Боб-каре для карапуза: как заработать на детских стрижках

Прочтёте за 5 мин.

Как устроена сеть детских парикмахерских «Причёскин»

IT-инструменты, которые использует Наталья Менчик

  • Yclients
  • Pinterest
  • Viber
  • Google docs

До запуска собственного бизнеса Наталья Менчик успела сделать карьеру в логистической компании и вырастить сына и дочь. «Отправив во взрослую жизнь своих детей, я поняла, что снова хочется видеть улыбки малышей – и занялась детским бизнесом». В её сети парикмахерских к детям относятся особенным образом – мастера умеют успокоить ребёнка, могут спеть малышу песню, с понимаем относятся к детским страхам и капризам. О том, как сделать стрижку комфортным мероприятием для ребёнка и прибыльным бизнесом для себя, Наталья Менчик рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Наталья Менчик, 43 года, предприниматель из Москвы, основатель сети детских  парикмахерских «Причёскин». Компанию открыла в 2010 году, сегодня в сети пять собственных салонов и ещё два работают по франшизе. Увлекается танго. Замужем, мама двух детей.

Наталья Менчик

От ЮКОСа до мультимодальных перевозок

Первый муж Натальи Менчик хотел, чтобы жена была домохозяйкой, высшее образование он посчитал для неё излишним (при том, что в школе Наталья шла на золотую медаль). А дальше жизнь сложилась так, что до высшего образования руки так и не дошли – нужно было работать.

«Я пошла на модные в то время курсы помощника-референта для руководителей, - рассказала Наталья. - По окончании курсов через компанию, где проходило моё обучение, я получила работу в ЮКОСе. На курсах нам преподавали основы бухгалтерии, деловую этику и т.д. То есть после них секретарь должен был уметь не только печатать на машинке».

К кризису 1998 года Наталья ушла из ЮКОСа и решила сменить сферу деятельности. Она пошла учиться на риэлтора в школу менеджеров «Арсенал», и в рамках этого обучения изучила в числе прочего основы юридической практики, а также прошла тренинг по личностному росту (они тогда были не так распространены, как сегодня).

Около четырёх лет Наталья работала риэлтором, а дальше опять решила всё поменять – подруга позвала работать в транспортную компанию, которая занималась мультимодальными перевозками. Там Наталья в должности менеджера управляла процессом транспортировки контейнеров из одной точки мира в другую. В этой компании она дослужилась до начальника отдела и почти стала замдиректора по финансам, но ушла: устала от бизнеса, который был слишком сложен и непредсказуем из-за человеческого фактора и частых перемен в таможенных законах. «Это была моя последняя работа по найму. Через год я решила заняться своим бизнесом».

Семейное дело

Наталья всегда любила детей. И ниша детских парикмахерских, которые однажды попались ей на глаза, показалась ей привлекательной и перспективной. «Сам этот бизнес пришел к нам из Америки, как и барбершопы, - комментирует создательница «Причёскина». – Когда я стартовала, рынок был пуст, в городе было всего две конкурирующие компании. Одна – «Чик-чик», которую основала американка русского происхождения. Другая – «Андерсен», которая работала в формате семейного салона, где стригли и детей, и взрослых».

Начинала Наталья сама, вкладывала свои деньги. Для старта первого салона понадобилось около 500 тысяч. рублей. Когда дело расширилось до нескольких точек и самостоятельно управлять им стало трудно, к бизнесу присоединился супруг Натальи – Александр Ермак. Так бизнес стал семейным.

Причёскин Team

«Я могу работать со всеми аспектами предприятия – и считаю, что это должен уметь каждый предприниматель, - рассказывает Наталья. - Но больше я люблю общаться с клиентами, создавать атмосферу, придумывать креативы и фишки. Этим я и занялась. А муж хорошо решает все технические моменты».

Маленький клиент – трудный клиент

Первое помещение для «Причёскина» с постоянным потоком детей было найдено без особых проблем, дальше был разработан сайт и логотип. Наибольшая трудность была в том, чтобы найти мастеров. В силу новизны проекта парикмахеры соглашались на такую работу неохотно. Неудивительно: мало какой маленький клиент с радостью идёт на смену имиджа – чаще он просто боится походов в салон.

Причёскин

«Детей пугает парикмахерская по многим причинам, - говорит Наталья. – Они могут бояться громких фенов (у нас сейчас поставлены тихие). Спокойное цветовое решение многих салонов может напоминать ребенку о поликлинике – что хорошего ждать от такого места ребёнку? Или малыш мог долго лежать в больнице – и теперь не подпускает к себе людей с острыми предметами. Или он был во взрослом салоне, и там его напугала тётя с фольгой на голове. 

