Бизнес высшей пробы: 10 популярных мифов о ювелирной индустрии

Прочтёте за 5 мин.

«Дорогое украшение – это не всегда хорошая инвестиция»

IT-инструменты, которые использует Владимир Язов

  • PayKeeper
  • Битрикс24
  • Zoom

Ювелирный бизнес окутан довольно большим количеством мифов, стереотипов, слухов, сплетен и преувеличений. Тут вам и самые богатые люди в мире, и громкие криминальные истории, и знаменитые подделки, и семейные тайны королевских особ. Давайте вспомним некоторые мифы о ювелирном бизнесе и разберёмся, что в них правда, а что не соотносится с реальностью. А поможет нам в этом сооснователь ювелирного бренда Diamonds Are Forever Владимир Язов.

Досье

Владимир Язов – предприниматель из Москвы, сооснователь российского ювелирного бренда Diamonds Are Forever. Окончил МИФИ по специальности «Информатика и вычислительная техника». Более семи лет работал в сфере розничного бизнеса в международным компаниях Deloitte и Metro. В 2008 году начал активно заниматься развитием e-commerce в ювелирной индсутрии. В 2011 году вместе с женой Галиной запустил собственный проект Diamonds Are Forever, который специализируется на украшениях классов «премиум» и «люкс».

Владимир Язов

Миф №1: владельцы ювелирного бизнеса – исключительно богачи

Истоки этого мифа «растут» из имиджа ювелирного сырья – драгоценных камней и металлов, которые сами по себе стоят дорого. Значит, можно предположить, что торговля ими означает сверхприбыли. Однако тем, кто находится «за кулисами» ювелирного рынка, представляется совсем другая реальность. 

По данным российской Гильдии ювелиров, в 2021 году в стране работало около 3500 ювелирных заводов и примерно 15 000 магазинов. Это официальные данные, учитывающие наиболее крупные производства и сети. А ведь есть ещё и малый бизнес – частные мастера-предприниматели, которые делают украшения на заказ или разрабатывают их в лимитированных сериях. Борьба за клиента усиливается с каждым годом, что приводит к снижению стоимости товара (при этом качество изделий и сервис только растут). 

Влияет на доходы и жёсткое законодательное регулирование отрасли. Российские ювелирные компании обязаны контролировать исполнение 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путеё, и/или финансированию терроризма», а также, с 2022 года, подавать сведения об обороте драгоценных камней и металлов в систему контроля ГИИС ДМДК, то есть, фактически, дублировать всё товародвижение. Для исполнения этих обязанностей ювелирные предприятия вынуждены расширять штат и, как следствие, нести расходы. 

Jewelry

Ещё одно недавнее нововведение – с 1 января 2023-го в ювелирной отрасли отменены патентная и упрощённая системы налогообложения, то есть к расходам ювелиров добавился ещё и обязательный НДС. 

И, наконец, в этом бизнесе высокие затраты: на маркетинг, ФОТ, аренду помещений. Как пример, чистая прибыль нашей компании составляет порядка 10-12% от выручки после уплаты налогов – что можно назвать средним, а никак не сверхприбыльным показателем для российского бизнеса. 

Миф №2: высокая наценка на ювелирные изделия предполагает большие скидки

Стереотип, что ювелирный бизнес – сверхприбыльный, влечёт за собой миф, что продавцы ювелирных изделий обязаны проводить грандиозные распродажи, особенно на такие праздники, как Новый год, 8-е марта, 14-е февраля. Но в том, что касается распродаж, не всегда стоит верить глазам. Большие скидки – маркетинговый ход, который постоянно используют производители и магазины, устраивая ажиотаж вокруг товара. И не только в ювелирной отрасли: вспомните ту же «Чёрную пятницу», придуманную американскими маркетологами и приучившую весь мир к «невероятным» скидкам. 

Ювелирная индустрия – очень консервативная. В ней много лет работают одни и те же тенденции. Праздничные распродажи – привычный маркетинговый приём в ювелирном масс-маркете, люкс так широко им не пользуется. Однако, развенчивая первый миф, мы уже говорили, что это не очень высокомаржинальный бизнес, так что скидки в нём часто ставятся на искусственно завышенную стоимость. 

Выгоду покупки украшения стоит оценивать не по величине скидки, а по его качественным характеристикам – стоимости материалов, особенностям камней, художественной ценности изделия.

