Один из самых известных предпринимателей Санкт-Петербурга Андрей Лушников открыл для себя айкидо, когда ему было уже за 30. Ему очень понравилась философия этого вида единоборств: вовремя уходи с линии атаки, используй энергию противника, учись правильно падать. В какой-то момент он начал применять принципы айкидо и в бизнесе – и считает, что во многом именно это помогло ему состояться как предпринимателю. О том, как восточные единоборства помогают добиваться успеха, Андрей Лушников рассказал в своей книге «Айки-бизнес».
Андрей Лушников, глава совета директоров группы компаний
«БестЪ», основатель уникального образовательного проекта
«Школа Бенуа». Входит в рейтинг миллиардеров «Самые богатые люди Петербурга». Личное состояние оценивается в 5,4 млрд. рублей, общая капитализация компаний - около 10 млрд. рублей. Андрей Лушников много лет занимается айкидо (имеет второй дан Ёсинкай) и многие принципы этого вида единоборств применяет в бизнесе. В 2020 году в соавторстве с журналисткой Анастасией Жигач выпустил книгу «Айки-бизнес: как запустить и сохранить свой бизнес».
Бизнес в стиле бокс очень моден и популярен: жёсткие удары, стресс, давление - на ситуацию, партнёров, себя и мир вокруг. Это бизнес в стиле Wall Street. Ни шагу назад, если споткнулся или не сдержал удар - значит умер. Всё завязано на цифры и то, как они монетизируются в успешность. Представь «бентли», будь как «бентли», порви всех за «бентли», смотрите, я был никем, а теперь у меня «бентли».
Это всегда смертельный поединок, где надо беречь голову: если не ударишь ты, ударят тебя. Известных бизнесменов, которые пропагандируют примерно такую стратегию, много: Олег Тиньков, Ричард Брэнсон, Тони Шей. У них свой путь.
Айкидо совсем другое дело: уступить партнёру не страшно, быть слабым можно, давить необязательно. Бегать за «бентли» и мочить партнёров? Зачем? В бизнесе в стиле айкидо деньги появляются сами по себе, а энергия и нервные клетки расходуются бережнее и эффективнее. Я знаю, о чем говорю: для меня айкидо - это философия, которой придерживаюсь всю сознательную жизнь, и это даёт мне ощутимые успехи. Айкидо учит везде находить пространство для шага вперёд.
Что такое айкидо? Его придумали в Японии, это раз. Оно родилось как пересечение восточных боевых искусств и философии, это два. И наконец, три: слово «айкидо» переводится как «путь гармонии духа и жизненной силы». Всё просто: «ай» это гармония, «ки» это энергия, «до» - дорога, путь и способ.
Главных приёмов айкидо немного. Я объясню главное. Чтобы применять их, не нужно драться, надевать кимоно или коллекционировать пояса. Применение им вы найдёте и в бизнесе (во время переговоров, при управлении командой или выстраивании отношений с партнёрами), и в жизни (при общении с близкими, улаживании конфликтов с соседями или внештатных ситуаций на отдыхе).
Итак, в айкидо есть несколько важных моментов, которые нужно знать и уметь практиковать. Условно говоря, их можно разделить на следующие приёмы:
-
уметь уходить с линии атаки и вовремя нанести свой удар;
-
пользоваться энергией противника, выводить его из равновесия;
-
уметь правильно падать;
-
амортизировать.
Главная мысль, которую надо запомнить: всегда уходить с линии атаки. Как Давид победил Голиафа? Он победил его головой, не вступая с ним в прямое противостояние. Потому что чем круче боксёр, тем сильнее он получает. Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором.
Я попытался кратко и сжато набросать основы своей философии. Ниже - главное, что, как мне кажется, стоит перенять предпринимателям, чтобы быть успешнее, быстрее, гибче, интереснее партнёрам, рынку и, прежде всего, себе.
1. Всегда старайтесь перейти на новый уровень. Прибыль появляется в момент изменения функционала.
2. Создавайте свои системы координат. Так вы автоматически окажетесь в выигрышной позиции. Ведь играть на своём поле и по своим правилам легче.
3. Вопрос часто важнее ответа. Задайте его мозгу. Расслабьтесь - и мозг выдаст ответ сам.
4. Не надо бояться инвесторов и страшиться брать в долг. Не бойтесь взять кредит или ипотеку на квартиру - это всегда выгоднее, чем снимать и копить на отдельное жильё. В детстве мы все, решая задачи, подсматривали в конец учебника: сошёлся ли ответ? В правильную ли сторону я пошёл? Инвестор - это и есть та самая страничка с ответами. Если человек с деньгами вас поддержал, значит, вы решаете правильную задачу, и ответ будет верным. Из этого следует пятый совет.
5. Ищите партнёров. Одиночки вымрут, как динозавры. Я за коллаборации! Партнёры - это прозрачность бизнеса, проверка идеи на вшивость. Другого ещё надо убедить в своей идее. Не убедил десяток умных людей - меняй идею. Общайся со скептиками и критиками.
6. Надо помнить, что у денег есть своя мощнейшая энергия. Если их уважать, они всегда будут в кармане, на счёте, в новых объектах и людях. Деньги - это эквивалент твоего труда, физического и умственного. В этом смысле и предприниматели, и наёмные сотрудники абсолютно равны: зная правила айкидо, научиться ими управлять, создавать и притягивать легко как первым, так и вторым. В этом плане айкидо универсальная вещь. Тем, кому надо, айкидо поможет перейти из вторых в первые: для этого достаточно видеть возможности, которые и так подкидывает жизнь, и использовать их, позволяя себе рискнуть.
