Мобильных приложений для знакомств сейчас существует довольно много, но это не заставило российского программиста Михаила Шершнёва отказаться от идеи создать собственный продукт. Его приложение Chatto, которое Михаил запустил, живя в Лиссабоне, делает ставку на общность интересов и «умные» разговоры собеседников, а не на их внешность. О том, как продвигать свой продукт в конкурентной среде и как вести своё дело в Португалии, Михаил Шершнёв рассказал порталу Biz360.ru.
Михаил Шершнёв, 29 лет, предприниматель из Лиссабона, основатель проекта Chatto. Окончил Самарский аэрокосмический университет (факультет информатики). После защиты диплома переехал в Москву, работал в компании Surfingbird руководителем департамента мобильной разработки. Затем перешёл на аналогичную должность в компанию Pure, вместе с командой которой переехал в Лиссабон. Весной 2017 года основал в Португалии собственную компанию Dynamic Falcon, в рамках которой запустил приложение для знакомств Chatto.
Программист Михаил Шершнёв в 2015 году поселился в Лиссабоне - в Португалию переехала команда компании Pure, в которой он на тот момент работал руководителем департамента разработки. Он курировал мобильную разработку приложения знакомств и работал над его улучшением и добавлением новых функций.
В процессе работы, по словам Михаила, он разошёлся с руководством Pure во взглядах на то, каким должен быть продукт. И в начале 2017 года он уволился из компании, чтобы основать свою собственную фирму. «Я решил, что для меня будет лучше и спокойнее создать своё приложение и развивать его в том направлении, в котором считаю нужным».
Зарегистрировать свой бизнес в Португалии оказалось довольно тривиальной задачей: на оформление всех документов Михаилу Шершнёву потребовалось 3 дня и около 500 евро
При подаче документов необходимо было указать юридический адрес будущей фирмы. Офис проекту Михаила Шершнёва на первоначальном этапе был не нужен (и не требуется до сих пор). Поэтому для получения юридического адреса он обратился в агентство, которое предлагает в своём офисе почтовые ящики другим компаниям. Один из ящиков закрепили для корреспонденции будущей фирмы Михаила, его адрес и стал юрадресом.
Сразу же требовалось указать в документах на регистрацию название компании. Выбрать его в Португалии можно двумя способами: воспользоваться перечнем незанятых названий или придумать что-то своё, но ждать его проверки на аутентичность в течение 10-14 дней. Чтобы не затягивать с процедурой оформления бизнеса, Михаил воспользовался предложенным списком различных вариантов. Остановился на названии Dynamic Falcon, которое не имеет никакого отношения к приложению для знакомств.
Помимо этого необходимо было открыть счёт в банке. Если подсчитывать затраты на открытие, то в случае Шершнёва они следующие: около 200 евро – сама регистрация всех документов, 150 евро – услуги агента, аренда за получение юридического адреса - ещё около 150 евро.
«Мой бизнес зарегистрирован в Португалии. И в этом есть два положительных момента. В России у людей отжимают бизнес, случаются всякие нехорошие истории. Я с подобными ситуациями сам никогда не сталкивался, но люди рассказывают. Мне хочется быть подальше от всего этого. Второй момент – когда я открыл свою компанию в Португалии, я в неё сам себя и устроил. На основании того, что у меня бизнес в Португалии, я могу получить ВНЖ. И до тех пор, пока я работаю в своей компании, у меня будет вид на жительство», - рассказывает Михаил.
«Я оказался в очень выгодном положении, из-за чего мне было проще решиться на создание собственной компании, чем другим. За время работы в найме я успел побыть разработчиком сайта, проектировщиком backend'а, мобильным разработчиком, а также в некоторой степени продакт-менеджером. Я в целом понимаю, как делать мобильное приложение и всё вокруг него», - констатирует Михаил Шершнёв.
В самом начале команда проекта состояла из трёх человек – Михаила, его супруги-маркетолога Дианы и дизайнера, который работал из Москвы. Перед тем, как приступить к разработке собственного приложения знакомств, Михаил изучил предложения конкурентов. Их слабой стороной, по его мнению, было то, что пользователи ориентировались исключительно на фотографии друг друга. А то, чем занимается или интересуется человек, как он живёт, оставалось в стороне.
В своём продукте Михаил решил сделать упор на умные беседы и общение пользователей. Проект получил название Chatto – вариация слова «чат».
В классических приложениях для знакомств пользователи переходят к общению только после того, как оба партнёра нажмут на кнопку «Нравится» применительно к профилю друг друга (тем самым выразив согласие на начало разговора). В Chatto достаточно одному партнёру нажать на кнопку с сердечком, чтобы появился чат.
«Моя потенциальная половинка может не нажать кнопку «Нравится» из-за моей фотографии в классическом приложении. Например, она посчитает, что у меня слишком длинный нос. Мы же боремся с человеческими предрассудками, связанными с внешним видом. И считаем, что в первую очередь важно, какой человек в душе», - рассказывает Михаил.
То, о чём пользователи Chatto разговаривают внутри чата, создатели приложения не видят. Но если кто-то пожалуется на назойливого или не очень адекватного собеседника, команда проекта возьмёт его на заметку. Если на одного и того же человека поступит несколько жалоб, его забанят. Но пока такие ситуации ни разу не возникали.
Приложение использует собственную систему распознавания лиц. Она не позволяет публиковать пользователям собственные фото и селфи с серьёзной обработкой в специальных программах. И это тоже отличие Chatto от других приложений: ввести других пользователей в заблуждение относительно своей внешности не получится.
