До запуска собственного бизнеса Наталья Менчик успела сделать карьеру в логистической компании и вырастить сына и дочь. «Отправив во взрослую жизнь своих детей, я поняла, что снова хочется видеть улыбки малышей – и занялась детским бизнесом». В её сети парикмахерских к детям относятся особенным образом – мастера умеют успокоить ребёнка, могут спеть малышу песню, с понимаем относятся к детским страхам и капризам. О том, как сделать стрижку комфортным мероприятием для ребёнка и прибыльным бизнесом для себя, Наталья Менчик рассказала порталу Biz360.ru.
Наталья Менчик, 43 года, предприниматель из Москвы, основатель сети детских парикмахерских
«Причёскин». Компанию открыла в 2010 году, сегодня в сети пять собственных салонов и ещё два работают по франшизе. Увлекается танго. Замужем, мама двух детей.
Первый муж Натальи Менчик хотел, чтобы жена была домохозяйкой, высшее образование он посчитал для неё излишним (при том, что в школе Наталья шла на золотую медаль). А дальше жизнь сложилась так, что до высшего образования руки так и не дошли – нужно было работать.
«Я пошла на модные в то время курсы помощника-референта для руководителей, - рассказала Наталья. - По окончании курсов через компанию, где проходило моё обучение, я получила работу в ЮКОСе. На курсах нам преподавали основы бухгалтерии, деловую этику и т.д. То есть после них секретарь должен был уметь не только печатать на машинке».
К кризису 1998 года Наталья ушла из ЮКОСа и решила сменить сферу деятельности. Она пошла учиться на риэлтора в школу менеджеров «Арсенал», и в рамках этого обучения изучила в числе прочего основы юридической практики, а также прошла тренинг по личностному росту (они тогда были не так распространены, как сегодня).
Около четырёх лет Наталья работала риэлтором, а дальше опять решила всё поменять – подруга позвала работать в транспортную компанию, которая занималась мультимодальными перевозками. Там Наталья в должности менеджера управляла процессом транспортировки контейнеров из одной точки мира в другую. В этой компании она дослужилась до начальника отдела и почти стала замдиректора по финансам, но ушла: устала от бизнеса, который был слишком сложен и непредсказуем из-за человеческого фактора и частых перемен в таможенных законах. «Это была моя последняя работа по найму. Через год я решила заняться своим бизнесом».
Наталья всегда любила детей. И ниша детских парикмахерских, которые однажды попались ей на глаза, показалась ей привлекательной и перспективной. «Сам этот бизнес пришел к нам из Америки, как и барбершопы, - комментирует создательница «Причёскина». – Когда я стартовала, рынок был пуст, в городе было всего две конкурирующие компании. Одна – «Чик-чик», которую основала американка русского происхождения. Другая – «Андерсен», которая работала в формате семейного салона, где стригли и детей, и взрослых».
Начинала Наталья сама, вкладывала свои деньги. Для старта первого салона понадобилось около 500 тысяч. рублей. Когда дело расширилось до нескольких точек и самостоятельно управлять им стало трудно, к бизнесу присоединился супруг Натальи – Александр Ермак. Так бизнес стал семейным.
«Я могу работать со всеми аспектами предприятия – и считаю, что это должен уметь каждый предприниматель, - рассказывает Наталья. - Но больше я люблю общаться с клиентами, создавать атмосферу, придумывать креативы и фишки. Этим я и занялась. А муж хорошо решает все технические моменты».
Первое помещение для «Причёскина» с постоянным потоком детей было найдено без особых проблем, дальше был разработан сайт и логотип. Наибольшая трудность была в том, чтобы найти мастеров. В силу новизны проекта парикмахеры соглашались на такую работу неохотно. Неудивительно: мало какой маленький клиент с радостью идёт на смену имиджа – чаще он просто боится походов в салон.
«Детей пугает парикмахерская по многим причинам, - говорит Наталья. – Они могут бояться громких фенов (у нас сейчас поставлены тихие). Спокойное цветовое решение многих салонов может напоминать ребенку о поликлинике – что хорошего ждать от такого места ребёнку? Или малыш мог долго лежать в больнице – и теперь не подпускает к себе людей с острыми предметами. Или он был во взрослом салоне, и там его напугала тётя с фольгой на голове.
Чтобы расположить к себе детей, мы поставили в салонах телевизоры с большим количеством мультиков, покрасили стены в яркие цвета, у нас много игрушек, кресла-машинки. Но самым важным остаётся работа персонала и умение найти подход к разным детям».
