каких условиях. Рассмотрим основные этапы работы с ассортиментом:
-
Выбор товаров для продажи. Аналитики исследуют рынок и отслеживают тренды, чтобы определить, какие товары могут пользоваться высоким спросом. Специалисты анализируют конкурентов, цены и спрос, а также учитывают сезонность и предпочтения покупателей.
-
Закупка. На этом этапе аналитики определяют оптимальную себестоимость товара.
-
Продажа. Аналитики отслеживают показатели продаж и определяют стратегии по улучшению эффективности маркетинга, рекламы и продвижения товаров. Они анализируют данные по конверсии, возвратам и отзывам, чтобы выявить возможности для оптимизации.
-
Снижение продаж и перенасыщение категории. Аналитики определяют, когда товар становится менее прибыльным из-за конкуренции и снижения спроса. Они же изучают стратегии конкурентов и ищут способы сохранить конкурентоспособность.
На основе прогноза продаж, анализа прибыли и ключевых показателей создаются модели, которые помогают компании или селлеру добавиться нужных результатов. Юнит-экономика оценивает прибыльность товара и его соответствие бизнес-целям. Точный расчёт финансовой модели товара на маркетплейсе, с учётом всех затрат и комиссий, крайне важен.
Рассмотрим, как это работает на примере продаж набора фитнес-резинок на Wildberries.
Порядок действий:
-
Определяется стоимость закупки товара.
-
Учитываются дополнительные затраты на упаковку, печать и логистику в стране производителя.
-
Рассчитываются затраты на международную логистику и страхование груза.
-
Принимается в расчёт комиссия за переводы поставщику и потери на конвертации валюты.
-
Прибавляются расходы на логистику до склада и оплату услуг фулфилмент-компании.
-
Оцениваются расходы на отгрузку товара до склада маркетплейса.
-
Учитываются комиссии маркетплейса, затраты на продвижение и рекламу.
-
После учёта всех пунктов, рассчитывается рентабельность товара.
Этот анализа всех факторов влияет на финансовую модель товара.
Расчёт финансовой модели набора фитнес-резинок:
-
Стоимость закупки у производителя: 900 рублей.
-
Дополнительные затраты на упаковку и печатные материалы: 100 рублей.
-
Логистика внутри страны производителя: 50 рублей.
-
Международная логистика и страхование груза: 150 рублей.
-
Комиссии за переводы поставщику и потери на конвертации валюты: 70 рублей.
-
Логистика от службы доставки до склада: 50 рублей.
-
Оплата за работу фулфилмент-компании: 80 рублей.
-
Отгрузка товара до склада маркетплейса: 50 рублей.
-
Комиссия маркетплейса (18% от 2500 руб.): 450 рублей.
-
Затраты на продвижение и рекламу (10% от 2500 руб.): 250 рублей.
Общая себестоимость товара (с учётом всех расходов): 900 + 100 + 50 + 150 + 70 + 50 + 80 + 50 + 450 + 250 = 2 150 рублей.
Рентабельность товара: (Цена продажи минус Общая себестоимость товара) / Цена продажи = (2500 - 2150) / 2500 ≈ 0,14, или 14%.
В данном примере рентабельность товара составляет 14%. Это значит, что после учёта всех затрат и комиссий, бизнес получает прибыль в размере 14%.
Данный пример расчёта финансовой модели товара для набора фитнес-резинок является иллюстративным и не отражает реальных данных. Низкая рентабельность товаров часто обусловлена неправильно просчитанными финансовыми моделями. Продавцы снижают цены для лучших продаж товаров, но это зачастую приводит к снижению прибыли и даже убыткам.
Благодаря аналитике компания может оперативно реагировать на изменения на рынке: оптимизировать бизнес-процессы и увеличивать прибыль. Аналитик является незаменимым звеном команды, связывающим процессы и привносящим ценные инсайты. Именно он ежедневно предоставляет данные о продажах и остатках товара на маркетплейсах. Кроме того, он вносит предложения о том, как выполнить план продаж: с помощью ценообразования, рекламы и маркетинговых активностей, изменения ассортимента.
Аналитика на маркетплейсах является важным инструментом для успешного развития бизнеса. Следите за новыми трендами, анализируйте свои результаты и будьте готовы к переменам, чтобы достичь успеха на этих динамичных площадках.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».