Изначально Chatto создавалось только как приложение для iPhone, потому что Михаил Шершнёв умел его делать. В сентябре 2017 года приложение запустили. Через пару месяцев, когда проект стал приносить деньги, был нанят разработчик и для создания версии под Android.
«Проблем с технической стороной никаких не было, потому что процесс разработки мне хорошо известен. Но возникали сложности другого рода. Мне приходилось заниматься бухгалтерией, банками, корреспонденцией. Всё это для меня было в новинку», - признаётся Михаил.
Например, были проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам. В первый раз предприниматель попробовал разобраться в том, как со счёта компании переводить деньги персоналу компании, с помощью сайта банка. Но тот весь на португальском языке. И Михаилу приходилось пользоваться переводчиком Google, чтобы понять, что и как нужно делать.
Некоторым облегчение стало то, что в Португалии налоги с зарплаты платит не работодатель, а сотрудник. Налог дифференцированный и зависит от размера оплаты. Минимум составляет 14,5%, а максимум – 48% (при годовом доходе больше 80 тысяч евро).
«Но я сам – сотрудник в собственной компании. И мне тоже надо платить налоги за себя. Здесь их выплачивают в начале каждого календарного года за предыдущий. Надо до марта подать налоговую декларацию, указать сумму дохода и рассчитать налог. Я пока выжидаю, ещё не заплатил», - замечает Михаил Шершнёв.
Зарабатывать на приложении Chatto Михаил рассчитывает только за счёт платной подписки. Она стоит $29,99. Оплату необходимо произвести в тот момент, когда пользователь, скачавший приложение бесплатно, хочет заполнить свой профиль. Заполненный профиль, в частности, необходим для начала любого чата с другим пользователем.
Оплата производится внутри приложения. Пользователю даётся несколько дней бесплатного пробного периода для того, чтобы он мог протестировать приложение. И если разочаруется в нём, то откажется от подписки сразу – в этом случае деньги так и не будут сняты. Раскрыть количество платных подписчиков Михаил Шершнёв отказался, но для понимания масштаба прироста клиентов привёл такие цифры: за последние 30 дней число пользователей увеличилось на 5 тысяч человек.
Приложение Chatto создавалось только на деньги его основателя. Вложения составили порядка 10 тысяч евро. Через 4 месяца после запуска, уверяет Михаил, удалось выйти на окупаемость.
От привлечения инвесторов Шершнёв отказался. «Считаю привлечение инвестиций развращающей вещью. Получив деньги инвестора, предприниматель начинает думать, что дело уже сделано. А на самом деле это только начало», – объясняет он.
Создатель Chatto считал, что приложение может быть интересно людям из самых разных стран. Поэтому оно представлено внутри App Store и Google Play на нескольких языках: русском, английском, немецком, французском, итальянском, корейском, китайском и японском. Хоть Михаил Шершнёв сейчас работает в Португалии, пока от перевода своего продукта на португальский язык он отказался.
Пожив в этой стране, он понял, что для местного населения диджитализация не так важна. Здесь люди предпочитают знакомиться друг с другом не с помощью мобильного приложения, а подсев друг к другу в баре или кафе. С другой стороны, в отказе от португальской аудитории есть и экономическая причина. Если на счёт компании Михаила Шершнёва будут поступать деньги от жителей Португалии, он должен будет заплатить с них повышенный налог. Для поступлений из других стран налог более низкий.
Какого-то усреднённого портрета пользователей у приложения Chatto не существует – они очень разные по возрасту, географии проживания, сферам занятости и интересам.
Сейчас больше всего скачиваний приложения Chatto фиксируется в России и Великобритании
Единственный способ продвижения Chatto, который пока используется – оптимизация страницы приложения в App Store и Google Play. Чтобы в поисковой выдаче приложение выдавалось в топе позиций, существует ряд методик – использование привлекающей иконки, использование ключевых слов, понятное описание приложения и т.д.
«На данный момент мы существуем только на органическом трафике. Когда ты ограничен в человеческих и финансовых ресурсах, надо сосредоточиться на наиболее эффективных каналах. Мы ещё не исчерпали все возможности органических поисковых установок», - убеждён Михаил Шершнёв.
У проекта Chatto амбициозные планы на 2018 год. По замыслу Михаила, по количеству пользователей оно должно вырасти в 10 раз. Способствовать этому призван выход на новые рынки – Америки и Азии. Предполагается, что сделать это получится к лету.
«Для выхода на новый рынок требуется не так много – перевести сам продукт внутри приложения на язык страны или региона, завести страничку для этой версии на Google Play и оптимизировать её. После этого надо смотреть, сколько людей из этой страны скачивают приложение, и как монетизируются новые пользователи. А дальше стоит думать о продвижении», - рассказывает Михаил Шершнёв.
В этом году команда проекта будет усиливаться, потому что рук профессионалов очень не хватает. Скоро приступят к работе два разработчика: один будет улучшать версию приложения для iOS, другой – для Android. Оба они из Самары, а работать им предстоит удалённо. «Работая удалённо, всегда можно подстроить свои графики друг под друга. Не думаю, что у нас возникнут какие-то сложности», - замечает Михаил.
Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год у новых проектов.
Как IT-проект Hello Baby пробивает себе дорогу на мировой рынок.
В Калифорнию за бизнес-идеями: как заработать на деловых турах.