7. Используйте чужую силу. Есть люди умнее вас, воспользуйтесь этим. Главное - составить правильную команду. Айкидо позволит работать с теми, кто умнее вас, так, что от этого выиграете и вы, и те, чьи силы вы используете.
8. Относитесь к проблемам как к задачам, смотрите на них со стороны, с позиции взрослого человека, и убирайте эмоции до минимума.
9. Не стоит слепо следовать бизнес-плану, это может погубить компанию. Бизнес-план должен эволюционировать с компанией и внешним миром, быть гибким, учитывать ситуацию, то, что происходит вокруг. Учесть всё наперед невозможно, но иметь негативный, нормальный и оптимистичный сценарии в руках нужно обязательно.
10. Все в коллективе должны понимать, что они делают. Если понятна цель, понятна и мотивация, и как с ней работать. Кто-то, как в той истории про Кеннеди, скажет, что он продаёт кирпичи, а кто-то - что строит церковь. Один скажет, что делает влажную уборку в центре управления полётами, а другой - что помогает человечеству летать в космос. У вас должны работать те, кто чувствуют себя не винтиками, а виновниками торжества. Те, кто строят церкви и отправляют человека в космос.
11. Вы либо продаёте, либо покупаете, и от этого зависит то, как вы себя ведёте. Я очень люблю историю из детского садика. Ко мне подошла девочка и спросила: «У меня красивые штанишки?» Я подумал и сказал: «Да». «Тогда у тебя тоже», - улыбнулась она мне в ответ. Это работает всегда. То есть у меня красивые штаны, только если у неё они красивые. Как в известной песне: «Если ты меня не любишь, то я тоже нет».
12. Не надо отказываться от старых друзей потому, что кто-то из «великих» сказал, что окружение делает предпринимателя. Как там было? Хочешь начать зарабатывать в два раза больше, начни общаться с теми, кто уже зарабатывает в два раза больше, и не слушай тех, кто на твоём уровне. Это не всегда так. Каждый человек может привнести в вашу жизнь то, что вы используете для блага своего бизнеса. В погоне за «правильными» друзьями можно лишь растерять ресурсы. Цените своих друзей, других таких не будет.
13. Ошибки - это нормально. Предпринимателю ни в коем случае нельзя бояться их совершать. В случае чего конфликт даст вам куда больше ресурсов, чем обычное состояние «всё в порядке». Рискуйте с умом, но обязательно рискуйте!
14. Используйте все возможности, которые даёт вам мир. Я убеждён, что выход есть всегда. Надо просто уметь читать знаки, которые попадаются на пути. Представьте, что вы дедушка в возрасте 100 лет. Как бы вы поступили? Если сделаете, пожалеете? А если не сделаете, пожалеете? Этот приём помогает мне принимать решения. Надо лишь чуть-чуть отойти в сторону от текущей ситуации и посмотреть на задачу с новой позиции. Неизвестность - это поле для творчества и маркетинга.
15. Если вы не можете быть предпринимателем сегодня (у вас не хватает денег, нет идеи, знаний и т.д.), можно устроиться на работу - туда, где вы можете что-то улучшить, например, себя. Можно пойти водителем и выучить английский язык за это время, устроиться секретарём и предложить, как изменить компанию. Только не стоять на месте. Устраивайтесь на работу, где есть место для развития.
16. Конкуренция - это бокс. Я за айкидо. За то, чтобы создавать новые продукты и рынки. Надо уходить от конкуренции, ведь завтра всё равно в продаже появится такой же продукт, как у тебя, только ещё лучше. Конкуренция полезна для общества, но не для предпринимателей. Старайтесь делать свой продукт неконкурентным заранее. Или в обозримом будущем. Создавайте новые ниши, придумывайте взрывные продукты и оставайтесь гибкими. А когда конкуренты поджимают или нет места для развития, думайте о продаже бизнеса.
17. Маркетинг в современном мире крайне важен. Надо уметь находить своих клиентов и создавать новые ниши.
18. Ругайте свои достоинства и хвалите недостатки противника.
19. Искренне интересуйтесь людьми. Всегда думайте, чем они могут быть вам полезны, а вы - им.
21. Находите что-то небольшое, популярное в других странах и пробуйте использовать у себя на родине, в городе, в бизнесе. Это тоже айкидо.
22. Уступи, и получишь время. Так вы выведете соперника из состояния равновесия и сможете использовать его энергию.
Важный момент: айкидо - это способ мышления, философия, процесс. Нельзя, применив один раз приём из айкидо, расслабиться и больше ничего не делать: эффект будет кратковременный, и больших изменений вашей жизни это не принесёт.
Приятный момент в том, что айкидо - и сложная, и не сложная наука. И она доступна каждому. Главное, практиковать его каждый день, почаще включать осознанность и прежде, чем реагировать на внешний раздражитель, хотя бы на секунду задуматься о том, как надо себя повести, не идя на поводу у эмоций и инстинктов, привычных сценариев и шаблонов.
Практикуйтесь! Применив несколько раз приёмы айкидо и увидев их эффект, вы не сможете разучиться их применять. Как нельзя разучиться кататься на велосипеде.
Более подробно о бизнесе в стиле айкидо читайте в книге Андрея Лушникова и Анастасии Жигач
«Айки-бизнес: как запустить и сохранить свой бизнес».