Миф №3: на ювелирном рынке много подделок

В 90-е годы, когда бизнес зачастую строился не самым честным путём, подделки украшений случались. И даже 10-15 лет назад на рынке присутствовали недобросовестные игроки, которые могли понижать пробу золота, подменять вставки или завышать характеристики камней ради выгоды. Но сегодня сложно представить себе такую ситуацию. 

Наоборот, современные ювелирные компании делают всё возможное для повышения доверия клиентов, внедряют стандарты качества, улучшают сервис. Сегодня это бизнес, в котором репутация имеет большое значение.

Jewelry 

Но если вы всё-таки опасаетесь подделок, выбирайте магазины крупных сетей или нишевые люксовые бутики, которые тщательно проверяют каждое изделие (производителя, историю, материалы), прежде чем выложить его на витрину. В небольших частных мастерских такого контроля качества и стандартов нет, там рисков определённо больше. 

Миф №4: высокое качество украшений – только у топ-брендов

Безусловно, знаменитые ювелирные дома задают высочайшую планку качества изделий и стандартов обслуживания, потому что могут позволить себе нанимать опытных ювелиров, работать на высокотехнологичном оборудовании, покупать высококачественный металл и камни. 

Но это не означает, что менее известным компаниям такие ресурсы недоступны. Сегодня на бирже можно приобрести камни любых характеристик и качества, вопрос только в цене. Доступ к технологиям также есть у многих. 

Так, среди топ-брендов распространена практика использовать производственную базу и привлекать мастеров разных стран – в зависимости от того, какие территории осваиваются. Эти же технологии и кадры могут использовать и местные, не такие раскрученные, ювелирные компании. Например, в России много талантливых ювелиров, готовых обеспечить качество украшений, не уступающее всемирно известным брендам. Такие украшения уже доступны в отечественных магазинах и бутиках. Вот, что гарантирует их качество: 

  • ювелирная компания должны быть лицензирована Федеральной пробирной палатой;

  • украшение должна сопровождать опломбированная ювелирная бирка, штамп завода-изготовителя;

  • при покупке обязателен чек, с которым можно обратиться к продавцу или производителю по гарантии;

  • украшения премиум- и люкс-сегмента должны иметь сертификаты качества на использованные в них драгоценные камни (выдаются крупными лабораториями, например, GIA). Номер сертификата наносится лазером на рундист камня. Его можно рассмотреть под микроскопом и убедиться, что сертификат соответствует тому камню, который вы покупаете;

  • соответственно, в магазине должно быть профессиональное оборудование для детального рассмотрения украшения. 

Миф №5: стоимость ювелирных изделий только растёт и никогда не падает

На самом деле стоимость ювелирных изделий может колебаться в зависимости от экономических условий, обменных курсов, цен на металлы и даже тенденций моды.

Например, рост цены на украшения в национальной валюте обусловлен ростом доллара и евро по отношению к рублю. А также тем, что золото и камни – рыночный товар, и их стоимость на бирже растёт и в долларовом эквиваленте, и в эквиваленте российской валюты.

Jewelry 

Если сравнить стоимость отдельных украшений несколько лет назад и сейчас, можно увидеть, что в рублях цена возросла, а в долларах – осталась прежней. И если вспомнить колебания курса в 2022 году, связанные с политическими и экономическими потрясениями, вы увидите, что цены на ювелирные изделия в этот период также колебались, а не только росли. 

Миф №6: достичь успеха в ювелирном бизнесе может только ювелирный мастер или геммолог

Успех в ювелирном бизнесе, как и в любом другом, в первую очередь зависит от человеческих и предпринимательских качеств личности – энергии, целеустремлённости, работоспособности, отсутствия страха перед ошибками и умения извлекать из них уроки. 

Важно грамотно спланировать запуск и развитие бизнеса: определить цель, разобраться с пониманием покупательской аудитории и её потребностями, изучить конкурентную среду и другие особенности рынка. А профильные знания можно закрыть и путём найма соответствующих специалистов – мастеров-ювелиров, оценщиков, геммологов, менеджеров по продажам и т.д. 

Я сам когда-то начинал ювелирный бизнес, опираясь на опыт реализации проектов в розничной торговле и менеджерские навыки, полученные в международных корпорациях. Безусловно, за время работы в ювелирной индустрии я неоднократно проходил профильное обучение, но основную профильную работу в моей компании выполняли и выполняют соответствующие отраслевые специалисты. Моя ключевая функция состоит в координации и стратегическом управлении бизнесом. 