Чтобы расположить к себе детей, мы поставили в салонах телевизоры с большим количеством мультиков, покрасили стены в яркие цвета, у нас много игрушек, кресла-машинки. Но самым важным остаётся работа персонала и умение найти подход к разным детям».

Причёскин

В итоге мастеров в «Причёскине» воспитывали самостоятельно методом проб и ошибок. «Я просто всё время сидела в салоне и общалась с клиентами и сотрудниками. Наблюдала. Отмечала про себя, как что надо делать, - вспоминает Наталья. - К 2014 году я пришла к тому, чтобы оформить официальные стандарты нашей работы – до этого я по неопытности просто не знала, как вообще должен себя вести детский парикмахер. Сегодня в стандартах расписано всё».

Стриги и пой!

В правилах прописано, например, что все этапы работы и манипуляции с инструментами надо обязательно заранее проговаривать с ребёнком и родителями. А дальше с каждым клиентом начинается поиск подхода.

«Мы разговариваем со всеми детьми, включая тех, которые пока говорить не умеют, - сообщила Наталья. – Ребёнок после мягкого обращения начинает по-другому на тебя реагировать – он расслабляется. Администратор и все сотрудники у нас всегда могут поиграть с детьми и легко споют песню из мультфильма. Все их мы уже знаем наизусть – издержки профессии».

Причёскин

Одним юным стилягам надо, чтобы вокруг них все пели и танцевали, другим – чтобы с ними был только один мастер, который бы тихо-тихо говорил и даже не смотрел на ребёнка.

«Один мальчик слишком долго играл в игрушки, и когда его стали сажать в кресло, заупрямился – ни в какую и всё тут, - вспоминает владелица «Причёскина». - В итоге мастер стригла его в момент, когда он отвернётся. Как только ребенок поворачивал к ней лицо, она сразу отводила глаза и делала вид, что занята посторонним делом».

Отрицание, «торг», принятие

С особенными детьми (с аутизмом, гиперактивностью и т.д.) действуют те же приёмы: терпение и мягкость. Плюс здесь, как показал опыт, особенно важен тактильный контакт.

Если напряжённого ребенка в кресле погладить по плечам, из них уйдёт напряжение – и ребёнок расслабится. То же работает с ладонями, которые дети на нервах сжимают в кулаки. На некоторых успокаивающе действует, если постоянно приговаривать «Ты хороший», «Ты молодец», «Сейчас подстрижём – пойдешь красивым» и т.д.

«Всё это работает, - говорит Наталья. - Одна из наших администраторов говорит, что убедилась в этом после такого случая. Был у нас один ребёнок с аутизмом, который в салоне всё время плакал. Его родители даже установили очередь, когда кто ведёт на стрижку – тяжело было. Мы из раза в раз ласково его уговаривали и хвалили. И на шестой раз ребёнок пришел в салон полностью спокойным и не плакал».

Причёскин

Конечно, годовалых детей гораздо проще отвлечь, чем трехлётних. Последние могут начать отказываться от стрижки просто потому, что проходят период «отрицания всего»: не хотят и всё тут. Плюс они уже могут сознательно отмахиваться руками. Зато таких уже можно побеждать словом: обещать специальные печеньки для стрижки, которые не получить без неё, например. Или каждые 5 минут напоминать ребенку, что после салона он пойдёт за мороженым (если с родителями договориться об этом заранее).

«Легко и просто таких детей не подстрижёшь, к этому надо в любом случае быть готовым», - говорит Наталья.

Ставка на постоянных клиентов

Основная целевая аудитория детских парикмахерских – мальчик 2-3 лет (заявленный крайний возраст обслуживания в «Причёскине» - 16 лет, но по факту это скорее 8-10 лет). Девочек гораздо реже стригут, им обычно отращивают волосы. Из клиенток-девочек приходят только самые своенравные барышни, которые просто не дают себя расчёсывать или закалывать волосы – таким делают каре, боб-каре и т.д.

Причёскин

«Причёскин» старается ориентироваться на постоянных клиентов. А вот, к примеру, сеть-конкурент из Санкт-Петербурга «Воображуля», с точки зрения Натальи Менчик, работает иначе.

«Если проанализировать их тактику развития, то можно сделать вывод, что эта сеть больше ориентирована на «потокового» клиента, - полагает Наталья. - Часть их салонов находятся в крупных торговых центрах (например, в «Меге»). Понятно, что родитель, которому понадобилось подстричь ребенка, не поедет туда специально за этим второй, третий, пятый раз, ведь это очень далеко. Такая стратегия не плоха и не хороша, она просто вот такая. А у меня – другая. Я ставлю на то, чтобы клиенты возвращались. Но для этого уровень сервиса должен быть очень высок».

При десятичасовом рабочем дне четыре мастера в «Причёскине» в среднем стригут около 75 человек в день. Рекорд в первом салоне составил 90 человек. Но при этом поток людей остаётся неравномерным в течение месяца и года.