В итоге мастеров в «Причёскине» воспитывали самостоятельно методом проб и ошибок. «Я просто всё время сидела в салоне и общалась с клиентами и сотрудниками. Наблюдала. Отмечала про себя, как что надо делать, - вспоминает Наталья. - К 2014 году я пришла к тому, чтобы оформить официальные стандарты нашей работы – до этого я по неопытности просто не знала, как вообще должен себя вести детский парикмахер. Сегодня в стандартах расписано всё».
В правилах прописано, например, что все этапы работы и манипуляции с инструментами надо обязательно заранее проговаривать с ребёнком и родителями. А дальше с каждым клиентом начинается поиск подхода.
«Мы разговариваем со всеми детьми, включая тех, которые пока говорить не умеют, - сообщила Наталья. – Ребёнок после мягкого обращения начинает по-другому на тебя реагировать – он расслабляется. Администратор и все сотрудники у нас всегда могут поиграть с детьми и легко споют песню из мультфильма. Все их мы уже знаем наизусть – издержки профессии».
Одним юным стилягам надо, чтобы вокруг них все пели и танцевали, другим – чтобы с ними был только один мастер, который бы тихо-тихо говорил и даже не смотрел на ребёнка.
«Один мальчик слишком долго играл в игрушки, и когда его стали сажать в кресло, заупрямился – ни в какую и всё тут, - вспоминает владелица «Причёскина». - В итоге мастер стригла его в момент, когда он отвернётся. Как только ребенок поворачивал к ней лицо, она сразу отводила глаза и делала вид, что занята посторонним делом».
С особенными детьми (с аутизмом, гиперактивностью и т.д.) действуют те же приёмы: терпение и мягкость. Плюс здесь, как показал опыт, особенно важен тактильный контакт.
Если напряжённого ребенка в кресле погладить по плечам, из них уйдёт напряжение – и ребёнок расслабится. То же работает с ладонями, которые дети на нервах сжимают в кулаки. На некоторых успокаивающе действует, если постоянно приговаривать «Ты хороший», «Ты молодец», «Сейчас подстрижём – пойдешь красивым» и т.д.
«Всё это работает, - говорит Наталья. - Одна из наших администраторов говорит, что убедилась в этом после такого случая. Был у нас один ребёнок с аутизмом, который в салоне всё время плакал. Его родители даже установили очередь, когда кто ведёт на стрижку – тяжело было. Мы из раза в раз ласково его уговаривали и хвалили. И на шестой раз ребёнок пришел в салон полностью спокойным и не плакал».
Конечно, годовалых детей гораздо проще отвлечь, чем трехлётних. Последние могут начать отказываться от стрижки просто потому, что проходят период «отрицания всего»: не хотят и всё тут. Плюс они уже могут сознательно отмахиваться руками. Зато таких уже можно побеждать словом: обещать специальные печеньки для стрижки, которые не получить без неё, например. Или каждые 5 минут напоминать ребенку, что после салона он пойдёт за мороженым (если с родителями договориться об этом заранее).
«Легко и просто таких детей не подстрижёшь, к этому надо в любом случае быть готовым», - говорит Наталья.
Основная целевая аудитория детских парикмахерских – мальчик 2-3 лет (заявленный крайний возраст обслуживания в «Причёскине» - 16 лет, но по факту это скорее 8-10 лет). Девочек гораздо реже стригут, им обычно отращивают волосы. Из клиенток-девочек приходят только самые своенравные барышни, которые просто не дают себя расчёсывать или закалывать волосы – таким делают каре, боб-каре и т.д.
«Причёскин» старается ориентироваться на постоянных клиентов. А вот, к примеру, сеть-конкурент из Санкт-Петербурга «Воображуля», с точки зрения Натальи Менчик, работает иначе.
«Если проанализировать их тактику развития, то можно сделать вывод, что эта сеть больше ориентирована на «потокового» клиента, - полагает Наталья. - Часть их салонов находятся в крупных торговых центрах (например, в «Меге»). Понятно, что родитель, которому понадобилось подстричь ребенка, не поедет туда специально за этим второй, третий, пятый раз, ведь это очень далеко. Такая стратегия не плоха и не хороша, она просто вот такая. А у меня – другая. Я ставлю на то, чтобы клиенты возвращались. Но для этого уровень сервиса должен быть очень высок».
При десятичасовом рабочем дне четыре мастера в «Причёскине» в среднем стригут около 75 человек в день. Рекорд в первом салоне составил 90 человек. Но при этом поток людей остаётся неравномерным в течение месяца и года.