Миф №7: продавать ювелирные изделия через интернет выгоднее, чем в офлайн-магазине

Ювелирный бизнес очень консервативен. Покупатели ювелирных изделий привыкли совершать покупки по определённой схеме – в магазине, где можно в спокойной обстановке и при качественном освещении рассмотреть, примерить украшение, сравнить, задать вопросы. Им важно знать, что есть конкретное место, куда можно обратиться по гарантии, в случае сомнений в качестве или для сервисного обслуживания (например, уменьшить или увеличить размер кольца). Наша аудитория чаще делает выбор в пользу офлайн-покупок, и нам выгоднее удовлетворять её потребности вживую. 

Если же говорить о финансовой стороне, продажа ювелирных изделий в интернете – далеко не самая экономичная бизнес-схема. Бюджеты на интернет-рекламу в ювелирной сфере в разы превышают стоимость аренды помещения и других затрат на офлайн-бизнес.  

Во-первых, придётся потратиться на разработку сайта, который должен быть красивым, удобным и технологичным – с продуманным алгоритмом фильтрации и подбора украшений, интеграции с платёжными сервисами, автоматически обновляемым каталогом и прочими продвинутыми IT-решениями.

Jewelry 

Далее необходимо постоянно генерировать качественный контент – устраивать профессиональную видео и фотосъёмку товаров, чтобы демонстрировать их во всей красе, ведь украшения часто выбирают глазами. Затем – обеспечивать безопасную доставку товара к покупателю, что означает повышенные расходы на страхование изделий. 

По моему опыту, сумма на содержание, обслуживание и рекламу интернет-магазина в среднем составляет около 3 млн. рублей ежемесячно. Содержать офлайн-магазин в удачном проходимом месте обходится дешевле. 

Миф №8: цены на ювелирные изделия в интернете ниже, чем в офлайн-магазине

Цена на товар определяется уровнем затрат, которые магазин несёт ежемесячно. В случае с ювелирным бизнесом эти затраты, как уже упоминалось в других мифах, обусловлены высококонкурентной средой, дорогостоящим сырьём, жёстким законодательным и налоговым регулированием и другими факторами.

Также на ювелирном рынке действуют рекомендованные производителями розничные цены, ниже которых магазин не имеет права «ронять планку». По этим причинам ювелиры вряд ли будут продавать изделия в интернете сильно дешевле, чем в обычном магазине. 

Миф№9: чем сложнее дизайн – тем дороже изделие. А дизайн топ-брендов вообще неповторим

Первое утверждение – не совсем миф. Для разработки и реализации сложного украшения требуется больше времени и мастерства. Сложно устроенную многокомпонентную модель до запуска в продажу важно тщательно отработать в драгметалле и камнях, чтобы убедиться, что она действительно получилась интересной и соответствует задумке дизайнера. Такие изделия стоят дороже, а время на их изготовление может исчисляться месяцами. 

Известные бренды далеко не всегда создают сложные изделия. Их уникальность, скорее, в художественной ценности. Дизайнеры, которые работают над украшениями всемирно известных фирм, чаще всего творческие личности – настоящие художники, которые создают действительно неповторимые и запоминающиеся ювелирные хиты.

Jewelry 

Причём по исполнению эти украшения могут быть довольно простыми. Интересны они, скорее, своей идеей, замыслом. Например, у Cartier есть две такие узнаваемые модели – браслеты Love и в форме гвоздя – очень простые по дизайну и очень популярные, ставшие, фактически, визитной карточкой бренда. 

Миф № 10: дорогие брендовые изделия – лучшее вложение денег

Купить дорогое украшение всемирно известного бренда – совсем не значит окупить его стоимость при продаже в будущем. В ломбарде за изделие, скорее всего, заплатят сумму, которая отражает фактическую ценность использованных материалов – драгметаллов и камней. Возможна незначительная наценка «за имя», но вряд ли конечная цена составит более 50% от первоначальной. 

Если же рассматривать покупку как инвестицию, лучше отдавать предпочтение редким камням (например, бриллиантам редких цветов и форм или другим камням с исключительными характеристиками), которые добываются сегодня в малом количестве. Либо же выбирать редкие украшения из лимитированных серий или те, которые уже не производятся. Такие изделия действительно могут с годами дорожать при условии бережного и аккуратного хранения.

Владимир Язов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

15 марта 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов