Последние три года российский бизнес переживает один кризис за другим: сначала пандемия и локдаун, в этом году – перестройка рынка, связанная с геополитическими событиями и экономическими санкциями. В такой ситуации особенно неспокойно чувствует себя малый и средний бизнес. О том, как в нестабильное время сохранить компанию и развиваться в условиях новой реальности, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Татьяна Кузнецова, исполнительный директор франчайзинговой сети Coffee Like.
Татьяна Кузнецова – исполнительный директор франчайзинговой сети Coffee Like. На данный момент сеть объединяет 238 партнёров и более 900 кофе-баров в 136 городах России и странах СНГ.
Весной и летом 2022 года в России закрылось 113,5 тысяч коммерческих предприятий – это на 17,5% больше, чем в прошлом году. Перестройка экономики, уход иностранных компаний и беспрецедентные санкции заставляют предпринимателей быть гибкими, чаще принимать сверхбыстрые оперативные решения.
В отдельных индустриях на общую ситуацию накладываются и отраслевые проблемы.Например, нашей сети добавил проблем неурожай в Бразилии и политическая нестабильность в Колумбии – странах, которые являются основными мировыми поставщиками кофе. Из-за этого в начале года цены на кофе менялись каждую неделю.
Ещё одной сложностью бизнеса становится сокращение продаж. В нестабильной экономической ситуации люди стараются отказываться от лишних трат.
В такой ситуации предприятиям становится сложнее не только развиваться, но и в принципе оставаться на плаву. Они меняют свои стратегии и вырабатывают новый план действий. Оценив опыт наших франчайзи, которые продолжили открывать новые кофе-бары и в 2022 году, я могу сформулировать следующие рекомендации малому бизнесу.
Многие говорят, что в кризис главное – не поддаваться панике и сохранять спокойствие. На мой взгляд, это не совсем верно: нельзя продолжать вести бизнес, как ни в чём не бывало. Нужно объективно оценить ситуацию и направить усилия на укрепление наиболее важных зон.
Во-первых, необходимо провести анализ всех своих продуктов. Понять, какие из них более востребованы и приносят наибольшую выручку, а какие требуют дополнительных затрат. Избавление от неликвида и низкомаржинальных продуктов – первый шаг после тщательного анализа.
Во-вторых, целесообразно составить сценарии возможного развития ситуации. Ситуация нестабильна, и в кризис можно получить удар, откуда не ждали. В Coffee Like мы руководствуемся правилом: на каждую проблему должно быть от 8 до 12 вариантов решения.
Руководителю стоит чаще встречаться с подчинёнными, а также присутствовать на совещаниях отделов, чтобы быть в курсе дел и иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации.
Кроме того, важно проверить чистоту юридического поля: доверенности, обязательства, цифровые подписи, пароли – к физическим, интеллектуальным, цифровым видам собственности.
И, конечно, в кризис важно перераспределить бюджет. Для любой компании в приоритете формирование подушки безопасности как минимум на два месяца бесперебойной работы.
Например, мы первым делом заполнили склады – это помогло сохранить стабильность во время коллапса с поставками кофе. Мы выиграли время и смогли придумать, как лучше обойти ограничения.
Любой бизнес – это всегда люди. В кризис очень важна поддержка, причём, и сотрудникам компании, и партнёрам, и клиентам.
Как управляющая компания, мы стараемся поддержать своих франчайзи: организовываем встречи с юристами и финансовыми аналитиками, которые дают рекомендации по прохождению турбулентности с наименьшими потерями.
Внутри компании важно поддержать сотрудников: сохранить заработную плату и предложить помощь. В открытом диалоге выясните, какие проблемы возникли у подчинённых и как вы можете помочь их решить. Сотрудники – это точка опоры для бизнеса, и важно, чтобы вы стали такой же опорой для них.
Необходимо идти навстречу поставщикам. Не торопитесь разрывать отношения с проверенными поставщиками, даже в пользу тех, у кого, как кажется, лучшие условия. Отсрочки, займы, временные пересмотры условий – используйте всё, чтобы поддержать друг друга. Ну и можно составить отдельный список из тех компаний или людей, которые не пошли вам навстречу – вряд ли с ними в дальнейшем получатся партнёрские отношения.
В условиях нестабильности, когда ситуация может измениться в один момент, кажется, что не может быть никакого развития. Но это не так. Когда подушка безопасности сформирована, а процессы оптимизированы, можно задуматься о возможностях, которые открывает кризисное время.
Один из вариантов – предложить рынку новые продукты или услуги. Подойдя с креативностью к адаптации бизнеса под новые условия, вы можете найти неожиданные точки роста. Как минимум – заполнить образовавшиеся в кризис ниши на рынке.
Например, наша сеть Coffee Like в 2022 году начала процесс интеграции с другими региональными операторами кофеен. Мы либо продаём франшизу при условии полного ребрендинга, либо переподключаем кофейни к нашим бизнес-процессам с сохранением существующего бренда.
Экономическая нестабильность на рынке – это стресс и замедление для 90% бизнесов. Но для 10%, которые грамотно корректируют финансовую модель и чутко реагируют на изменения ситуации, это возможность роста. Главное – не впадать в крайности и обеспечить надёжный тыл внутри компании.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».