Пиковое время обычно – утро выходных. В будни популярнее всего четверг (на этот день действует скидка для всех). Летом более популярна пятница. Самые посещаемые в году - последние две недели августа и первые две недели сентября. С середины сентября по середину октября идёт спад. Потом следует подъём спроса в ноябре-декабре перед Новым годом. Затем - снова спад, а потом после весеннего снятия шапок - опять рост.
«И даже погода влияет, - добавляет Наталья. – Один наш салон расположен близко к метро, другой - в бизнес-центре. И в метель во втором отменяются все записи, а в первом нет».
Для старта детского салона требуется меньше денег, чем для старта «взрослого» заведения. Однако сегодня стартовые инвестиции будут втрое выше по сравнению с тем временем, когда запускался «Причёскин» - минимум 1,5 млн. рублей. При этом, по словам Натальи Менчик, такой бизнес становится прибыльным не раньше, чем через год.
Но Наталья указывает, что детский салон, как и барбершоп, - это моноуслуга: организационно такой бизнес проще, чем заведение с широкой линейкой услуг.
«Во взрослом салоне красоты есть маникюр, педикюр, услуги косметолога, даже стилиста. Для него нужно большее помещение, начальные вложения будут от 3 млн. рублей и до бесконечности. В нашем же случае старт проще, а потом нужно добиться идеального выполнения детской стрижки, терпеливости парикмахера - и успех почти рядом», - констатирует Наталья.
Сегодня у предпринимательницы пять своих салонов. Они расположены в торговых центрах, в аквапарке, в бизнес-центре с детскими развивающими центрами, в детском клубе.
«Мы работаем для среднего класса, - говорит Наталья. - Есть парикмахерские, которые работают на сегмент «выше среднего» – там цена стрижки составляет несколько тысяч рублей; это, например, «Стриж» - в своей рекламе они говорят о том, что у них стригутся дети знаменитостей. Или, например, салон «Упс-пупс» с дорогим дизайном и ценами выше, чем у нас, но ниже, чем в «Стриже». У нас стоимость стрижки 750 рублей в будни, 850 – в выходные. Также есть система скидок. Во-первых, по четвергам стрижка детей до 7 лет стоит 490 рублей, на этот день записываются за одну-две недели. Плюс 20% скидки идёт за отзыв о нас, 20% - на день рождения и т.д. То есть средний чек выходит в итоге 650 рублей».
Наталья продвигает свой бизнес в «Яндекс.Директ» и Google Adwords, но не очень активно: она не может выделять большой бюджет на рекламу из-за небольшого среднего чека. Но наибольшее количество клиентов приходит в «Причёскин» через сарафанное радио. Для роста числа гостей Наталья придумала свою фишку, которая в итоге отлично себя показала.
«Я стимулирую отзывы, и благодаря этому наш салон на разных ресурсах показывают на более высоких позициях, - рассказала предпринимательница. – В «Яндексе», Google и 2ГИС мы выскакиваем в поиске первыми. И речь идёт о реальных отзывах – не зря мы за них даже скидку даём. Очень смешно получать письма от агентств по работе с репутацией – «удалим негативные отзывы», «добавим позитивных» и т.д. Так и хочется ответить – а хотите, я сама вас научу, как это делать бесплатно?»
В дальнейшем Наталья Менчик собирается активнее развивать свой проект по франшизе. Она уже сформирована, первую продали два года назад. Но, по мнению предпринимательницы, в этом продукте многое ещё надо доделать, чтобы он стал более «продаваемым»: оформить бренд-бук, стандарты и т.д. Франшиза детской парикмахерской стоит 200-250 тысяч рублей, дальше - 3-5% ежемесячного платежа.
«Это скромная и адекватная цена, у других одна франшиза стоит не менее 1 млн. рублей. Сейчас мы хотим развивать это направление активнее: стало ясно, что оно работает», - делает вывод Наталья.
Кроме этого, в её планы входит открыть ещё несколько собственных салонов. С точки зрения предпринимательницы, рынок детских парикмахерских всё ещё очень молод и потому перспективен, не насыщен. Это даёт возможность участникам пробовать новое - например, начинать торговать игрушками под собственной маркой, или производить собственную косметику, как делают некоторые барбершопы, или пробовать формат празднования дней рождений в детской парикмахерской, как делает «Воображуля».
«Одновременно сам бизнес очень весёлый, - говорит владелица «Причёскина». - Работа с детьми даёт большую эмоциональную и энергетическую отдачу».
Читайте также:
Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
«Лига роботов»: как заработать на обучении детей робототехнике.