Причёскин

Пиковое время обычно – утро выходных. В будни популярнее всего четверг (на этот день действует скидка для всех). Летом более популярна пятница. Самые посещаемые в году - последние две недели августа и первые две недели сентября. С середины сентября по середину октября идёт спад. Потом следует подъём спроса в ноябре-декабре перед Новым годом. Затем - снова спад, а потом после весеннего снятия шапок - опять рост.

«И даже погода влияет, - добавляет Наталья. – Один наш салон расположен близко к метро, другой - в бизнес-центре. И в метель во втором отменяются все записи, а в первом нет».

Равнение на средний класс

Для старта детского салона требуется меньше денег, чем для старта «взрослого» заведения. Однако сегодня стартовые инвестиции будут втрое выше по сравнению с тем временем, когда запускался «Причёскин» - минимум 1,5 млн. рублей. При этом, по словам Натальи Менчик, такой бизнес становится прибыльным не раньше, чем через год.

Но Наталья указывает, что детский салон, как и барбершоп, - это моноуслуга: организационно такой бизнес проще, чем заведение с широкой линейкой услуг.

«Во взрослом салоне красоты есть маникюр, педикюр, услуги косметолога, даже стилиста. Для него нужно большее помещение, начальные вложения будут от 3 млн. рублей и до бесконечности. В нашем же случае старт проще, а потом нужно добиться идеального выполнения детской стрижки, терпеливости парикмахера - и успех почти рядом», - констатирует Наталья.

Причёскин

Сегодня у предпринимательницы пять своих салонов. Они расположены в торговых центрах, в аквапарке, в бизнес-центре с детскими развивающими центрами, в детском клубе.

«Мы работаем для среднего класса, - говорит Наталья. - Есть парикмахерские, которые работают на сегмент «выше среднего» – там цена стрижки составляет несколько тысяч рублей; это, например, «Стриж» - в своей рекламе они говорят о том, что у них стригутся дети знаменитостей. Или, например, салон «Упс-пупс» с дорогим дизайном и ценами выше, чем у нас, но ниже, чем в «Стриже». У нас стоимость стрижки 750 рублей в будни, 850 – в выходные. Также есть система скидок. Во-первых, по четвергам стрижка детей до 7 лет стоит 490 рублей, на этот день записываются за одну-две недели. Плюс 20% скидки идёт за отзыв о нас, 20% - на день рождения и т.д. То есть средний чек выходит в итоге 650 рублей».

Наталья продвигает свой бизнес в «Яндекс.Директ» и Google Adwords, но не очень активно: она не может выделять большой бюджет на рекламу из-за небольшого среднего чека. Но наибольшее количество клиентов приходит в «Причёскин» через сарафанное радио. Для роста числа гостей Наталья придумала свою фишку, которая в итоге отлично себя показала.

Причёскин

«Я стимулирую отзывы, и благодаря этому наш салон на разных ресурсах показывают на более высоких позициях, - рассказала предпринимательница. – В «Яндексе», Google и 2ГИС мы выскакиваем в поиске первыми. И речь идёт о реальных отзывах – не зря мы за них даже скидку даём. Очень смешно получать письма от агентств по работе с репутацией – «удалим негативные отзывы», «добавим позитивных» и т.д. Так и хочется ответить – а хотите, я сама вас научу, как это делать бесплатно?»

Что дальше

В дальнейшем Наталья Менчик собирается активнее развивать свой проект по франшизе. Она уже сформирована, первую продали два года назад. Но, по мнению предпринимательницы, в этом продукте многое ещё надо доделать, чтобы он стал более «продаваемым»: оформить бренд-бук, стандарты и т.д. Франшиза детской парикмахерской стоит 200-250 тысяч рублей, дальше - 3-5% ежемесячного платежа.

Причёскин

«Это скромная и адекватная цена, у других одна франшиза стоит не менее 1 млн. рублей. Сейчас мы хотим развивать это направление активнее: стало ясно, что оно работает», - делает вывод Наталья.

Кроме этого, в её планы входит открыть ещё несколько собственных салонов. С точки зрения предпринимательницы, рынок детских парикмахерских всё ещё очень молод и потому перспективен, не насыщен. Это даёт возможность участникам пробовать новое - например, начинать торговать игрушками под собственной маркой, или производить собственную косметику, как делают некоторые барбершопы, или пробовать формат празднования дней рождений в детской парикмахерской, как делает «Воображуля».

«Одновременно сам бизнес очень весёлый, - говорит владелица «Причёскина». - Работа с детьми даёт большую эмоциональную и энергетическую отдачу».

Наталья Менчик


Читайте также:

Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
«Лига роботов»: как заработать на обучении детей робототехнике
.

25 июня 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов